В Центре «TEN QOGAM» рассказали о планах по улучшению благосостояния малообеспеченных семей
В Шымкенте стартует новая эпоха социальной помощи: с 2025 года внедряются современные механизмы поддержки малообеспеченных граждан. Об этом стало известно на пресс-брифинге, прошедшем в Центре социальной поддержки «TEN QOGAM». Руководитель управления занятости и социальной защиты Жанат Утебаева представила ключевые изменения и цифровые инновации, направленные на борьбу с бедностью.
Цифровая карта семьи — инструмент будущего
Напомним: основная цель адресной социальной помощи — вывести нуждающиеся семьи из кризиса, мотивируя их к труду и создавая возможности для трудоспособных граждан. В центре внимания — вовлечение семей в программы занятости, что, по мнению экспертов, поможет улучшить их благосостояние.
С 2023 года в Казахстане функционирует Цифровая карта семьи (ЦКС) — система, позволяющая анализировать уровень благополучия семей на основе 84-х параметров. Эти данные помогают акиматам и госорганам разрабатывать эффективные программы социально-экономического развития.
В Шымкенте активно используют ЦКС для мониторинга ситуации в районах. Например, в Абайском районе проживает наибольшее количество получателей АСП — 31%. В рамках новой инициативы в стране введен рейтинг акимов, оценивающий их успехи в сокращении количества семей с низким уровнем социального благополучия.
Новые правила
«Согласно изменениям в Социальном кодексе РК, с 2025 года при назначении АСП будут учитываться расходы граждан, в том числе данные о банковских займах и сберегательных вкладах. Для упрощения процесса разработано мобильное приложение FSM Social, которое обеспечивает прозрачность и оперативность», — сообщила на пресс-брифинге Жанат Умирсеитовна.
К 2025 году новые условия назначения АСП и цифровые системы обеспечат эффективность и прозрачность для получателей социальной помощи. При этом адресная социальная помощь оказывается не только малообеспеченным семьям, но и трудоспособным гражданам из социально уязвимой категории для улучшения их благосостояния и выведения из бедности посредством мер занятости.
Цифры и факты
По состоянию на начало 2025 года в Шымкенте адресную социальную помощь получают 8,8 тысяч семей на общую сумму 5,4 млрд тенге. Среди получателей 67,5% — дети, 16,8% — трудоустроенные граждане, 11,1% — родители, ухаживающие за детьми, 2,6% — студенты, 0,12% — безработные.
Примечательно, что уже с января в Казахстане запущен пилотный проект по апробации нового механизма назначения АСП. Его суть заключается в использовании данных о банковских счетах граждан через систему Open API.
Шымкент задает тренды
Шымкент уверенно движется к цифровизации социальной сферы. Новые подходы делают поддержку более адресной, прозрачной и оперативной. Внедрение инновационных технологий и усиление мотивации к труду создают условия для реального улучшения качества жизни малообеспеченных граждан и выведения их на новый, достойный уровень благосостояния.
Реализация этих мер подтверждает, что Шымкент входит в число лидеров в области социальной политики, прокладывая путь к стабильности и процветанию граждан.