Выбор редакции

Без права на удар

С 20 апреля по 20 июня в Казахстане проходит масштабный челлендж-флешмоб «Казахстан без насилия в семье». Главная цель — сформировать нулевую терпимость к семейному насилию, привлечь внимание общества к этой теме и усилить доверие к полиции. О том, как в Шымкенте выстраивается система помощи и профилактики, мы поговорили с подполковником полиции Луизой Газиевой — старшим инспектором по особым поручениям отдела борьбы с насилием против женщин Департамента полиции города Шымкента.

Галина ГЕРМАН


— Луиза Равшановна, какова текущая ситуация с обращениями по поводу домашнего насилия в Шымкенте?
— С начала 2025 года наблюдается некоторый рост числа обращений. За три месяца в кризисные центры города обратились 156 женщин. Из них 51 женщина была размещена в приюте, 149 получили профессиональные консультации. Отмечу, что женщины стали больше доверять системе и чаще обращаться за помощью.
— Кто чаще всего становится пострадавшей стороной? Есть ли типичный «портрет»?
— Чаще всего это женщины от 20 до 40 лет, как правило, с детьми или в положении. Но на самом деле портрета «типичной» пострадавшей не существует — насилие может коснуться любой женщины, независимо от возраста, образования, социального статуса.
— Как работает механизм реагирования со стороны полиции?
— Мы получаем информацию по номеру 102. Оперативная группа выезжает на место, фиксирует ситуацию, оценивает угрозу жизни и здоровью. В случае подтверждения угрозы оформляется специальный опросник и, при необходимости, выносится защитное предписание. Женщине разъясняются ее права и возможные пути получения помощи. Если нужна дальнейшая поддержка, мы сопровождаем ее в кризисный центр.

— То есть все происходит в тесном взаимодействии с кризисными центрами?
— Именно так. Мы информируем центры по официальным каналам, включая мессенджеры и электронные базы. После регистрации случая специалисты центров начинают работать, и мы продолжаем взаимодействие, обмениваемся отчетами и статистикой. Такой межведомственный подход позволяет нам работать быстро и эффективно.

— Насколько активно работают мобильные группы?
— В Шымкенте мобильные группы при территориальных отделах полиции реагируют оперативно. В их состав входят сотрудники полиции, представители государственных и общественных организаций. Они выезжают на вызовы, оказывают первую помощь, информируют пострадавших о возможностях получения поддержки и проводят профилактическую работу с семьями из группы риска.

— Какие центры помощи действуют сейчас в городе?
— В Шымкенте работают четыре учреждения. Это «Центр оказания специальных социальных услуг №3», кризисные центры «Комек» и «Ана-Үйі» — все они с возможностью проживания. Кроме того, есть общественное объединение «Сана Сезім», где оказывают правовую и психологическую помощь без размещения. Женщины могут попасть в центр через полицию, медицинское учреждение или обратившись самостоятельно.

— Какую помощь получают женщины в кризисных центрах?
— Помимо временного проживания, оказывается комплексная поддержка: юридическая, психологическая, социальная. Пострадавшие также могут пройти обучение по востребованным профессиям — парикмахер, кондитер, швея, маникюрша. Это направление реализуется через Центр «Бақытты жанұя».

— Можно ли сказать, что есть районы, откуда чаще поступают обращения?
— Наибольшее количество вызовов регистрируется в Абайском районе (в том числе микрорайоны «Шымсити», «Кайнар Булак», «Достык»), Каратауском («Нурсат-2», «Туран») и Аль-Фарабийском — как самом крупном по охвату территории.

— С какими сложностями чаще всего сталкиваются сотрудники полиции и кризисных центров?
— Это, в первую очередь, побег правонарушителей до приезда сотрудников, отказ домашних абьюзеров приходить в Центр «Бақытты жанұя» на профилактические беседы с сотрудниками отдела по борьбе с семейно-бытовым насилием.
Бывают случаи, когда жертвы прощают своих обидчиков уже в зале суда. Это человеческий фактор, с которым непросто бороться, но мы стараемся работать деликатно и эффективно.

— Если бы у отдела по борьбе с насилием против женщин были неограниченные ресурсы, то, на ваш взгляд, что было бы сделано в первую очередь?
— Думаю, были бы открыты дополнительные центры, направленные на реабилитацию и профилактику семейного насилия. Также очень важен запрет всего, что провоцирует такую зависимость, как лудомания — например, онлайн-тотализаторы и онлайн-букмекерские конторы. Они часто становятся источником напряженности и драматических событий в семьях.

— Что делается в городе для профилактики семейно-бытового насилия?
— Профилактика — один из ключевых элементов нашей работы. Мы регулярно проводим акции и семинары, распространяем информационные материалы. Проводятся такие мероприятия, как «Быт», «Семья без насилия», «Нет насилию в семье». Они охватывают школы, университеты, медицинские учреждения. Системная информационно-просветительская работа — это то, что действительно работает в долгосрочной перспективе.

— Что вы можете посоветовать тем, кто оказался в подобной ситуации или стал свидетелем насилия?
— Не молчите. Звоните по номеру 102 или на круглосуточные телефоны доверия — 111 или 150. Помощь рядом, и ее можно и нужно принимать. Порой один звонок может спасти жизнь.

Семейное благополучие — это дело не только самих семей, но и всей правоохранительной системы. В Шымкенте действует четко выстроенный механизм помощи, и каждый житель должен знать: он не одинок. Акция «Казахстан без насилия в семье» — важный шаг к обществу, где царят уважение, забота и безопасность.

Последние новости