Выбор редакции

Развитие дорожной инфраструктуры Шымкента – вызовы и достижения

Шымкент, один из крупнейших городов Казахстана, в последние годы демонстрирует стремительный рост автомобилизации. Согласно статистике, город занимает лидирующие позиции в стране по количеству транспортных средств на душу населения. Это создает повышенную нагрузку на дорожную инфраструктуру, что, в свою очередь, требует масштабных инвестиций и системного подхода к развитию дорожной сети. 

Текущее состояние дорожной сети

Общая протяженность дорог в Шымкенте составляет 3 899,5 километров, из которых: 2 847,6 км – асфальтобетонное покрытие, 564,4 км – гравийное покрытие и 487,5 км – грунтовые дороги.

Дорожная сеть распределена по районам города следующим образом: Абайский район – 1 313,7 км, Каратауский район – 963,4 км, Енбекшинский район – 787 км, Аль-Фарабийский район – 262,8 км, район Туран – 570,4 км.

Важным шагом в управлении дорожной инфраструктурой стало проведение паспортизации и диагностики дорог. Это позволило создать электронную базу данных, которая включает информацию о техническом состоянии дорог, их классификации и других параметрах. Мониторинг и цифровизация дорожной сети стали ключевыми инструментами для эффективного управления инфраструктурой.

Основные достижения

В 2024 году в Шымкенте был достигнут значительный прогресс в развитии дорожной инфраструктуры. По итогам года 75% дорог города находятся в хорошем или удовлетворительном состоянии. Это стало возможным благодаря масштабным строительным и ремонтным работам, которые проводились в течение года.

Кроме того, в 2024 году строительно-ремонтные работы были проведены на 501 улице общей протяженностью 365,8 км. Для сравнения, в 2023 году работы проводились на 254 объектах (232,7 км). В эксплуатацию было введено 424 улицы, 1 мост и 269,5 км дорог. На строительство и реконструкцию 20 объектов (59,5 км) были выделены значительные финансовые ресурсы. Из них 6 объектов (23,1 км) были сданы в эксплуатацию, включая такие ключевые проекты, как 4-й этап строительства автомобильной дороги А-2, Южная объездная дорога, продление улицы Өтегенова (1-й и 2-й этапы) и продление проспекта Кунаева (6-й этап).

Крупные проекты

Шымкент демонстрирует положительную динамику в развитии дорожной инфраструктуры, что является важным шагом на пути к созданию современного и комфортного города. Так, в 2024 году в Шымкенте началась реализация нескольких крупных проектов, которые направлены на улучшение транспортной доступности и снижение нагрузки на существующую дорожную сеть. Среди них: продление улиц Алтынсарина и Жандосова, продление улицы Казиева от улицы Аргынбекова до улицы Толеметова, строительство железнодорожных переездов на улицах Тіленшина и Момынова, капитальный ремонт улиц Юсупова, Тамшыбұлақ, Жаңақоныс, Ізенді, Шұбаркөл и Ю. Сареми, 5-й этап строительства автомобильной дороги А-2 и строительство дороги, соединяющей микрорайоны Асар и Шымсити.

В рамках дальнейшего развития дорожной инфраструктуры Шымкента в 2024 году были разработаны проектно-сметные документации (ПСД) для следующих объектов, работы на которых будут проводиться в 2025 году:

1. Продление улицы Сіргелі от улицы Толеметова до района Туран.
2. Строительство Восточной объездной дороги (2-й этап).

Также в настоящее время подана бюджетная заявка на реализацию капитального ремонта улицы Қойкелді батыра, реконструкцию улицы Исрайлова (от улицы КХ-39 до улицы Капал батыра), а также строительство надземных пешеходных переходов на проспекте Кунаева.

Реализация данных проектов направлена на улучшение транспортной инфраструктуры города, повышение безопасности дорожного движения и комфортного передвижения пешеходов.

После выделения финансирования работы будут выполнены в соответствии с утвержденным графиком и проектной документацией.

Развитие дорожной инфраструктуры Шымкента является важным элементом повышения качества жизни горожан и обеспечения устойчивого экономического роста региона. Несмотря на значительные достижения, город продолжает сталкиваться с вызовами, связанными с растущим числом автомобилей и необходимостью модернизации устаревших дорожных сетей.

Реализация крупных инфраструктурных проектов, таких как строительство объездных дорог и продление ключевых улиц, позволит снизить нагрузку на центральные магистрали и улучшить транспортную доступность в отдаленных районах города. Кроме того, цифровизация и мониторинг дорожной сети помогут более эффективно управлять ресурсами и своевременно реагировать на возникающие проблемы.

Наталья ХАЙКИНА

Последние новости