Одной из главных задач для государства, общества и семьи является обеспечение образования, развития и безопасности подрастающего поколения. С этой целью в стране реализуются новые реформы, направленные на совершенствование системы дополнительного образования. На брифинге, состоявшемся на площадке Центральных коммуникаций в Астане, первый вице-министр Министерства просвещения Майра МЕЛДЕБЕКОВА сообщила о внедрении механизма ваучерного финансирования в сфере дополнительного образования.
Благодаря новой системе каждый ребенок сможет получить электронный ваучер для бесплатного посещения одного кружка или секции.
С июня текущего года пилотный проект запущен в городах Астана, Шымкент, Караганда, Атырау, Актобе и Кызылорда. Родители часто поднимали системные проблемы, такие, как непрозрачность очередей, отсутствие контроля за качеством услуг, дублирование заявок. Новая система направлена на предотвращение этих недостатков. Теперь финансирование будет осуществляться только в том случае, если ребенок фактически посещает занятия. Посещение каждого занятия регистрируется на цифровой платформе, и родители должны подтвердить его со своей стороны. Это должно пресечь ложные отчеты и бумажную регистрацию.
Кроме того, родители смогут свободно менять кружок или секцию без повторного сбора документов. Дети будут разделены на 12 социальных категорий, и каждая из них будет отслеживаться в индивидуальной очереди. Как раньше, если один ребенок получает льготу, другие родители не будут вытесняться из очереди. Весь процесс будет осуществляться в электронном виде, и родители смогут открыто видеть ход очереди. Вместе с тем, все организации дополнительного образования смогут претендовать на государственный заказ. Для этого им необходимо зарегистрироваться на цифровой платформе и предоставить соответствующие документы. Мониторинговая комиссия проверит организацию и определит ее соответствие требованиям качества. Ранее стоимость кружков рассчитывалась в размере МРП, теперь в каждом регионе базовый норматив будет устанавливаться в соответствии с местными особенностями. Это позволит точно учитывать такие расходы, как арендная плата, коммунальные платежи, заработная плата.
По словам заместителя акима города Астана Есета БАЙКЕНА, аналогичная ваучерная система, внедренная в дошкольном образовании, дает положительные результаты. Ранее количество детей в очереди, составлявшее 50 тысяч, сократилось до 20 тысяч за шесть месяцев. Устранены ложные регистрации, сэкономлены бюджетные средства, и более 20 тысяч детей дополнительно обеспечены детскими садами. В результате открыто 25 частных детских садов, и доступность для родителей возросла.
В рамках пилотного проекта, направленного на совершенствование системы дополнительного образования в Шымкенте, был выявлен ряд системных проблем. Заместитель акима города Сарсен КУРАНБЕК, участвовавший в брифинге, высказал свое мнение по этому поводу и отметил важные моменты.
«В процессе подготовки пилотного проекта был выявлен ряд недостатков. Например, ранее один ребенок мог одновременно быть зарегистрирован в нескольких кружках, даже у двух разных поставщиков услуг, и получать услуги по двум разным ваучерам. То есть, были зафиксированы случаи, когда один ребенок одновременно числился в двух местах и получал одинаковые услуги как от государственных, так и от частных центров», – сказал Сарсен Абаевич.
Ярким примером беспорядка в этой системе является случай, когда в Шымкенте один ребенок посещал семь разных кружков одновременно. Например, если ребенок посещал кружок тенниса в государственном учреждении, то в то же время он был записан на теннис и в частном центре. В результате таких дублирующихся регистраций в настоящее время в городе числятся 25 тысяч детей с двойным учетом. Проблема не ограничивается только детьми. Фамилии некоторых педагогов, работающих в центрах дополнительного образования, были зарегистрированы одновременно в пяти, а то и в семи разных учреждениях. Эта ситуация негативно сказывалась на эффективном и справедливом расходовании бюджетных средств. В этой связи заместитель акима города подчеркнул, что главная цель проекта – четко реализовать принцип «один ребенок – один ваучер – одно место». Такой принцип откроет путь к эффективному и прозрачному управлению средствами, выделяемыми государством. Кроме того, появится возможность контролировать, чтобы каждый ребенок действительно обучался в определенном кружке и действительно посещал его. Это важный шаг, обеспечивающий справедливость и прозрачность в сфере дополнительного образования.
Кроме того, Сарсен Абаевич отметил, что требования к поставщикам услуг дополнительного образования четко определены в виде специального алгоритма в приказе пилотного проекта. Если поставщик услуг полностью соответствует этим требованиям, он направляет официальное уведомление в соответствующий государственный орган – в случае Шымкента это городское управление образования. После этого мониторинговая группа проверяет объект и определяет соблюдение всех требований. Если требования полностью выполнены, поставщик услуг может начать свою работу уже на следующий день.
В настоящее время в Шымкенте со стороны управлений образования, культуры и спорта зарегистрировано в общей сложности 344 поставщика услуг. Отмечено, что в связи с запуском пилотного проекта этот показатель может увеличиться. Однако основное внимание будет уделено качеству услуг. Любой поставщик услуг, соответствующий требованиям, указанным в приказе, может начать свою деятельность в любое время. Главное – обеспечить качественное и безопасное образование для детей.
Также Сарсен Куранбек напомнил, что услуги дополнительного образования являются государственной услугой. То есть, эта услуга должна осуществляться непосредственно государственным органом. Однако в нынешней практике услуги в этой сфере чаще всего предоставлялись через частные информационные системы. С целью устранения этого недостатка по поручению Правительства начаты работы по совершенствованию Национальной образовательной базы данных. На первом этапе пилотного периода регионы продолжат работать через уже используемые информационные порталы. Тем не менее, до конца года или в середине следующего года эта услуга будет полностью переведена в государственную систему – Национальную образовательную базу данных.
Кроме того, заместитель акима города особо остановился на вопросах безопасности. По его словам, согласно действующему законодательству, места скопления более ста человек относятся к террористически уязвимым объектам. К таким объектам предъявляются специальные требования безопасности. Особенно важно, чтобы эти требования обязательно выполнялись в центрах дополнительного образования, которые могут вмещать до тысячи детей. Ведь это важная и необходимая мера, направленная на защиту жизни и здоровья детей.
Сегодня в каждом регионе страны активно строятся крупные спортивные комплексы и центры дополнительного образования. Такие объекты способны принимать от одной до двух тысяч детей одновременно. Они активно функционируют в рамках государственного творческого и спортивного заказа. В Шымкенте также есть поставщики услуг с такой мощной инфраструктурой. Таким образом, посредством пилотного проекта в сфере дополнительного образования планируется обеспечить системность, справедливость и прозрачность.