Выбор редакции

Узоров яркие мотивы

Казахское ковроткачество — это не просто ремесло, это живая история, передающаяся из поколения в поколение

Директор Шымкентского реабилитационного центра имени Агабека Карабекова Фарида БАКИБАЕВА бережно хранит секреты ковроткачества и популяризирует это ремесло. С раннего детства, обучаясь у своих матери и бабушек, Фарида постигала не только технику, но и философию казахского ковроткачества. Искусство казахского ковроткачества давно вышло за рамки семейных границ, считает она. Каждый узор – это язык, каждая нить – это связь с казахскими корнями. Она видит в ковроткачестве не только способ сохранения культурного наследия, но и инструмент для социальных изменений.

Из рук в руки
Наша героиня настоящая наследница семейной династии мастеров казахского ковроткачества. Создавать ковры Фарида начала в шестилетнем возрасте под руководством своей матери Рахимы Карабековой и бабушек Зейнеп Бакибаевой и Калии Карабековой. Мастерство ткачества было не просто навыком, но и семейной традицией, культурным наследием, передававшимся через руки предков, посвятивших себя этому ремеслу.
И вот уже сама Фарида Бакибаева учит шымкентцев искусству ковроткачества, распространяет и популяризирует богатое наследие уникального ремесла у нас на юге. Она несколько лет назад организовала цех, в котором сегодня обучает основам традиционного ковроткачества родителей детей с особыми потребностями, женщин с инвалидностью и представительниц из малообеспеченных семей.
«В решении открыть такой цех ключевую роль сыграла моя семья. И я твердо убеждена, что это важный шаг к тому, чтобы искусство казахского ковроткачества вышло за рамки семейных границ и стало источником вдохновения, мастерства и сохранения культуры для разнообразной и инклюзивной аудитории», — говорит Фарида.

Век — учись
Но и сама она постоянно находится в процессе обучения. Например, узнала из соцсетей о работающем в нашей стране проекте Central Asia Creative Incubator (CACI),созданном BORN NOMAD под руководством Аika Alemi. Она сразу записалась на программу обучения, организованную USAID по развитию предпринимательства и бизнес среды.
«Меня привлек спектр задач, состоящий из 12 заданий. Каждое задание предоставляло уникальную возможность изучить и развить различные навыки. Позже на сессиях, организованных проектом USAID, были рассмотрены маркетинговые стратегии, принципы дизайна и тонкости выхода на глобальные рынки. Это обеспечило увлекательное пересечение теоретических знаний с практическим применением, что сделало процесс обучения одновременно и увлекательным, и результативным», — вспоминает Фарида.

Женская солидарность
После завершения проекта CACI директор реабилитационного центра открыла свой социальный центр по изготовлению ковров ручной работы для матерей детей с особенным развитием здоровья и женщин с ограниченными возможностями. В этом женщине помогли председатель Совета деловых женщин Шымкента Алма Архабаева и член попечительского совета СДЖ Гульшара Сапарбаева.
Например, Алма Архабаева предоставила ей на первое время помещение бесплатно, а также была оказана финансовая помощь в размере 500 тысяч тенге.
«Этот проект дает возможность для трудоустройства и повышения финансового благополучия женщин. В ковровом цехе я создала 5 рабочих мест, в том числе 3 позиции в пункте приема и в цеху по обработке шерсти. А две группы по 8 человек — матерей особенных детей и женщин с ограниченными возможностями прошли 3-х месячную программу обучения. В рамках этой инициативы 64 человека будут ежегодно проходить обучение», — рассказывает Фарида.

Планов — громадье
Она решила не останавливаться на этом. А ещё в ближайших планах Ф. Бакибаевой — открытие цеха по переработке овечьей шерсти. Это позволит снизить затраты на материалы и создать дополнительные рабочие места в Шымкенте. Также она планирует открыть в Шымкенте инклюзивный ремесленнический центр, где люди с ограниченными возможностями будут изготавливать изделия из кожи, керамики, войлока и других материалов. В действующей мастерской она планирует увеличить количество станков до 10, чтобы обучать больше женщин и выполнять больше заказов.
«Такой подход предполагает комплексное производство ковров, от подготовки сырья до конечного продукта, — говорит женщина.
Благодаря тренингам USAID Фарида приобрела к тому же и навыки управления проектами, анализа рынка и устойчивых методов ведения бизнеса. Всё это считает собеседница, и будет способствовать успеху ее мастерской по изготовлению ковров ручной работы. Ее планы направлены на то, чтобы оказать положительное влияние, как на местную экономику, так и на жизнь женщин, вовлеченных в процесс изготовления ковров.
Наша землячка верит, что ее мастерская — это не просто место работы, а символ объединения, наследия и вдохновения.
На данный момент цех предоставляет рабочие места и обучение более 60 женщинам ежегодно. Программа, разработанная ею, включает не только практическое обучение, но и тренинги по основам бизнеса и маркетинга.
Помочь ближнему
Итак, в самом сердце Шымкента, в небольшой, но уютной мастерской, где царит атмосфера тепла и вдохновения, трудится человек, чей труд давно стал символом преемственности традиций и поддержки нуждающихся.
Фарида Палуанкызы не только мастер ковроткачества, но и общественный деятель, объединивший вокруг себя людей, готовых делать мир лучше. Ее ковры — это не просто изделия. Это живые полотна, которые рассказывают истории, насыщенные казахской культурой и традициями. Её начинания оказались успешными. За короткое время своего существования, центр выиграл государственный грант на 2 миллиона тенге, который был направлен на открытие полноценного швейного цеха. Этот цех стал отправной точкой для большого дела.
Родители особенных детей освоили швейное дело, получив возможность трудиться, участвовать в мероприятиях и почувствовать себя частью общества. Но на этом Фарида не остановилась. Она начала обучать женщин искусству ковроткачества, передавая свои знания и опыт совершенно бесплатно. За свою жизнь она сама создала более 20 уникальных ковров, каждый из которых хранит традиционные казахские орнаменты. Среди обученных ею мастериц женщины, воспитывающие особенных детей, и те, кто сам имеет инвалидность.

Для себя и для всего мира
Казахские ковры, созданные руками Фариды и её учениц, стали популярны за границей благодаря своей долговечности и уникальным узорам. Сегодня их можно найти в домах США, Южной Кореи, Англии, Эстонии и других стран. Каждый проданный ковер — это не только вклад в развитие мастерской, но и помощь детям, на содержание которых и идут вырученные средства. А вот у шымкентских покупателей особой популярностью пользуются молитвенные коврики и изделия для приданого невест, в каждом из которых заложена символика счастья, достатка и гармонии.
«Социализация детей через творчество — это путь к гармоничному обществу», — уверена Фарида Палуанкызы.
Женщина организует мастер-классы и творческие праздники, где дети и взрослые чувствуют себя частью чего-то большого. Презентации проектов помогают ей привлекать новых партнеров и единомышленников.
«Каждый человек должен чувствовать свою ценность и вклад в этот мир. Мы хотим показать детям, что их возможности безграничны», — говорит Фарида.
Благодаря её усилиям казахстанское ремесло получает признание на международной арене, а каждый узор на коврах становится голосом страны. «Каждый мастер-класс и праздник — это вклад в будущее наших детей. Только вместе мы можем создать мир, где каждый ребенок будет чувствовать себя нужным и любимым», — считает Фарида.

Вечные ценности
Ее труд вдохновляет и доказывает, что любовь к своему делу, вера в людей и преданность традициям могут изменить мир к лучшему.
«Моя нынешняя работа открыла для меня новые горизонты. А все задания во время моей учебы были не просто обучением, а становились ступенями к реализации моих идей», — вспоминает Фарида.
Она намерена развивать свои проекты, создавая комплексное производство ковров. В её планах запуск цехов по подготовке и окрашиванию материалов, а также создание обучающих центров в других регионах Казахстана.
«Мы не просто создаем ковры. Мы создаем будущее, где каждая женщина сможет почувствовать свою значимость», — уверена она.
Каждая нить, сплетенная в её мастерской, становится символом силы, единства и надежды.
«Я верю, что искусство казахского ковроткачества станет мостом между прошлым и будущим, объединяя людей разных культур и судеб», — говорит мастерица.

Байзак АСЫЛБЕКОВ

Последние новости