9 января — Международный день хореографа. Представители этой профессии могут преподавать в детских и взрослых танцевальных школах, работать в театре или на телевидении, участвовать в постановках различных шоу. Они придумывают красивые танцевальные постановки, делятся своими знаниями с учениками. Хореограф Нурлан Жубаниязов преподает танец, работает с шоу-балетом «Онтустик цирк» и преподает в школе, а еще поет, даря своим ученикам и почитателям своего таланта радость и прекрасное настроение.
Первые аплодисменты он получил в детском саду, в четыре года. Талантливого мальчика заметили воспитатели. Он участвовал, как и многие дети, во всех мероприятиях садика. Танцевал гусаров, зайчиков, участвовал во всех детских постановках.
«В 1 классе я увидел передачу «Тамаша», там мальчик пяти лет играл на домбре и я решил, что обязательно обучусь игре на домбре. Позже играл 5 лет в оркестре национальных инструментов в доме культуры «Металлург» в моем родном городе Актобе, потом мне всегда хотелось петь, и я два года пел песни Виктора Цоя в том же дворце культуры. Позже поступил в культ — просвет училище, закончил на отлично, получил специальность «Руководитель художественного, хореографического, самодеятельного коллектива и культурно-досуговая деятельность». Начал работать в школе и филармонии в Актобе. Но потом почувствовал, мне не хватает знаний, и я взял билет и через два дня уже был в Шымкенте. Поступил в институт культуры. Окончив вуз, работал в ЮКГУ, МКТУ, городской филармонии, театре им. Шанина, в русском драматическом театре. Сейчас я работаю в «Онтустик цирк», и в 23 гимназии города.
В цирке я преподаю классический танец для артистов цирка. «Ставлю» им руки, ноги, осанку. А еще я — солист хора «Светоч». Лауреат, конкурсант и активно участвую в творческой жизни хора. Во всех концертах я и пою, и танцую»,- рассказал Нурлан Жанибекулы.
Кумир — Эсамбаев
«Вся моя жизнь — творчество, это мой свет, я им заряжаюсь, заряжаю детей, коллег. Как создаются образы? У легендарных танцоров, певцов костюм — один из главных элементов. Вспомните Махмуда Эсамбаева. Его танцы производили фурор. Было очень много его танцев, которые восхищали зрителей. Особенно был популярен танец «Золотой бог Шива» классического стиля Бхаратанатьям, тогда это был один из самых трудных номеров в мире. На это исполнение обращали внимание и в самой Индии. Он станцевал танцы практически всех народов мира, обладая уникальным шагом и редкой для мужчины грацией, а также невероятным темпераментом. Большинство танцев Эсамбаев ставил сам, все эффекты в них были рассчитаны по секундам и приводили публику по всему миру в абсолютный экстаз. Равных Эсамбаеву в искусстве танца не было, и конечно он кумир.
А какие великолепные костюмы были у Махмуда Эсамбаева! Это отдельное произведение искусства, — улыбается Жубаниязов. — Я костюмы для танца заказываю. Шью у профессионалов. У меня есть казахский костюм, русский, есть узбекский хорезмский, испанский. Казачий мне подарил руководитель хора «Светоч» Мария Углицкая, хочется еще иметь грузинский, и спеть песню на грузинском, — говорит хореограф. — Костюмы дорогие, но любой уважающий себя исполнитель, артист должен иметь свои личные эксклюзивные костюмы».
За хореографическим станком
Для хореографа самое главное — уметь заряжать учеников, мотивировать их. Уметь ставить конкретные цели, чтобы они понимали, ради чего они приходят на занятия, ради чего оттачивают мастерство. Хореограф не должен быть строгим и постоянно гонять детей, считает Жубаниязов.
«Занимаясь танцами, дети становятся более общительными, открытыми. Бывает, ребенок приходит ко мне очень зажатым, а через какое-то время его не узнать, таким раскрепощенным он становится! Плюс танцы дают хорошее владение своим телом, развивают музыкальность. Для меня же танцы отличный способ донести свои мысли до людей, высказаться. Например, в хоре «Светоч» я пою и танцую. На ежегодном отчетном концерте хора, который в этом году проходил в зале молодежного ресурсного центра, на сцене со мной танцевала и моя дочь»,- отметил Нурлан Жанибекулы.
Хореограф считает, что его главная задача в том, чтобы влюбить ребенка в танец. Увлечь его, научить трудиться и включаться в процесс. Для этого очень много приходится говорить, объяснять, требовать и быть примером. Постоянно быть в хорошей физической форме, ведь показ технических элементов — важная часть процесса. Это постоянный труд, совершенствование и самообразование.
«Я считаю, что дети, которые занимаются хореографией — это счастливые люди, — утверждает хореограф. — Потому что мы, педагоги, не просто ведем их через танец. Мы с ними разговариваем, размышляем, философствуем и просто живем танцуя. Конечно, каждый ребенок талантлив в большей или меньшей степени. Танцы — это очень здорово, они развивают у детей чувство ответственности, и если ты в команде, то теперь ты вместе с другими ребятами работаешь в связке. Они приходят на урок и оставляют за дверями все свои проблемы, они готовы трудиться и работать на результат. Многие говорят, что на танцах они отдыхают, перезагружаются. Танец — такой вид физической активности, где включаются в работу все мышцы тела. Нагрузка равномерно распределяется по ним, что гораздо полезнее, чем нагрузка на определённую группу мышц. Все знаменитые балерины (Матильда Кшесинская, Галина Уланова, Майя Плисецкая — список можно продолжать долго), дожили до весьма почтенного возраста. Также танцы положительно влияют на интеллектуальное и эстетическое развитие. Для меня танцы — это тонус и ещё раз тонус!»
Мы в ответе
«Мы, взрослые несем ответственность за поколение, за то, какими дети вырастут, что им дадим в плане воспитания, что они возьмут в свою взрослую жизнь. Мы не знаем, с чем они будут сталкиваться во взрослой жизни. Главное, вложить в них простые человеческие качества, что бы дети могли уважать друг друга, творить, решать конфликтные ситуации. Приятно, когда видишь учеников на сцене, а тебе говорят, что они выросли достойными людьми.
Хочу поблагодарить своих учителей, которые все это вложили в меня, мы видели прекрасных педагогов, они всегда говорили; «Мы ответственны в том, какой свет эти дети понесут другому поколению», — говорит хореограф.
По стопам
Дети Нурлана Жубаниязова так же как он, поют, играют на инструментах. Старший сын закончил музыкальную школу, лауреат многих конкурсов, но решил сменить профессию, увлекла иная деятельность.
«Теперь он видит себя архитектором, это его право, и я считаю, что это тоже творческая профессия. Желаю ему только успехов. Дочь танцует в шоу-балете «Онтустик — цирк», закончила музыкальную школу, учится в ЮКУ на строительном факультете. Вторая дочь учится в школе-интернате «Онер», она рисует, чертит, лепит, вяжет, шьет и мечтает поступить в художественный колледж имени Кастеева.
Я сам хочу учиться дальше, думаю о поступлении в консерваторию. Учиться надо всегда и не важно, сколько тебе лет. Это очень интересно, это новые знания, а еще открываешь в себе новые грани. В новом году хочу пожелать всем здоровья, счастья. Чтобы люди хотели все больше посвящать себя творчеству. Жили спокойно и были опорой друг другу. Всем позитива, улыбок и радости», — пожелал хореограф Нурлан Жубаниязов.
Евгения ЕФИМЕНКО