Выбор редакции

Развитие через диалог и системную работу

Енбекшинский район Шымкента — это 22 800 гектаров городской территории, на которой проживает более 228 тысяч человек. В его состав входят 18 жилых массивов и 11 микрорайонов. Здесь не только разветвленная сеть улиц — 728 дорог и проездов, но и немало зеленых зон: три парка и восемь скверов. Несмотря на активную урбанизацию, район сохраняет баланс между многоэтажной и частной застройкой. Здесь расположено 285 многоквартирных домов и свыше 37 тысяч частных владений. Такое разнообразие требует системного подхода к развитию инфраструктуры.

Байзак АСЫЛБЕКОВ

Район в цифрах

Водоснабжением охвачено 97% населения, электроэнергией 99,8%, природным газом 92,4%, дороги асфальтированы почти на 80%. Однако, как и в любом динамично развивающемся районе, остаются и острые вызовы. В первую очередь — это канализация. Лишь 41% территории охвачен системой водоотведения, что для густонаселенного района является весьма серьезной проблемой. Районный акимат работает над решением этого вопроса в рамках масштабной «Дорожной карты» развития инженерной инфраструктуры. Документ, рассчитанный до конца 2025 года, стал не просто планом, а практическим инструментом изменений.

Работа ведется совместно с городским управлением энергетики и инфраструктуры. Особого внимания заслуживает подход местных властей к коммуникации с жителями. Как отмечает аким Енбекшинского района Есилбек Досбол, аппарат района не только оперативно реагирует на обращения, но и активно вовлекает граждан в формирование долгосрочной стратегии. Это не просто взаимодействие, а это современный управленческий стандарт, где доверие и обратная связь становятся важнейшими ресурсами.

«Можно сказать, что Енбекшинский район сегодня — это своего рода лаборатория городской трансформации», — подчеркнул чиновник.

Водоснабжение: шаг за шагом к полному охвату

Уровень охвата населения питьевой водой в 97% — это внушительное достижение, особенно учитывая, что ещё несколько лет назад многие сельские и пригородные населённые пункты оставались на периферии внимания. Доступ к чистой воде — не только санитарно-гигиеническая необходимость, но и основа здоровья, социальной стабильности и даже экономического развития.

Работа по водоснабжению в районе продолжается и сейчас. Внимание к конкретным участкам, таким как улица Жастар, району станции «Казыгурт» и микрорайону Южный-Жанакурылыс-3, говорит о точечном и взвешенном подходе.

Важным моментом, по мнению акима района, является участие в проекте профильной организации — ТОО «Строительная группа «Архитектор», занимающейся разработкой проектно-сметной документации.

«Это ключевой этап, позволяющий избежать типичных ошибок в реализации, неучтённых затрат, просрочек и неэффективных решений. Завершение проектных работ в третьем квартале 2025 года открывает нам дорогу к строительным работам, а значит, к реальным изменениям в жизни людей. Очень важно, чтобы на следующем этапе соблюдались сроки и стандарты качества», — отметил Есилбек Досбол.

Электроснабжение: модернизация с прицелом на будущее

Ситуация с электроснабжением также демонстрирует устойчивую положительную динамику. На сегодняшний день 98,6% микрорайонов и жилых массивов подключены к централизованным электрическим сетям. Это высокий показатель, но важно понимать, что даже оставшиеся 1,4% — это живые люди, семьи, которые продолжают испытывать неудобства. Особого внимания заслуживает и тот факт, что 1,2% населения обеспечены частными сетями. Это зачастую означает нестабильное, не всегда безопасное электроснабжение.

Стратегия перехода к централизованным сетям в таких районах, как Исфиджаб и Достык, шаг абсолютно необходимый и своевременный. Проект «Сайрам», реализуемый с участием ТОО «Казеурострой», предусматривает поэтапное подключение более 1300 абонентов.

Замена более 21 километра линий и 12 трансформаторов за два года — это масштабные работы, которые не только повышают надежность сетей, но и минимизируют риски аварий и перебоев. Такие меры особенно актуальны в условиях роста нагрузки на сети, и еще из-за увеличения численности населения.

Модернизация на улице А. Оразбаевой — еще один пример адресной работы. Здесь уже установлены новые опоры и начат монтаж новых электролиний. ТОО «Bag Building» ведет работы за счет бюджетных средств, что говорит о приоритетности данного проекта. Завершение работ ожидается уже в первом полугодии текущего года.

Диалог и открытость

Инфраструктура будущего должна быть не только устойчивой, но и «умной». Это позволит избежать перегрузок, снизить затраты и повысить качество услуг. Нужно еще активнее контактировать с населением. Люди должны понимать, что происходит, какие сроки и этапы предусмотрены, что будет меняться в их дворе, на их улице.

Открытость и диалог, вот те самые важнейшие элементы успешной реализации таких проектов. И, конечно же, контроль, как со стороны органов местного самоуправления, так и со стороны гражданского общества.

«Нужно понимать, — сказал Есилбек Досбол, — что развитие инфраструктуры — это всегда долгосрочная инвестиция в будущее. Сегодня район уверенно движется к полной обеспеченности базовыми ресурсами, создавая при этом устойчивый фундамент для дальнейшего роста. За каждым завершенным проектом стоит качественно и безопасно измененная повседневность людей. И именно такие «маленькие» победы на местах формируют, если хотите реальный прогресс».

Инфраструктурная трансформация района

Газификация — один из ключевых маркеров развитости территории. С текущим уровнем обеспеченности на уровне 92,4% район приближается к почти полной газификации. Активные строительные работы ведутся сразу в пяти населённых пунктах, и первые результаты уже есть: газ поступил к 301 абоненту в Каратобе и Южном. Однако важно отметить и то, что сам по себе процент обеспеченности не является абсолютным индикатором качества инфраструктуры, считаю сотрудники районного акимата. Ведь стоит различать номинальный доступ и фактическое подключение, учитывать надежность систем, готовность оборудования, устойчивость к сезонным нагрузкам. Также нужно предусмотреть резервные мощности, особенно в новых густонаселённых массивах, чтобы избежать перегрузок.

Дорожная сеть района характеризуется значительной протяженностью (более 730 км), при этом более 20% дорог всё ещё остаются с гравийным и грунтовым покрытием. Темпы среднего ремонта и асфальтирования в 2023–2025 годах демонстрируют, что район делает упор на поэтапную модернизацию улично-дорожной сети, охватывая как центральные, так и периферийные улицы.

Здесь позитивным фактором является то, что параллельно с дорогами развиваются, и тротуары на 23 улицах уже построены пешеходные зоны, и ещё 13 километров запланированы на 2025 год. Такой подход улучшает не только логистику, но и безопасность и мобильность горожан, особенно детей и пожилых людей.

«Однако необходимо обратить внимание на качество выполнения работ и устойчивость дорожного полотна, — отметил аким района. — В условиях климатических колебаний (резкие перепады температур, обильные осадки) без надлежащего дренажа и системы водоотвода новые дороги могут быстро терять эксплуатационные характеристики».
Таким образом, развитие района выходит за рамки базовой инфраструктуры. Уже не первый год улицы освещаются, дворы благоустраиваются, строятся детские и спортивные площадки. Особо стоит выделить и ирригационные проекты. Ведь благодаря им успешно предотвращаются сезонные подтопления. А это и есть инвестиция в безопасность и устойчивость городской среды.

Вместе сможем все

Программа как «Халық қатысатын бюджет», именно благодаря ей граждане получают возможность влиять на благоустройство, что не только делает проекты более релевантными, но и укрепляет чувство сопричастности у жителей.

Енбекшинский район демонстрирует высокий темп инфраструктурных преобразований, что само по себе является позитивным индикатором. Однако за стремительным наращиванием объемов работ важно не упустить целостность и стратегичность подхода.

«Один из главных вызовов является интеграция всех инфраструктурных направлений в единую систему развития. Мы стараемся, чтобы с нашей стороны не было разрозненных усилий, когда улучшая качество дорог, подачу газа, освещения, и так далее, мы ненароком нарушали бы рамки общего сценария пространственного, демографического и экологического планирования», — отметил Есилбек Досбол.

По его мнению, инфраструктура не должна быть ориентирована только на быструю сдачу и внешний эффект, а на реальный срок службы и минимизацию будущих затрат на ремонт и обслуживание. Использование качественных материалов, соблюдение технологий и мониторинг эксплуатации должны стать обязательными элементами каждого проекта. Необходимо также учитывать и пространственное развитие района. Без понимания этих процессов есть риск вложиться в инфраструктуру там, где спрос на нее в будущем будет минимален, и, наоборот, недофинансировать приоритетные зоны.

Будущее района

Еще одним важным фактором является демографическая динамика в районе. Кто будет жить в этой территориальной единице через 5–10 лет? Насколько возрастет численность населения, как изменится его возрастной состав и потребности? От ответов на эти вопросы зависит проектирование школ, больниц, общественного транспорта и иных социальных объектов. Учитывая нарастающее воздействие экстремальных погодных явлений (резкие осадки, засухи, колебания температур), важно заранее проектировать системы, способные выдерживать эти нагрузки. Это особенно актуально для дренажных систем, водоотведения, канализации и дорожного полотна.

Таким образом, для обеспечения долгосрочной устойчивости района, все усилия должны быть объединены в рамках единой, стратегически выверенной модели развития. Только в этом случае инфраструктура сможет не просто догонять потребности населения, но и опережать их, создавая задел для будущего роста и повышения качества жизни.

Последние новости