В субботу в арт-галерее «Кофеживописьвино» открылась выставка «Средняя Азия Федора Потехина». В экспозиции – 50 картин известного шымкентского живописца разных периодов.
50 полотен, представленные на выставке, были созданы с 1952 по 1985 год. «Крайними» точками выступают одна из самых ранних из сохранившихся в семейной коллекции работ — «Мавзолей ходжи Ахмеда Яссави», написанная в 1952 году, и «Красный самолет», написанный в 1986 году.
«Я хотела максимально показать все периоды, все стили и жанры, которыми он владел, — рассказала дочь художника Ольга Потехина. — То есть выставка разноплановая. Тот же «Мавзолей ходжи Ахмеда Яссави» был написан в академической манере, когда папа был еще студентом худучилища. Можно увидеть контраст между работами периода 1960-х и 1980-х годов – к примеру, серые, пасмурные «Аэропорт в Бетпак-Дале», «Чабаны», и, так называемая, «Жемчужная серия» — как с легкой руки мамы Евдокии Кузьминичны, стали называть пейзажи его последнего периода, нежные, переливающиеся, как жемчуг».
Творчество Потехина принято условно делить на два больших этапа — работы 1960-70-х годов, написанных в манере реализма, в напряженном, драматическом стиле, и импрессионистические картины, появившиеся с конца 1970-х. Но, как подчеркнула на этой выставке и подчеркивает всегда Ольга Потехина, она считает, что в принципе все работы художника можно отнести к импрессионистическому стилю.
«Потому что даже на картинах 1960-х годов видно, что мало кто себе позволял так свободно писать, — поясняет она свое видение. — Он был большой мастер, большой профессионал, который писал многие свои работы, за исключением больших, в один присест. Этюды он писал очень быстро. Ничего не поправлял и передавал первое впечатление, что и является главной сутью импрессионизма. Даже реалистические работы мы называем реализмом с натяжкой. Да, они достаточно реалистичные. Но, тем не менее, они все написаны такой большой кистью, что чтобы увидеть картину Потехина, надо отойти».
После смерти художника в 1996 году его семья провела уже несколько выставок в Алматы и Шымкенте. Основной «костяк» экспозиций повторяется: это такие известные работы живописца, как «Красный самолет», «Мавзолей ходжи Ахмеда Яссави», «Восточный базар», «Чабаны», «Старый Сузак», «Синий бык», «Бабочки» и многие другие. Повторилось и название выставки.
«Я намеренно его не меняю, — отметила Ольга Потехина. — На мой взгляд, «Средняя Азия Федора Потехина» — очень удачное название. Потому что оно отражает практически все творчество и всю жизнь отца. У него всегда была тяга к путешествиям, и профессия художника давала ему возможность удовлетворить эту страсть, набираться впечатлений и писать об увиденном. Он очень много ездил по стране и всегда возвращался с картинами. А в Южном Казахстане не осталось ни одного кусочка земли, где бы он ни побывал со своим этюдником и не запечатлел на холсте – это и Сузак, и Туркестан, и Казыгурт, и Аксу-Жабаглы, и Георгиевка, и Ванновка, и Арыстан Баб, и Машат, и Сайрам, и Каратау, и т.д. Всего не перечислить. Он очень любил наш край и воспел его в своих картинах».
Правильнее, конечно, было бы назвать выставку «Центральная Азия Федора Потехина». Но известно, что сам художник причислял Южный Казахстан к Средней Азии, к которой испытывал очень большую привязанность. Увидеть эту великолепную коллекцию работ первого импрессиониста Южного Казахстана Федора Потехина можно будет на протяжении нескольких месяцев. И воспользоваться такой возможностью нужно обязательно. Для кого-то это станет первым знакомством с творчеством этого удивительного и прекрасного мастера, кто-то углубит свои представления о мире этого художника, увидит ранее не выставлявшиеся полотна и еще раз насладится знаменитыми картинами живописца. Более того, как сказала дочь художника, это последняя выставка работ Федора Потехина в Шымкенте.
Лаура КОПЖАСАРОВА