В Шымкенте на системной основе реализуется политика по формированию справедливой и устойчивой конкурентной среды, являющейся краеугольным камнем развития рыночной экономики и защиты интересов потребителей. На брифинге, организованном Региональной службой коммуникаций, глава городского департамента Агентства по защите и развитию конкуренции Ернар Косбаев представил отчет о проводимой работе, подчеркнув приоритетность антимонопольного контроля в условиях усиливающейся экономической взаимозависимости и нестабильности глобальных рынков.
Байзак АСЫЛБЕКОВ
Превентивный контроль
Одним из центральных моментов встречи стало публичное раскрытие факта картельного сговора на рынке муки — товаре, имеющем не просто потребительскую, но стратегическую значимость.
«Мука входит в перечень социально значимых продовольственных товаров, и любые искусственные колебания цен на неё способны моментально отразиться на уровне жизни населения, особенно в условиях роста инфляции и снижения покупательной способности. В данном случае участники сговора, предположительно крупные игроки отрасли, согласованно контролировали ценообразование и поведение на рынке, что противоречит базовым принципам рыночной конкуренции.
По итогам расследования, нарушители были привлечены к административной ответственности, а в отношении участников сговора применены штрафные санкции.
Однако важно отметить, что подобные меры — это не просто акт правового реагирования, а также элемент формирования системы превентивного контроля и сигнал всему бизнес-сообществу о том, что государство внимательно следит за равноправием условий на рынке», — отметил Ернар Косбаев.
Здесь прослеживается важная тенденция — переход от реактивного подхода к проактивной модели регулирования, когда усилия направлены не только на наказание за свершившееся нарушение, но и на выявление рисков задолго до их проявления. В этом контексте особый интерес представляет стратегическая структура работы департамента, которая базируется на трёх взаимосвязанных направлениях. Прежде всего – это предупреждение потенциальных нарушений, защита уже существующей конкурентной среды и активное развитие конкуренции как базового экономического института. А это по сути означает, что антимонопольные органы не ограничиваются ролью «контролёров». Они реально становятся участниками экономического планирования и развития, что особенно важно для таких быстрорастущих городов, как Шымкент.
Формирование конкурентной среды
Примером масштабной аналитической работы стало проведение мониторинга пяти товарных рынков и 25 государственных предприятий, оказывающих существенное влияние на региональную экономику. Особое внимание было уделено не только частному бизнесу, но и государственному сектору, который в Казахстане по-прежнему сохраняет заметную долю в экономике.
Проведённый анализ показал, что в 21 товарном рынке и 19 государственных предприятиях зафиксировано доминирующее положение — свыше 50% рыночной доли. Хотя это и не означает автоматического нарушения закона, но очевидно свидетельствует о повышенном риске монополизации и требует постоянного внимания со стороны антимонопольного органа.
«Здесь ещё важно понимать, что высокая доля одного или нескольких игроков на рынке, особенно если это госпредприятия, может создавать барьеры для новых участников, сдерживать инновации и порождать неэффективность, которая в конечном итоге ложится на плечи потребителя, — подчеркнул докладчик. — Задача государства в этом случае не просто выявить доминирование, но и предложить механизмы для снижения рыночной концентрации, включая приватизацию, реструктуризацию или институциональное реформирование таких субъектов».
Таким образом Шымкент демонстрирует пример комплексного подхода к формированию конкурентной среды. То есть от расследования конкретных нарушений до глубокой аналитики и моделирования будущих рисков. Это особенно актуально в свете необходимости экономической устойчивости и диверсификации экономики.
«Развитая конкуренция — это не только про цены и ассортимент. А про эффективность, инновации, инвестиции и в конечном итоге — про качество жизни горожан. Можно утверждать, что эффективная антимонопольная политика становится фактором стратегической безопасности региона, особенно в условиях внешних экономических вызовов. В ходе последнего этапа мониторинга и анализа состояния конкурентной среды, департаментом были выявлены серьезные проблемы в ряде стратегически важных отраслей, включая топливно-энергетический комплекс, сферу связи и другие инфраструктурно значимые сегменты.
Результаты анализа показали наличие системных злоупотреблений, нарушающих принципы открытого рынка и наносящих ущерб как интересам потребителей, так и деловой среде в целом», — резюмировал глава городского департамента Агентства по защите и развитию конкуренции.
Он также отметил, что по каждому выявленному случаю антимонопольный орган принял конкретные и адресные меры реагирования — от вынесения предупреждений и выдачи предписаний, до начала официальных расследований и привлечения виновных к административной ответственности. Такая политика сигнализирует рынку о неизбежности последствий для тех, кто нарушает принципы честной конкуренции.
Резонансные расследования
Одним из резонансных кейсов стало дело в отношении энергораспределяющей компании, которая, используя свое доминирующее положение, незаконно взимала дополнительную плату за подключение к интернету по опорам ЛЭП, что ограничивало доступ к цифровой инфраструктуре и нарушало рыночное равновесие. Благодаря вмешательству антимонопольного ведомства, действия монополиста были пресечены, а права потребителей защищены. Этот случай стал наглядным примером того, как государственное регулирование способно восстановить справедливость и устранить рыночные искажения.
Не менее показательной оказалась ситуация на мукомольном рынке Шымкента. Расследование антимонопольного органа подтвердило наличие картельного сговора между шестью крупными предприятиями. Синхронное и необоснованное повышение цен на муку первого сорта привело к росту розничных цен на социально значимые продукты, что ударило по кошельку обычных граждан.
В результате расследования были наложены штрафы на сумму более 26,6 миллионов тенге, что стало серьезным предупреждением для других участников рынка.
Еще одним важным эпизодом в борьбе с монополизмом стало дело против газовой компании, которая незаконно начисляла штрафы и перерасчёты более 1700 бытовым абонентам, демонстрируя признаки системного злоупотребления доминирующим положением. Антимонопольный орган своевременно вмешался, восстановив нарушенные права потребителей. Решения судов нижестоящих инстанций уже подтвердили правомерность действий уполномоченного органа, а дело дошло до рассмотрения в Верховном суде, что подчеркивает его масштаб и значимость.
Прозрачность во всем
По словам представителя антимонопольного ведомства, борьба с нарушениями в этой сфере не только улучшает условия ведения бизнеса и защищает интересы потребителей, но и является мощным драйвером экономического роста. Формирование конкурентной среды способствует снижению цен, улучшению качества товаров и услуг, привлечению частных инвестиций и росту доверия со стороны предпринимателей.
И здесь отдельное внимание уделяется повышению прозрачности государственных закупок, снижению административных и экономических барьеров на вход в рынок, а также поддержке малого и среднего бизнеса. Следует отметить, что антимонопольная политика в Шымкенте уже перестала быть задачей сугубо профильного ведомства. Сегодня она интегрирована в стратегию социально-экономического развития города, являясь ключевым инструментом по построению открытой и инвестиционно привлекательной городской среды.
В условиях, когда борьба с картелями, недобросовестной конкуренцией и злоупотреблением рыночной властью выходит на первый план, работа антимонопольных органов приобретает стратегическое значение. Таким образом, деятельность уполномоченных органов в Шымкенте демонстрирует, что последовательный антимонопольный контроль способен не только устранять конкретные нарушения, но и формировать долгосрочные институты защиты справедливой конкуренции. Подобные усилия укрепляют экономическую безопасность региона, создают условия для развития предпринимательства и способствуют построению экономики, ориентированной на устойчивое развитие и благосостояние граждан.
В сфере оказания коммунальных услуг города Шымкента так же были выявлены нарушения. Было допущено отклонение от норм антимонопольного законодательства. Дополнительной иллюстрацией стала деятельность социально-предпринимательской корпорации, которая, не обладая правовым статусом субъекта естественной монополии и не имея соответствующей лицензии, осуществляла поставки электроэнергии, нарушая положения действующего законодательства.
Факт наложения штрафа в размере свыше 14,6 миллионов тенге и рассмотрение дела в суде демонстрирует, что правоприменительные органы начали реагировать на системные сбои.
Новый подход в работе
Работа департамента по защите и развитию конкуренции не просто исполнение административных обязанностей, а стратегически важный шаг на пути к укреплению правовых основ рынка, устранению предпосылок для злоупотреблений со стороны доминирующих игроков и формированию подлинно рыночной среды, где правила честной игры соблюдаются всеми без исключения. Ернар Косбаев заявил о продолжении системной работы по обеспечению честной конкуренции. Он подчеркнул, что это не формальность и не риторика. Это четкое свидетельство того, что департамент видит свою миссию гораздо шире, чем просто реагирование на отдельные обращения или проведение проверок. Это выражение нового управленческого подхода, в котором конкурентная политика рассматривается как важнейший элемент устойчивого экономического развития и один из краеугольных камней доверия граждан к государственным институтам.
Особо важно отметить, что департамент, несмотря на ограниченный круг полномочий, демонстрирует чуткость к социально значимым вопросам. Так, Ернар Косбаев прокомментировал обеспокоенность Общественного совета по поводу роста цен на лабораторные медицинские анализы в частных клиниках. Он подчеркнул, что вмешательство возможно лишь при наличии официальных жалоб и достоверных свидетельств о наличии у компаний доминирующего положения. Такой ответ свидетельствует о зрелости институционального подхода к регулированию рынка, то есть отказ от популизма в пользу правовых инструментов, соблюдение процессуальных норм и уважение к рамкам закона, как основа управленческой легитимности. Такая позиция для департамента принципиальна. Ведь борьба с монополиями и рыночными злоупотреблениями здесь не превращается в политически мотивированную кампанию ради громких заголовков.
Показательно и то, что работа департамента выходит за рамки традиционного понимания антимонопольного регулирования. Здесь конкуренция рассматривается не просто как абстрактный термин из учебников по экономике, а как реальный, осязаемый инструмент, влияющий на доступность базовых товаров и услуг, на цену, качество и выбор, на защиту прав потребителей и развитие малого и среднего бизнеса. Там, где есть конкуренция, там появляется пространство для инноваций, роста производительности, создания новых рабочих мест и устойчивого экономического роста.
Таким образом деятельность департамента в Шымкенте в этом контексте можно назвать модельной. Город показательно для остальных демонстрирует приверженность принципам современной экономической политики — прозрачности, ответственности, предсказуемости для бизнеса. Это особенно важно в контексте масштабной экономической трансформации, которую сегодня переживает Казахстан.
В условиях, когда государство стремится повысить инвестиционную привлекательность, укрепить частный сектор и сократить влияние административных барьеров, опыт Шымкента может стать образцом для других регионов страны. При всём при этом крайне важно, чтобы работа по выявлению и пресечению нарушений не ограничивалась исключительно административными мерами. Ведь сам штраф — это лишь один из инструментов воздействия. В случаях грубых, систематических злоупотреблений антимонопольным положением, когда речь идет о масштабных схемах ценового сговора, недопущении конкурентов на рынок, злоупотреблениях в социально чувствительных секторах — необходимо задействовать весь спектр правовых механизмов: от репутационного давления до уголовной ответственности. Только в этом случае можно сломать устоявшиеся практики безнаказанности, продемонстрировать, что государство всерьез стоит на страже интересов потребителей, и добиться изменения поведения участников рынка.
Нужно ещё и понимать то, что само по себе создание среды, где честная конкуренция становится не исключением, а нормой — задача комплексная. Она требует как политической воли, так и институциональной зрелости, профессионализма антимонопольных органов, вовлеченности гражданского общества и прозрачности всех процессов.