Выбор редакции

О чем рассказывают ковры

Казахские ковры – это гораздо больше, чем просто текстильные изделия, в их уникальных орнаментах и цветах спрятаны легенды, представления о жизни, природе и семейные истории.

В средние века, зайдя в юрту, гость мог сразу «прочитать» или «идентифицировать» информацию о хозяине дома: кто здесь живет, чем занимается семья, к какому роду он принадлежит и кто его предки. Ковер дарили ребенку при рождении, отправляли в качестве приданого с девушкой, выходящей замуж, и использовали в ритуалах прощания с усопшими. Один из древнейших ковров в мире отражает многовековую историю казахского ковроделия, которая уходит корнями в V–VI века до нашей эры. Обнаруженный в захоронении вождя саков ковер имел важное ритуальное значение. Таким образом, ковер становился символом жизненного пути и важнейших событий в судьбе человека.
Высокая степень развития ткачества и особая жизнестойкость этого вида ремесла определяется большой ролью ковровых изделий в быту у кочевников. Они заменяли мебель, использовались для украшения и утепления жилища. В зависимости от региона изготовления, ткачество имело свои отличительные особенности, которые выражались в технике тканья, композиции изделий, их колорите и характере орнамента. Богатейшая и разнообразная природа Казахстана оказала влияние на формирование и развитие цветового и содержательного облика казахского прикладного искусства.
Орнаменты на ковре – это своего рода код нации. Ковер также может выполнять функцию оберега, защищая своего владельца от невзгод и злых духов. Орнамент, который изображает бараньи рога, для кочевника-степняка — символ богатства и достатка, ведь скот был основным источником благосостояния. Если на ковре присутствуют такие элементы, значит, он принадлежал знатному человеку.
Изделия отличаются неповторимостью цветовой гаммы и композиционных решений, многообразием орнаментальных мотивов и размеров. В народе известно около четырнадцати техник ткачества и способов выявления орнамента, таких как: терме, кежим теру, бескесте, орама, өрү, смешанная техника, ворсовое ткачество и так далее.
А хозяева юрты подобно опытным дизайнерам создавали неповторимое в своем роде жилое пространство. Каждая хозяйка сама определяла в рамках сложившейся традиции, какие изделия необходимы для ее дома.
Казахские ковры отличаются разнообразием цветов, которые имеют глубокий символический смысл, связь с природой, культурой и традициями народа. Основные цвета, присущие казахским коврам, это белый, коричневый, красный, зеленый, черный и желтый. Красители изготавливались на основе натуральных компонентов, доступных кочевым народам. К примеру, для получения красного оттенка использовали кожуру граната, различные растения и травы. В основном использовались в колористике пастельные, приглушенные тона.
Тканые изделия казахов вмещают, по меньшей мере, пять качеств: неотъемлемая функциональная значимость, декоративная роль в интерьере юрты, обрядовая, религиозная и охранительная. Последнему пункту уделялось особое значение. Наиболее очевидно это просматривается в ак баскур, где мастерицы намеренно включали в орнаментальный строй изображения ювелирных изделий – оберегов. Например, тумар – мотив треугольной формы и женское нагрудное украшение ониржиек. Сам орнамент, по сути, является оберегом. Каждому изделию присуща своя вековая история. Формы изделий, их композиционные схемы и мотивы формировались в течение долгого времени, видоизменяясь и совершенствуясь в зависимости от материальных и духовных потребностей своих создателей.
В различных тканых изделиях встречаются образцы, где белые верблюды воспроизведены целиком. Это многозначительный символ, который может означать и достаток и благопожелание. Солярно-астральные образы составляют значительную часть орнаментики казахов. Здесь можно просмотреть не только видимые объекты как Солнце, Луна и звезды, но и стилизованное изображение галактики, строение Вселенной в виде спирали или же элемент бітпес, указывающий на бесконечную и ритмичную смену жизненных циклов. Все это говорит о более обширных знаниях основателей орнамента, выходящих за пределы видимого мира.
Мотив зигзагообразной, волнистой линии символизирует чаще воду, реже змею. И волнистая линия и зигзаг по сути один и тот же символ, но в разных видах прикладного искусства выполняется по-разному, подчиняясь технике и традиции. Казахи почтенно относились к змеям, если змея оказалась в доме, ей наливали молоко. Образ змеи, олицетворялся с символом жизни и силы – ведь змея способна сменить кожу и вновь обрести молодость, как ассоциация с внутренней духовной жизнью человека с ее вечной способностью обновляться. Фигуры в форме круга на предметах, имеющих ритуальное значение, дают возможность рассматривать их как символы огня, солнечных божеств. Растительные мотивы в казахском орнаменте являются древнейшими символами плодородия. Растения сочетают в себе воплощение воды, земли и воздуха, символизируют связь с солнечной энергией и являются отражением космических явлений.

Наталья ХАЙКИНА

Последние новости