Сауле ОМИРБАЕВА: «Туристами не рождаются»

Пятница, 02 Сентябрь 2016 09:41 Автор  Опубликовано в Общество Прочитано 34231 раз

В ЮКО возрождают добрые традиции детско-юношеского туризма

turistami ne roj 69 3

turistami ne roj 69 4Настенный календарь и две магнитные доски в кабинете Сауле Омирбаевой, директора областной станции юных туристов, исписаны на несколько недель вперед – только вчера она провела в Шымкенте День детского туризма (кстати, впервые в Казахстане), а уже сегодня полна новых планов и задумок, связанных с лагерем юных туристов, расположенным в красивейшем месте Южного Казахстана - в урочище Бургулюк.
Накануне Всемирного дня туризма, который отмечают 27 сентября, мы встретились с одним из успешных тур-менеджеров региона, членом-корреспондентом международной Академии детско-юношеского туризма Сауле Омирбаевой и обсудили перспективы развития детского и юношеского туризма. Тем более, что для этого нашелся еще один повод – в следующем году станция юных туристов отметит свое 60-летие.

Свой «Артек»
- Свою работу я воспринимаю не как службу, а как особую миссию, данную мне свыше, - делится Сауле Омирсериковна (руководителем станции юных туристов ее назначили в октябре прошлого года. – Прим. авт). – Любовь к родному краю, которая потом перерастет в увлечение туризмом, начинается с детства. Туристами не рождаются – ими становятся, и бывших туристов не бывает. А для развития туризма нужны условия. Сейчас в нашей области возрождают детско-юношеский туризм. И это радует: во-первых, станет больше ценителей природы, во-вторых, людей, любящих свой родной край. Я уверена, что развитие туризма – это воспитание патриотизма. В нашем регионе проживает самое большое количество детей, поэтому возрождение туристских станций и лагерей нам просто необходимо. Сейчас мы готовим спортивно-туристский лагерь юных туристов в урочище Бургулюк к новому сезону. Лагерь был открыт в 1957 году и носил имя Валентины Терешковой, однако среди туристов он больше известен как «Робинзон». Но теперь лагерь будет называться «Тау Барысы»: уникальные снежные барсы водятся в горах Южного Казахстана и являются одним из символов страны. Я хочу, чтобы этот лагерь стал своего рода «Артеком» для тысяч малышей. Здесь идеальные условия для развития детско-юношеского туризма – горы, скалы, перевалы, родники, пещеры. Было бы здорово, если бы в этом лагере собирались дети со всех регионов и полезно проводили время.

turistami ne roj 69 2

Энергию – в правильное русло
Сейчас на областной станции юных туристов занимаются больше тысячи детей. Во внешкольной организации работают три отдела – туристско-спортивный, экскурсионный и краеведческий.
- Когда-то наша станция «гремела» на весь Союз – о ней знали даже в Москве, - продолжает ее руководитель. – Но потом куда-то исчезла преемственность… Когда я пришла сюда и увидела состояние станции, твердо решила мобилизовать свои силы на то, чтобы она заработала на всю мощь - ведь речь шла о досуге детей. Нужно было направить их энергию в правильное русло. Особенно это актуально сейчас, когда в обществе участились случаи суицида и ранней беременности среди несовершеннолетних, их озлобленности. Конечно, можно запретить ребенку пользоваться смартфоном, но лучше обеспечить для него грамотный и полезный досуг.
Только за неполный год специалисты станции под руководством Сауле Омирсериковны провели более 60 (!) мероприятий, в том числе шесть – республиканских. В них приняли участие порядка пяти тысяч детей. Самое большое мероприятие этого года - республиканский туристский слет «Ұлы Дала Елі», проведенный совместно с МОН и республиканским учебно-методическим центром дополнительного образования. Сауле Омирсериковна проявила себя здесь в роли сценариста и постановщика. Под ее непосредственным руководством был поставлен одноименный флешмоб, который стал украшением церемонии закрытия слета.
Ее воспитанники всегда занимают призовые места. Сауле Омирсериковна гордится вторым общекомандным местом, завоеванным в честной и бескомпромиссной борьбе на республиканских туристских соревнованиях, команда областной станции юных туристов заняла первое место в чемпионате Казахстана по комбинированному туризму и выиграла Кубок. Областная станция юных туристов является координирующим центром в организации деятельности районных туристских станций. Совместно с районными станциями проводятся различные мероприятия спортивно-туристского направления. За время летних каникул 50 воспитанников в рамках подготовки к EXPO-2017 – а среди них самые активные ребята-кружковцы, а также дети, родители которых не в состоянии организовать дорогостоящий летний отдых для своих детей (о них Сауле Омирсериковна помнит всегда) – побывали в Астане. Вместе с ними в столицу поехали и двое детей Жомарта Сарсенбекова – сотрудника МЧС, героически погибшего в горах при спасении туристов. Вместе с членами своего коллектива Сауле Омирсериковна взяла шефство над маленькими Сарсенбековыми в память об их отце-герое. Она уверена, что эти ребята, став воспитанниками областной станции юных туристов, вырастут достойными людьми.
Одно из последних мероприятий – День детского туризма - был проведен впервые в Казахстане по инициативе директора станции. В этнопарк «Кен баба» были приглашены сто детей разного социального уровня и возраста. Для них была подготовлена интересная шоу-программа с ростовыми куклами, фотовыставкой, конкурсами, сладким угощением, манекенами в туристской экипировке, импровизированным горным уголком, на котором были установлены палатки, с грамотами и с памятными подарками и символическим костром из ярких шаров, которые затем взлетели ввысь. Всех желающих инструктора станции познакомили с бытом туристов.
На станции юных туристов учат жить в команде и любить природу. К примеру, дети учатся самоуправлению и самообслуживанию в быту, живут в палатках, спят в спальных мешках, самостоятельно готовят пищу на костре. У каждого ребенка - свои обязанности.
- Если, например, для занятий музыкой или рисованием нужны способности, то в туризм может прийти любой ребенок, - замечает Сауле Омирсериковна. – У нас отличная команда и неравнодушные кадры. Многие в городе знают Елену Густавовну Керхер, заслуженного инструктора по туризму Республики Казахстан, которая воспитала не одно поколение известных туристов и альпинистов. Вместе с детьми она прошла многие горные тропы Южного Казахстана. А сегодня она передает ученикам свой бесценный опыт. Один из них работает у нас – Закиржан Зарипжанович Абдураимов. Благодаря таким педагогам наши дети завоевывают призовые места на республиканских слетах и чемпионатах.
А еще здесь хотят внедрить проект по трехъязычию – изучению государственного, русского и английского языков. Как считает руководитель станции, знание иностранного языка для туриста открывает ему больше возможностей. С ним он точно не пропадет! Туризм и знание языков объединяют детей разных национальностей.

«Мне нравится жить в палатке»
С интересом вспоминает Сауле Омирсериковна и июньский пятидневный поход с детьми на загадочное озеро Сусынген, которое неожиданно исчезает в определенное время года.
- Перед походом я решила испытать на себе, что такое дикая природа, - улыбается моя собеседница. - Попросила директора Сайрам-Угамского национального парка Аскара Ниязова поддержать меня в организации нового для меня мероприятия. Тогда шел сильный дождь, но все было готово - кони, люди, бинокли. Даже стало страшновато - на лошади-то я никогда толком не ездила. Но я поняла, что отступать некуда – для своих воспитанников я должна быть лидером, которым дети гордятся. Это был настоящий экстрим! Слякоть, потом – настоящая жижа, узкая дорога, лошадь по самый круп в грязи. До озера мы добрались только вечером. Его стоило увидеть! Швейцария, и даже лучше! В этом уникальном озере водится удивительная рыба – голый осман. А когда озеро исчезает, рыба уходит вместе с водой. Необъяснимое явление… Мы переночевали, горячей еды не было, утром я надела мокрую одежду. Приехала домой уставшая, но счастливая. При восхождении на Сусынген я научилась одной вещи – слышать и чувствовать природу. И не бояться лошадей! Нам надо больше выезжать на природу – мы застряли в своих квартирах и офисах. Мы должны возвращаться к истокам, к природе. Я сама человек, привыкший к комфортной жизни, но сейчас мне нравится жить в палатке, готовить на костре и умываться родниковой водой. Не зря ведь журналисты окрестили меня «царицей гор»!

turistami ne roj 69 1

Урок патриотизма на свежем воздухе
Героиня нашей статьи – женщина активная, энергичная и креативная, к своей миссии относится добросовестно, ответственно и творчески. Она - не кабинетный работник: на станции юных туристов ее трудно застать – она или в походах с детьми, или на конференциях, или на встречах с людьми, которые неравнодушны к развитию детского туризма и разделяют все ее помыслы и чаяния.
Но только на энтузиазме, сетует Сауле Омирсериковна, развить детско-юношеский туризм не получится – для этого нужна серьезная поддержка.
- Нам помогают акимат области и управление образования, - говорит она. – Но развитие детско-юношеского туризма не обойдется без поддержки неравнодушных людей. До этого времени у станции не было собственных лодок для занятий водными видами спорта. Летом мы организовали сплав по реке Сырдарье с участием детей. Лодки нам предоставили ребята из КЛАДа - клуба любителей активного досуга. КЛАД – самый главный наш партнер, который бескорыстно готов помогать нам во всех наших начинаниях. Мы ему очень благодарны. Нам нужны скалодромы, рюкзаки, бинокли, палатки. Ни от чего не откажемся! Я считаю, что в нашем регионе должен появиться кто-то – депутат или просто человек, заинтересованный в развитии детского туризма, который бы помогал нам организовывать спортивно-туристские мероприятия. А планов у нас – громадье! Наша цель – объединить туристов области, людей разных возрастов и профессий, в одну команду. Туристы – народ особый, гордый и солидарный но, поверьте, если они объединятся, то сделают все, чтобы заинтересованность к нашему региону резко возросла. Южный Казахстан – это настоящий золотой Клондайк для туристов. Мы должны сделать туризм одной из главных отраслей региональной экономики. Это позволяют наша природа и обилие исторических памятников. Взять, к примеру, активные виды туризма: альпинизм, скалолазание, горный, конный, пешеходный, водный, лыжный, велосипедный. Сейчас казахстанцы проявляют больше интереса к здоровому образу жизни, и такой активный вид отдыха набирает популярность. Поэтому необходимо сделать еще доступнее услуги в тех же зонах отдыха, ведь сегодня досуг в них может позволить себе не каждая семья. И, конечно же, начинать надо с самых маленьких любителей активного отдыха. Станции юных туристов нужны для таких семей, которые не могут позволить себе вывезти детей за границу или организовать поездку даже в пределах нашей страны. Экскурсии и походы для маленьких туристов – это уроки истории и географии, музыки и рисования, физкультуры и труда, биологии, литературы на свежем воздухе. Сейчас дети сильно зависимы от социальных сетей, и любой выезд на природу им будет только на пользу. Только так, исходив родной край вдоль и поперек, можно превратить любого ребенка в любителя и ценителя края, патриота своей страны.

О личном
Сауле Омирсериковна пишет стихи на родном языке. И рисует. Творческая жилка у нее – от мамы, из рода Абая Кунанбаева. А еще она - член Фонда Ильяса Жансугурова, написала необычную статью о его личной жизни.
Сама Сауле Омирсериковна – урожденная карагандинка, но историю Южного Казахстана знает лучше многих его старожилов, так как является патриоткой края, в котором живет.
Ее часто называют «железной леди».
- Я не железная – стальная, - смеется Сауле Омирсериковна. - Жизненные потери позволили мне обрести гармонию и душевное умиротворение. Бог дает нам столько испытаний, сколько мы можем выдержать. Как говорил Майк Тайсон: «Когда человек встает с колен – это не физика. Это характер». И это мой жизненный принцип.
Сейчас наша героиня ждет возвращения сына Ельжана из армии («Ельжан» в переводе с казахского - «патриот»). Он окончил с красным дипломом магистратуру международного IT-университета. Именно мама настояла на том, чтобы сын отдал свой гражданский долг Родине.
- Я хотела, чтобы мой сын прошел школу мужества и стал достойным сыном своего народа, - говорит она. – Дети – это мои лучшие проекты. Они воплотили то, что у меня не получилось. С детства мне не давались музыка и английский язык. Моя дочь Гульнура окончила музыкальную школу по классу фортепиано и в совершенстве владеет несколькими иностранными языками. А сын – перспективный математик. Вот так природа «отдохнула» на моих детях!

P.S. Как упоминалось выше, в следующем году областная станция юных туристов, которая сейчас включает в себя 14 районных подразделений, планирует отметить свой 60-летний юбилей. По задумке директора, это будет большой праздник под названием «Великий Шелковый путь» в стиле церемонии вручения премии «Оскар», куда пригласят детей и подростков, родителей, педагогов и всех неравнодушных к развитию детского туризма. И, может, с этого момента он обретет второе дыхание…

Асель ХАМЗИНА

Работает в газете «Панорама Шымкента» с 2005 года. Освещает социальные темы и проблемы молодежи.