Немногие шымкентцы знают, что в нашем городе есть группа под таким названием. В ней занимаются балетом любые желающие без каких-либо возрастных ограничений. Об истории проекта, содержании занятий, составе группы и, главное, мотивах прихода на балет великовозрастных учеников рассказала в эксклюзивном интервью «Панораме Шымкента» руководитель группы, балетмейстер Ирина Игоревна ЕРУСЛАНОВА.
— Ирина Игоревна, расскажите, с чего все началось и когда в Шымкенте появился балет для взрослых?
— На протяжении моей трудовой деятельности у меня практически всегда были группы, коллективы, с которыми я занималась. А трудовой стаж у меня большой: 9 сентября 2025-го года будет ровно 50 лет, как я работаю. Меня взяли репетитором во Дворец культуры цементников в 16 лет, когда я была еще в 10-м классе, так как я с детства танцевала.
После окончания школы я поступила в Высшую профсоюзную школу культуры в Ленинграде, теперь это Санкт-Петербургский Гуманитарный университет профсоюзов, на режиссера-постановщика массовых мероприятий. Потом после возвращения я занималась организацией в Шымкенте массовых мероприятий на площадях, ипподромах и т.д.
Но у меня всегда был коллектив. Так, во Дворце культуры цементников, когда я вернулась, мне доверили коллектив, который назывался «Акмаржан». Он первым из казахстанцев поехал на Кубу, потом мы были в Болгарии, в других государствах, в России. То есть это всегда было не то, чтобы параллельной моей деятельностью — оно существовало на равных с моей режиссерской и хореографической работой.
— Стало быть, у вас есть и хореографическое образование?
— Да. Когда я заканчивала обучение в вузе на режиссера массовых мероприятий на дневном отделении, на вечернем я посещала уроки хореографии. А педагоги там были очень хорошие, это были преподаватели из Вагановского училища. Поэтому я получила великолепное образование, на «вечерке» было просто шикарное хореографическое отделение. Но основы балета как такового были заложены не только у них, а с детства, потому что я с 6 лет танцевала во Дворце цементников.
И, учась уже в институте, поняла, что мне этого не хватает. Мне разрешили посещать уроки хореографии, потому что другие дисциплины мне не были нужны — они были в моем дневном отделении. На вечернем отделении я посещала только уроки хореографии, балета, народного танца, бального танца. Все это шло в одной параллели. Поэтому представление о всех жанрах хореографии я имею очень основательное.
И вот, вернувшись с института, я занялась тем, что мне доверили, — постановками массовых мероприятий. И в то же время я была художественным руководителем, главным балетмейстером танцевального народного коллектива «Акмаржан». Ко мне в основном приходили взрослые девочки: либо те, которые оканчивали школу, либо те, которые уже оттанцевали в «Айгулеке» (старейшем детском ансамбле в Казахстане – прим. ред.), потому что это был детский коллектив. В основном были охвачены институты, колледжи — на тот момент это были техникумы.
В то время, когда стали закрываться Дворцы культуры, Клара Алипова, возглавлявшая тогда кооперативный техникум (потом экономический колледж – прим. ред.) поставила меня в этом учебном заведении художественным руководителем. И там я тоже сделала танцевальную группу. И так было всегда – где-нибудь я создавала какой-нибудь коллективчик.
— Но тот же колледж – это молодежный коллектив. А когда появились группы именно для взрослых?
— Когда мои девочки, раньше танцевавшие в «Акмаржане», стали мамами и немножечко потеряли определенные формы, они задали вопрос: а не хотим ли мы собраться?! Мы захотели, и это произошло на площадке торгового дома «Клара-Центр-Сапар». Там был очень хороший зал, который нам доверили. Мы собрались и собрались как-то массово, легко — и затянуло всех. Плюс они пригласили тех, кто не имел никакого фундамента.
А из девочек, которые у меня раньше танцевали, мы сделали более профессиональную группу. Конечно, условно – мы не претендовали на профессиональность, они же уже оторвались, работали в разных профессиях разного направления. Но программа у этой группы была гораздо сложнее. И параллельно я открыла еще две группы для начинающих, но только старшего возраста — от 11-го класса и выше.
— Какие примерно это были годы?
— Примерно 2004-й, начало 2000-х. С тех пор ситуация – имею в виду текучесть — сильно не менялась. Кто «природнился», до сих пор со мной, продолжают ходить на занятия. В утренней группе у меня девочки, женщины, которые со мной уже почти 20 лет, там нет ни одного человека, который был со мной менее шести лет.
— То есть все идет еще оттуда, они с вами до сих пор?
— Да, они остались со мной, это цельная группа. Но в параллели есть группа для начинающих.
— Пожалуйста, поподробнее расскажите про начинающих. Откуда они появляются и появлялись, узнавали, когда не особо был развит Интернет, соцсети?
— Как правило, те, кто уже занимаются, рассказывают своим подругам, знакомым, о том, насколько им стало легче, насколько стало хорошо после того, как они пришли в группу. И я всегда говорила, может, даже беру на себя большую смелость, но уверена: лучше балета еще ничего не придумано! Лучше и здоровее. Потому что, когда ты держишь спину, когда у тебя здоровая спина, у тебя и все конечности — руки и ноги, и голова — все здоровые. Кто-то приходил потерять вес, но я такой задачи не ставила. В основном приходили для того, чтобы выправиться, почувствовать, что они это могут, могут преодолеть.
Не все могут, конечно. Многие теряются, особенно на первых уроках. Потому что комбинация у нас — 11 упражнений в уроке, это называется классический экзерсис, каждый раз меняется. Я это делаю для того, чтобы у них все время работала память, чтобы они логически выстраивали программу. Меняется музыка. У меня пять разных альбомов, где есть чисто классическая музыка, музыка мюзиклов, музыка кино и другие, но, разумеется, никакой попсы.
— С чего начинают новички, абсолютные непрофессионалы, которые ничего не знают и не умеют, но приходят и хотят заниматься?
— Я даю возможность на первом уроке просто попробовать. Раз они уже пришли с формой, я говорю: давайте переоденьтесь, не будет получаться, остановитесь и посмотрите. На уроке мы делаем упражнения сначала в одном направлении с рабочей правой ручкой, потом меняем. Я говорю: вы не сделали в этом направлении, вернетесь, попробуете в другом, вы себя проверьте, я же вас не заставляю, это было ваше желание сюда прийти.
Да, в наших роликах в соцсетях, которые некоторые видят и «загораются» желанием, мы немножечко балагурим, шутим, но в основном выполняем именно ту программу, которая необходима. Подытоживаю новичкам: сразу соизмерьте свои возможности, если вы борец, то вы останетесь.
— Чтобы встать у станка и делать упражнения, разве не нужна какая-то предварительная база? Может ли с этим справиться совсем не подготовленный физически человек?
— Практически всегда я предлагаю новичкам один пробный урок. Чтобы они, во всяком случае, знали, что это первая позиция рук и ног, другое, постановку самого корпуса и понимали смысл урока. И то, что им придется преодолевать определенные трудности. Поэтому я им даю возможность выбора: не только посмотреть ролики, а прийти ко мне на пробный урок.
— Сколько людей примерно, грубо в процентах, остается после пробного урока из тех, кто никогда не занимался ни танцами, ни хореографией, ни гимнастикой?
— В процентном соотношении навскидку остается около семи процентов.
— Они боятся трудностей или трезво оценивают себя и понимают, что дальше не смогут?
— Да, многие переодеваются, становятся рядом с нашими девочками и теряются. Я им разрешаю присесть, говорю: вы можете просто посмотреть урок до конца, если уже не можете, если не понимаете, что это. Чувствуете, что это не ваше, пожалуйста, это же ваш выбор, я нисколько не обижусь. У нас все построено на доверии и уважении.
В целом не скажу, что сейчас люди прямо рвутся к нам. Кого-то пугает само название балет для взрослых. Они боятся, что я их поставлю на пуанты и одену в пачки. История уроков им неизвестна, они не понимают, что я делаю. И мне нередко приходилось и приходится давать «аннотацию» — рассказывать, что именно будет происходить.
Приглашая желающих в группу для начинающих, я отмечаю, что предварительной подготовки не нужно, на пуанты мы не ставим. Прежде всего, это здоровье, красивая осанка и координация движений. Некоторые откликаются. К некоторым приходит понимание позже, и возвращаются те, кто когда-то танцевал, и они подтягивают своих подруг.
В целом за все годы надолго «задержались» человек 12-15. Они составляют костяк утренней группы, которая уже много лет со мной и уже выполняет уровень 5-го класса хореографического училища. И в этой группе, между прочим, самая молодая женщина – 46 лет, а самые взрослые — Ирина Ивановна и Наталья Евгеньевна — 76 лет, и им это все удается. В группе семь человек. Для познавательного эффекта, возможно, лучше было бы больше участниц. Но тогда я бы не охватила всех вниманием. А тут я могу к каждой подойти и у каждой исправить ошибку.
— А что влечет новичков-непрофессионалов, которые приходят, потом некоторые уходят? Они идут, потому что им нравится красивый образ балета или что-то другое?
— По словам их приятельниц, они понимают, насколько тело становится легче, податливее, мышцы растягиваются, суставы начинают работать. Например, одна из наших учениц — банковский работник, которая до этого вела сидячий образ жизни и ездила на работу и с работы на такси. Она стала ходить на занятия, и мне приходилось заставлять ее делать упражнения, которые вырабатывают суставную жидкость. Она сначала все делала скрипя, а сейчас уже плавно. Не так глубоко пока еще, конечно. Потому что балет — это очень сложная штука.
— Занятия проходят по стандартным программам?
— Еще в XIX веке Мариус Петипа создал экзерсис, который никогда не менялся, и мы следуем этим классическим канонам.
— Но ваши ученицы не могут полностью соответствовать всем требованиям, наверняка вы делаете какие-то, условно говоря, скидки, не требуете выполнения упражнений по всей строгости?
— У многих рождается чисто творческий азарт. Не получается — они могут прийти чуть-чуть раньше и заниматься дополнительно, что-то поделать. Я им сразу сказала: никаких стеснений, вы можете поставить и обсудить любой вопрос. Если вы, к примеру, не хотите делать растяжку в полную ногу, она вас еще мучает и дается с трудом, мы же начинаем с того, что вы просто пока прокачиваете ножки. А со временем вы сами захотите сделать это так, как это делают женщины 76 лет.
— Ваши ученицы занимаются по классической программе, которая представляет собой комплекс тренировочных упражнений в балете. А что в итоге – просто упражнения сами по себе, упражнения ради упражнений, или, может, показательные выступления?
— Нет, такой цели нет. Они просто занимаются, делают это для себя. Наши упражнения сопровождает хорошая музыка. Женщины прямо временами тают, выполняя под нее комплекс, их это устраивает во многих отношениях. Выбирают и просят тот или иной музыкальный фон – кому-то хочется заниматься под альбом «музыка кино», а кому-то — чисто классические фортепианные звучания.
— Все-таки никто не желает пойти дальше?
— Нет, они не соответствуют. Зачем приобретать пуанты, если они будут использованы для того, чтобы убедиться, что это больно и страшно, можно так выбить суставы, голеностопы, щиколоточную часть?! Вообще это очень сложно. Мы делаем это все для наслаждения и для того, чтобы наше тело было послушным.
— Нет ли все-таки здесь какой-то натяжки? Ведь в привычном представлении неискушенного зрителя балет – это красота движения на сцене, пуанты, пачки… А здесь люди приходят и просто занимаются у станка. Все-таки, может, это больше хореография?
— Нет. Я действительно им даю классический урок именно по 11 ступеням. Мы с них не сходим. Если первое у нас разминка, второе – деми плие (demi plie) и гранд плие (grand plie), третьим всегда будет батман тандю (battement tendu) и т.д. Я не имею права «соскочить». Я могу им дать другую вариацию. Допустим, в разминке мы можем сделать чисто классическую разминку, а можем сделать этюдную. Но цели концертной деятельности вообще нет никакой.
— И ни у одной из ваших подопечных не возникало?
— Не возникало. И я не ставила такую цель. Я пришла, когда девочки попросили. Даже можно сказать, хоть это немножко эгоистично прозвучит, я сделала это для себя. Потому что с ними я вновь вернулась в это состояние вечного движения. У меня ведь тоже, как у всех, семья, заботы…
— Вы говорили про группы в «Клара-Центр-Сапар» в начале 2000-х годов, сейчас 2025-й. Что было между этим периодом?
— Мы все время занимались. Просто меняли залы. Ну а я всегда полностью отдаюсь тем, кто приходит на занятия.
-Если обобщить, то фактически получается, что ваша нынешняя деятельность не нова, она — продолжение того, что вы делаете всю жизнь, продолжение сотрудничества с вашими ученицами и соратницами?
— Да. Потому что группы были всегда, поскольку я человек не привязанный к рабочему дню. Так, когда я была художественным руководителем в колледже, приходила в свои часы, а утром и вечером у меня были группы. После колледжа работала хореографом у наших фигуристов в Ледовом дворце и успевала также вести группы. Так что всегда, на какой бы работе я ни была, повторюсь, у меня всегда были такие группы.
— Почему-то раньше не было особо известно о существовании вашей группы балета для взрослых, балета для всех в Шымкенте. Это было связано с отсутствием продвижения в соцсетях или еще чем-то другим?
— Не могу что-то сказать точно. Популяризировать нашу работу недавно стала одна наша дама, связанная с айтишниками. Раньше этим почти не занимались. Обходились сарафанной молвой. Людей всегда хватало. В данный момент у нас две группы – утренняя и вечерняя — по семь человек.
Утренняя группа занимается с 8 утра, эти женщины энтузиасты и достойны восхищения! Они рано утром едут на занятия на общественном транспорте, без машины, кто-то добирается пешком. То есть этим надо пропитаться, этим надо жить. Тогда вы не бросите занятий балетом никогда.
— Есть что-то еще в планах или вы всем довольны?
— Конечно, я очень довольна. Программа же каждый раз разная. Каждый раз я придумываю новые упражнения. Если, допустим, мы делаем тандю, то его можно украсить пассе партер (passé parterre). То есть каждый раз новая комбинация упражнения. Оно остается под тем же названием, но мы его украшаем тем, что добавляем разные вариации.
Поэтому приходится очень много думать. Вы вариацию должны запомнить, вы должны в музыку попасть. Почему говорят, что среди балетных танцоров практически не встречается болезнь Альцгеймера?! Потому что нужно очень много держать в памяти, очень много работы, которую надо сделать сразу.
Я бы с удовольствием взяла еще пару групп. Я себя прекрасно чувствую, мне в апреле будет 66. Не хочу быть банальной пенсионеркой. Поэтому себя занимаю вместе с единомышленницами. Балет для взрослых — это ЗДОРОВО во всех смыслах этого слова! Я еще хожу в бассейн. Я всегда существовала в таком активном ритме и не хочу его менять!
Лаура КОПЖАСАРОВА