Уже в конце 2025 года может появиться автодорожный мост над железнодорожным переездом по улице Момынова (район бывшего Казбакалейторга). Из государственной казны на строительство важной транспортной инфраструктуры выделено более 7,5 млрд тенге. Транспортная развязка сможет разгрузить автомагистраль, соединяющую центр Шымкента с городскими населенными пунктами, и избавит горожан от гигантских автомобильных пробок на железнодорожном переезде. Одновременно с мостом по улице Момынова начались работы по строительству путепровода по улице Тленшина, который обойдется бюджету в 5.5 млрд тенге.
Горожанам, кто постоянно использует автомобильную дорогу для поездок в промышленную зону, в поселок Сайрам и еще дальше — в Ленгер, Коксаек, Толебийский район, хорошо известен железнодорожный переезд у Казбакалейторга. Бетон переезда вечно разбит, насыпь между рельсами в рытвинах и колдобинах, и машины вынуждены по-черепашьи ползти по железнодорожным путям, дабы не повредить свою ходовую часть. Но самое важное даже не это, а время, которое автомобилисты вынуждены тратить на ожидание проходящего поезда. За некоторое время до появления состава шлагбаум железнодорожного переезда опускается, и на дороге начинают собираться автомашины. Ожидание может длиться от нескольких до десятков минут, за которые с двух сторон переезда вырастает огромная вереница самых разнообразных машин. Здесь тебе и строительная и коммерческая техника, и нетерпеливые легковые авто. А если вдобавок должен пройти и встречный поезд – все, пиши-пропало. Пока выберешься из хвоста очереди, по делам можно будет уже не спешить.
«Я живу в этом районе больше 20 лет. Люди не раз обращались к руководству города с просьбами решить вопрос разгрузки дороги. Улица Момынова одна из самых напряженных и загруженных улиц города, которая связывает центральную часть Шымкента с бывшими окраинами и пригородными поселками, а теперь населенными пунктами Шымкента, такими как Сайрам. Если утром или вечером в часы пик сюда приехать, то можно часами стоять в пробке. Если один поезд проходит, то движение закрывают на 15-20 минут. Если пройдет второй поезд, то можно потерять здесь и час, и полтора. Будет построен мост, будет беспрерывное движение. Людям будет удобно», — делится ожиданиями перспектив пенсионер Ахмет Калыбеков.
О транспортной проблеме депутаты Мажилиса Парламента РК, члены фракции партии AMANAT Болатбек Нажметдинулы и Данабек Исабеков, которые приехали в Шымкент, знают хорошо. Партийцы, в рамках своих графиков, посещают регионы, откуда и избирались депутатами. Так Болатбек Нажметдинулы избирался от седьмого округа, того самого, по территории которого проходит улица Момынова и который является связующим районом между поселком Сайрам, центром Шымкента и большим количеством промышленных объектов. И потому один из первых объектов, который посетили парламентарии, стала площадка по улице Момынова, где в конце 2024 года началось строительство путепровода. «В течение многих лет и даже десятилетий существовала транспортная проблема — железнодорожный переезд по улице Момынова. В рамках бюджета 2024 года было принято уточнение и Парламент РК, совместно с акиматом Шымкента отработали так, чтобы в конце года была выделена небольшая часть денег, а на 2025- 2027 годы будут выделены основные средства для строительства. Уже определена компания — застройщик. На строительство путепровода на улице Момынова выделено 7,8 млрд. Я считаю, что транспортная проблема по улице Момынова и улицы Тленшина — одна из основных для Шымкента. В последнее время Казахстан значительно нарастил объем транзитных перевозок по железной дороге, что существенно отразилось и на транспортной загруженности на автомагистралях. Транспортные пробки в районе Казбакалейторга и поселка Сайрам стали несопоставимо большими, нежели еще несколько лет назад. Я думаю, что в течение года — полутора лет строители завершат возведение автодорожного моста. Будет некоторое временное неудобство для местных жителей и горожан, но итогом станет удобный и комфортный автотранспортный мост через железнодорожный переезд. В результате ни поезда, ни автомобили не будут мешать обоюдному движению. Проектом предусмотрен и пешеходный переход, потому мост будет безопасным и для пеших граждан», — рассказал о совместной работе акимата и Мажилиса Парламента РК Болатбек Нажметдинулы.
А на площадке у железнодорожного переезда строительная техника активно осваивает площади. Бульдозеры выравнивают участки земли под будущим мостом, буровые машины готовят места для десятков бетонных свай путепровода. В рамках проекта над железной дорогой будет построен четырехполосный автодорожный мост с пешеходным переходом. Путепровод очень важен для города, так как с каждым годом количество поездов, проезжающих транзитом через Шымкент, увеличивается. По итогу 2024 года в день по этой железнодорожной ветке проходит 59 пар поездов, что приводит к заторам автомобилей. «Работы активно ведутся. В прошлом году было выделено 200 млн тенге на проведение конкурса, закуп материалов. По первому этапу мы здесь переносили коммуникации – телефон, канализацию, воду, газ. На 2025 год предполагается выделение полутора миллиардов тенге. Сейчас приступили к бурению и забивке свай. Акимом города управлению транспорта было дано поручение — ускорить разработку ПСД. В прошлом году мы уже получили положительное заключение экспертизы. Нормативный срок сдачи проекта у нас два года, но именно по путепроводу по улице Момынова у подрядчика есть возможности закончить строительство в этом году. Сейчас мы поднимаем вопрос, чтобы при уточнении республиканского бюджета на реализацию проекта были выделены дополнительные средства, чтобы его закончить как можно скорее», — посвятил в технические подробности Ролан Ибрагимов, руководитель управления пассажирского транспорта и автомобильных дорог Шымкента.
Нормативный срок эксплуатации такого сооружения — 50 лет. И потому строители возводят автодорожный мост с учетом перспективного роста транспортного потока.
На втором путепроводе по улице Тленшина (это в нескольких километрах от улицы Момынова) также начались подготовительные работы. Район улицы Тленшина очень густо заселен и застроен и там нет такого простора и свободных участков земли как на Момынова, где находятся промышленные зоны. Как пояснили в управлении пассажирского транспорта и автодорог, на Тленшина нет возможности производить работы сразу по всей площади будущего путепровода. И потому они будут производиться поэтапно. Сейчас идет перенос коммуникаций. Для государственных нужд будут выкуплены несколько частных земельных участков, попадающие в зону застройки объекты, два дома, которые снесут, а переезд через железнодорожные пути временно перенесут на место домов. И лишь после этого на месте железнодорожного переезда начнутся работы по забивке свай.
Теперь фракция партии AMANAT, депутаты Мажилиса Парламента РК возьмут под свой неусыпный контроль ход работ. Строительство двух путепроводов в рамках Генерального плана развития Шымкента до 2035 года, по мнению мажилисменов и партийцев, будет достаточным для того, чтобы удовлетворить запросы населения и потребности развития транспортной инфраструктуры.
Сергей Павленко