Какую праздничную программу приготовили детям на этот Новый год, из каких частей она состоит, кто ее готовит и кто в ней участвует, какую долю в репертуаре занимают детские сказки, каковы главные события уходящего года и планы на ближайшие месяцы наступающего – об этом и другом рассказал «Панораме Шымкента» директор шымкентского городского русского драматического театра Игорь Вербицкий.
Два в одном
Новогодние утренники для детей в шымкентском городском русском драматическом театре проводят еще с советских времен. В 2000-х в придачу к утреннику детям стали показывать еще и новую сказку. И вот уже более двадцати лет шыментские ребята каждый Новый год получают в театре «два в одном» — утренник со сказкой. Проводящиеся в самом театре они составляют стационарную, если можно так сказать, или базовую программу.
Есть еще выездная – когда артисты сами приезжают в школы и детсады. Первая ее часть – расширенный утренник, включающий чуть больше игр и конкурсов, а во второй вместо сказки в подарок от Деда Мороза идет дискотека — танцы и веселье детей вместе с героями.
На этот раз в программе…
Структура праздничной программы остается неизменной, а вот наполнение ее каждый год меняется. В этот раз подготовлены детский утренник «Щенячий патруль: новогодние приключения щенков-спасателей» и детская сказка «Волшебник изумрудного города».
Как рассказал Игорь Вербицкий, автором инсценировки и режиссером утренника стала Татьяна Миненко. Эта известная актриса тетра сейчас пробует себя в качестве режиссера, была до этого ассистентом режиссера. Новогодний утренник «Щенячий патруль: новогодние приключения щенков-спасателей» она полностью сделала сама под кураторством художественного руководителя театра «Мәдениет саласының үздігі» Анатолия Петриченко.
«Выбор темы обусловлен тем, что мультфильм «Щенячий патруль» сейчас очень популярен среди детей, очень хорошо знаком и, главное, интересен им, — рассказал Вербицкий. — На утреннике перед маленькими зрителями, в частности, разыгрывается история о том, как поисково-спасательный отряд щенков «Щенячий патруль» отправляется на помощь к Дедушке Морозу. Планы отряда рушит очаровательная злодейка Круэлла, которая похищает их друга далматинца — Маршалла. И щенки спасают своего друга, помогают Дедушке Морозу и, конечно, спасают Новый Год».
Инсценировку известной сказочной повести Александра Волкова «Волшебник изумрудного города», написанной в 1939 году на основе сказки американского писателя Лаймена Фрэнка Баума «Удивительный волшебник из страны Оз» с некоторыми изменениями, подготовил Анатолий Петриченко. «Волшебник Изумрудного города» — добрая, мудрая сказка о настоящей дружбе. Это — история об удивительных приключениях девочки Элли из Канзаса и ее друзей.
По сюжету Элли вместе с верным песиком Тотошкой попадает в Волшебную страну. Добрая волшебница Виллина сообщает Элли, что вернуть ее в Канзас может только волшебник Гудвин — Великий и Ужасный, который живет в Изумрудном городе и правит им. Чтобы вернуться домой, Элли должна помочь трем существам — Железному Дровосеку, Трусливому Льву и соломенному пугалу Страшиле — в исполнении их заветных желаний. В сопровождении чудесным образом заговорившего Тотошки девочка отправляется по дороге из желтого кирпича в Изумрудный город.
Как считает директор театра, это прекрасный материал: «В этой сказке есть все, что нужно в рождественские дни и в новогодние праздники: и чудеса, и превращения, и исполнения желаний!».
Новогодняя статистика
Утренники и новогодние спектакли в театре начались с 23 декабря, выездная программа еще раньше – с 19-го. Они будут идти включительно по 30 декабря, а также 2 и 3 января уже наступившего 2025 года. В театре проходят по три представления в день — в 10.00, 12.00 и 15.00 часов, а на выезде — по три-четыре, иногда по пять.
В общей сложности в новогодний сезон, включая выездные и базовые представления, с учетом выходных в школах и детсадах, их будет более 60. В них задействованы почти все артисты театра, а на сегодня в труппе 25 человек, а также 12 учащихся действующей при театре студии «Балаганчик».
Яркий праздник, шикарные костюмы
Как показали уже проведенные представления, дети принимают восторженно. «Думаю, что для них это очень большой, красивый и запоминающийся праздник, — говорит Игорь Вербицкий. — Ведь это массовый утренник, хорошие костюмы, ростовые куклы, которые мы сами шьем, интересные герои, сказочные и мультяшные персонажи, плюс яркая сказка. Очень красивые, подчеркну, новые костюмы – у Деда Мороза и Снегурочки они просто шикарные, я бы сказал, что это произведения искусства. Я не всегда так радуюсь костюмам, а здесь мне они очень нравятся. Вообще в последнее время у нас стали делать шикарные костюмы. Это связано с появлением новых кадров – художника-постановщика Риммы Вайсман и художника по костюмам Алтынай Майлышевой».
Выбор темы утренника и спектакля был за Татьяной Миненко и Анатолием Петриченко. Конечно, прежде чем их утвердить, было обсуждение предложенных вариантов, потом сложилось единое мнение.
«Я всецело доверяю их выбору, — отмечает собеседник. — Но, по моему мнению, утренники стали прозападными, проевропейскими, из наших знакомых героев остались только Дед Мороз и Снегурочка. Нет Бабы-яги, Кощея, Колобка, Алдара-косе, Баурсак-бала и т.д. Нет нашего духа, который должен присутствовать. Я бы все-таки хотел возвращения наших героев из казахских и русских сказок и буду настаивать на этом в программе следующего года. Даже если делать что-то свежее, новое западное, то пусть это будет, к примеру, битва поколений, героев из разных миров – к примеру, Бабы-яги и Гингемы».
С новогодней программы — в постоянный репертуар
Сказка «Волшебник изумрудного города» была в репертуаре театра раньше, около 20 лет назад. Если кто ее и помнит, то это родители сегодняшних детей, которых привели в театр. И это показательный пример еще одной установившейся традиции театра.
Сказки, как и темы утренника, в новогодней программе каждый год меняются — ставятся совершенно новые спектакли или возрождаются прежние, когда-то уже игравшиеся, но по каким-то причинам сошедшие с афиш. Подготовленная к самому любимому детскому празднику сказка потом переходит в репертуар театра. Для этого подбираются произведения, не привязанные к новогодней тематике, а такие, которые потом можно показать в любое время года.
Таким образом с начала 2000-х годов благодаря проведению только новогодних утренников вместе со сказкой, которая не «списывается» как новогодний материал, а включается в постоянный репертуар, в театре появилось более 20 новых спектаклей для детей. Детские спектакли готовятся также осенью и весной — то есть в сезон ставится как минимум три детских спектакля.
В целом детские сказки сегодня занимают чуть меньше половины от всего репертуара театра. В сезон также готовится по четыре взрослых спектакля. Всего — восемь-десять новых постановок с учетом рождественских вечеров и вечеров Высоцкого.
Главные события
Итоги этого 95-го театрального сезона в театре пока не берутся подводить, так как он будет идти до июня 2025 года. Говоря же о самых важных событиях календарного года, в первую очередь директор отметил успешное выступление коллектива на прошедшем в апреле в Санкт-Петербурге ХХVI фестивале русских театров «Встречи в России».
«Мы показали там спектакль «Пиковая дама» и были единственным театром из Казахстана, — рассказал он. — В Санкт-Петербурге были в восторге от нашего спектакля, критики сказали, что это новое видение, новый взгляд, отметили очень хорошую работу режиссера и актеров, сценографию, оформление. В общем, мы произвели очень хорошее впечатление».
Сам факт участия в этом фестивале, куда идет очень мощный отбор, уже можно считать победой, считает собеседник. «Могу похвалиться тем, что в «Балтийском доме» — огромном театре с около тысячью мест, зал которого во время фестивалей всегда перекрывают наполовину занавесом, мы стали единственными, кому открыли этот занавес, — добавил он. — Потому что было куплено много билетов, зрители в одной части зала не помещались, он был переполнен. Контролеры сказали, что впервые видели такое, — чтобы занавес открыли. Это было для меня очень приятно».
Очень значимым для театра стало сотрудничество с ГИТИСом. В этом году в рамках проекта «Постановки студентов и выпускников ГИТИСа и ведущих творческих вузов в русских театрах за рубежом», в котором шымкентский русский драмтеатр участвует уже второй год подряд, поставили второй спектакль — «Турандот 2162».
«Сотрудничество с ГИТИСом стало традиционным, — говорит Вербицкий. — И мы хотели бы поработать с выпускниками и студентами этого авторитетного вуза в рамках проекта и в следующем 2025 году. Нам нравится, так как это что-то свежее и новое, нам дают художника, художника по свету, потом все-таки это ГИТИС. Такой опыт — это очень хорошая школа для нас».
Комментируя успешное международное сотрудничество, руководитель коллектива подчеркнул, что многое зависит от активности самого театра, ведь под лежачий камень вода не течет.
«Поэтому мы стараемся, чтобы к нам «притекала» водичка, — отметил он. — Конечно, изначально это результат знакомств, контактов, взаимосвязи. Но потом, уверен, повлиял созданный в итоге сотрудничества первый спектакль — «Пиковая дама». Мы же его повезли в Питер, организаторы проекта увидели результаты и достижения, они же тоже отчитываются: сколько раз показали спектакль, сколько зрителей его посетило, то, что он побывал на фестивале, и т.д. Поэтому им тоже интересно с нами работать».
Планы
В планах театра – участие и в других проектах, приглашение других режиссеров для новых постановок. Так, недавно была встреча с Антоном Митневым, бывшим учеником и артистом шымкентского драмтеатра, который потом играл в лермонтовском театре в Алматы, а сейчас работает и ставит спектакли в Москве, по поводу постановки им спектакля в Шымкенте. Об этом сейчас ведутся переговоры.
В первые месяцы следующего года планируются традиционные мероприятия. Это — ежегодные «Рождественские встречи», которые уже готовятся на 7-9 января, а также «Вечера памяти Владимира Высоцкого» 25 и 26 января. Потом будут детская сказка и новый взрослый спектакль, который всегда делается в подарок женщинам к 8 марта. Планируется, что это будет «Женитьба Бальзаминова» Александра Островского.
«Ставить его будет либо Анатолий Петриченко, либо я — если получится со временем, — поделился напоследок Игорь Вербицкий. — Из-за моей плотной занятости на административной должности, к сожалению, я давно этим не занимался. А я очень хочу работать и как актер, и как режиссер. Хочу ставить спектакли, я сильно соскучился по творчеству!».
Лаура КОПЖАСАРОВА