История Жанар Умаровой — единственной в мегаполисе женщины-водителя, доказавшей, что для большой мечты не существует преград
В транспортном потоке третьего мегаполиса страны этот автобус ничем не выделяется среди сотен других, пока не заглянешь в кабину. Для Шымкента женщина за рулем пассажирского многотонника — до сих пор редкость и повод для добрых улыбок пассажиров. Но за внешней легкостью управления стоит путь длиной в два десятилетия, решимость перестроить свою жизнь в сорок лет и искренняя преданность делу. О том, как пример вчерашнего кондуктора изменил представление большого города о привычной профессии, и почему дорога для нее навсегда осталась призванием — в нашем материале.
Ирина ГАЛУШКО

Смена маршрута
Наша первая встреча была случайной. Месяц назад, возвращаясь с редакционного задания, я зашла в переднюю дверь подошедшего к остановке 27-го автобуса и на секунду замерла: за рулем мощного зелено-белого «Ютонга» сидела женщина. Миловидная, спокойная, она управляла огромной машиной так уверенно, что сразу возник план: познакомиться и обязательно написать о ней. Шымкент должен знать таких людей в лицо.
Спустя несколько недель мы договорились о встрече. Утро выдалось пасмурным, тяжелые облака закрыли небо, но график 27-го маршрута неизменен. Я пришла на остановку заранее, пропустила два «чужих» автобуса и, наконец, увидела его — борт с госномером 963.
«Доброе утро!» — Жанар улыбается мне, открывая дверь.
В салоне на удивление спокойно: час пик миновал, места есть. Один круг по маршруту занимает час и сорок минут — времени достаточно, чтобы пролистать жизнь моей героини. Но, прежде чем задать первый вопрос, я предупреждаю: «Жанар, безопасность прежде всего. Если обстановка потребует внимания — просто молчите».
Она понимающе кивает, её руки уверенно ложатся на руль, и 12-метровый автобус плавно вливается в поток.
Двадцать лет на линии
Глядя на то, как Жанар мастерски маневрирует, сложно поверить, что самостоятельно на городском маршруте она работает меньше года. Хотя вся её жизнь связана с общественным транспортом. Жанар — коренная шымкентка. По окончании школы она вскоре вышла замуж, никакой профессии получить не успела.
«Двадцать лет я проработала кондуктором, и всё это время — в тандеме с близкими людьми, — рассказывает она. — Начинала с мужем Сериком. Мы прошли через многие маршруты: 43-М, 75-й, 20-й, 182, 30-й… Самый последний наш совместный маршрут — 103-й. Серик всегда был водителем, работал на автобусах с молодости. А последние три года до больших перемен я работала в экипаже с братом, потому что муж на время уходил из пассажирского транспорта».
В 2023 году в жизни Жанар наступил перелом: всех кондукторов в городе официально уволили. Шымкент переживал масштабную цифровую трансформацию: сначала внедрили систему «Толем», которую позже сменила система «Автобус». Для многих кондукторов это стало ударом, но Жанар увидела в этом только плюсы.
«Я вообще рада, что кондукторов убрали, давно надо было! — признается она. — Если бы этого не случилось, я бы, наверное, до сих пор так и работала. На самом деле я всегда сама хотела за рулем ездить. Желание трудиться отдельно, самостоятельно, было все 20 лет, но муж не отпускал, волновался. Когда всё изменилось, я не расстроилась. Права у меня были давно — когда муж купил машину, и я захотела выучиться. Думала: если что, буду в такси на «Яндексе» работать. Но мечта была о большем. Хотелось по-настоящему серьезной работы».

Школа в южной столице
Вскоре Жанар узнала, что в Алматы не только мужчины, но и женщины могут получить профессию водителя троллейбуса. Поговорив с мужем, они приняли смелое решение: на время перебраться в южную столицу.
«Своих четверых детей я оставила на маму, — вспоминает Жанар. — Но и две мои старшие дочери, Ажара и Асем, были уже достаточно взрослые, чтобы управляться по хозяйству. В марте 2023-го я поехала на курсы. Муж в Шымкенте тоже оставил работу, чтобы в Алматы быть со мной рядом».
Жизнь в другом городе была проверкой на прочность. Они знали, что Алматы — это лишь временная остановка.
«В компании, где я работаю, на одном маршруте по 50 водителей, — объясняет Жанар. — Конкуренция высокая, и супруг пока ждет своего места. Но, думаю, скоро мы снова будем работать в одном парке».
Курсы в Алматы были смешанными. Жанар отмечает, что в южной столице работает не меньше 500 женщин-водителей, особенно много их именно на троллейбусах. Обучение было плотным: с 9 до 12 теория, с 12 до 16 — вождение.
«Наш учитель по теории Бейбит Саинович Аскаров просто молодец! — с теплотой говорит Жанар. — Если видел, что кто-то сомневается в своих силах, всегда говорил: «Вы справитесь!». После его слов уже не сомневаешься, что всё получится. Кроме того, он очень принципиальный, у него невозможно купить права. Я бы всех, кто сейчас на мопедах ездит и нарушает, отправила к нему — там бы быстро научились ездить по правилам».
Но одно дело знать теорию, и совсем другое — обуздать многотонную машину на переполненных улицах. Стажировка на линии длилась полтора месяца — 285 часов.
«Моим наставником был бригадир Нуржан Алимбеков. В те моменты, когда хотелось всё бросить — то «рога» слетят, то в узком месте проехать не могу — именно он внушал мне уверенность. Нуржан всё объяснял досконально, учил чувствовать габариты, избегать заносов и всегда повторял: «Будь внимательна, научишься сейчас — потом сама не захочешь уходить». Я этому человеку очень благодарна: благодаря его терпению я перестала бояться дороги и по-настоящему полюбила профессию. Конечно, помогали и другие специалисты, например, инструктор Максим, который сопровождал меня первые два месяца. Все они – профессионалы с большой буквы», — заключает Жанар.
Два года Жанар оставалась в Алматы, чтобы набрать стаж для получения профессиональной категории «Д». Без двухлетнего опыта работы на пассажирском транспорте (пусть и на троллейбусе, где категория «Д» не требуется) в Казахстане не выдают допуск к управлению автобусом. К сожалению, радость от профессиональных успехов была омрачена личным горем — ушла из жизни мама Жанар, и это стало главной причиной ее окончательного возвращения в Шымкент.
Возвращение в родной коллектив
С 1 мая прошлого года Жанар работает в Шымкенте. Когда пришло время трудоустраиваться, она просто пришла к директору «Туркестанской транспортной компании». Её взяли без лишних слов.
«В компании знали не только водителей, но и кондукторов, — объясняет Жанар. — Это очень помогло, я не была для них человеком с улицы. Директор сказал: «Без проблем»».
Коллектив, состоящий сплошь из мужчин, встретил новую коллегу с удивлением, но очень тепло. Никто не пытался поддеть или высмеять. Напротив, говорили: «Молодец! Мы не ожидали».
«Водители-мужчины всегда готовы прийти на помощь, — рассказывает моя собеседница. — Когда я только села за руль автобуса, не знала, в каких частях города пробки. Ребята подсказали. Если какие-то сбои в управлении автобусом — консультируют. Те, кто выезжает со мной в одну смену и приходит раньше, даже заводят мой автобус, чтобы он прогрелся. Я сажусь уже в теплый салон. На линии едешь — все здороваются».
Сравнивая две машины, Жанар признается:
«Вождение автобуса не сильно отличается от троллейбуса. Разве что троллейбус на электричестве, он гораздо легче и мягче трогается с места. Очень жаль, что в Шымкенте нет троллейбусного парка. Если бы его когда-нибудь снова запустили, я бы первая пошла туда работать».
Дорога и характеры
«Управление современным автобусом — дело непростое. У этих машин коробка-автомат, и в шымкентскую жару техника часто выходит из строя. Бывало: едешь и вдруг глохнет, особенно летом. Приходилось пассажиров высаживать. Но у нас каждый месяц плановый техосмотр ТО-2, тормозную систему проверяют, смазывают. После этого можно спокойно ездить», — добавляет собеседница.
Пассажиры реагируют на Жанар по-разному. Большинство — с доброй улыбкой. Одна пожилая женщина часто ездит именно с ней, говорит, что с женщиной спокойнее — она более ответственная. Но встречаются и конфликтные люди.
«Один мужчина сказал мне: «Твое место на кухне». Это случилось во время обеденного перерыва. Водитель впереди меня высадил людей раньше времени, образовался разрыв. Пассажир уже был раздражен, и, хотя моей вины не было, всё негодование вылил на меня. Ему не понравилось, что я еду не очень быстро. Но я никогда не лихачу, безопасность для меня всегда на первом месте. Был случай и с молодым водителем на легковой машине, который пытался преградить дорогу, а потом выскочил «разбираться». Увидев женщину, он опешил: «Сестра, зачем ты так делаешь?», — рассказывает Жанар.
На что наша героиня спокойно объяснила ему правило завершения маневра:
«Если вы учились на права, то должны знать, что в этой ситуации вы обязаны меня пропустить, так как я завершала поворот», — парню было нечего ответить, и он быстро освободил дорогу.
Жанар признается, что девушки часто заговаривают с ней, спрашивают, как стать водителем автобуса. Она всем советует путь через Алматы, который прошла сама, объясняет, что нужен опыт и терпение.
«Может, кто-то и последует моему примеру, — рассуждает она. — Было бы здорово, если бы у нас появились и другие женщины-водители. Это хорошая, достойная работа».
В сервисной службе Жанар тоже уважают. Механики бросают все дела ради неё, обслуживают её «Ютонг» вне очереди. Даже если нужной запчасти нет — обязательно найдут и сделают. Такое отношение очень дорогого стоит.
Признание труда
30 декабря 2025 года в здании городского акимата прошла торжественная встреча под символичным названием «Еңбек адамдары – қаланың тірегі». На прием к акиму были приглашены те, чей труд напрямую влияет на жизнедеятельность Шымкента.
Среди участников встречи Жанар Умарова выделялась — единственная женщина-водитель автобуса в этом окружении. Встреча прошла в свободном формате: Габит Сыздыкбеков лично побеседовал с приглашенными, выслушивая их мнения о повседневной работе.
«Процветание города и комфортная жизнь жителей — это плоды вашего неустанного труда, — отметил в своей речи аким. — Вы остаетесь главной опорой общества во все времена».
Для Жанар это событие стало подтверждением того, что её смелое решение перестроить свою жизнь было не напрасным.
«Муж поддержал меня с самого начала, он был рядом и в Алматы, пока я училась, — говорит Жанар. — Сейчас он, дети и даже подруги искренне мною гордятся. Дочери Ажара и Асем полностью взяли на себя домашние хлопоты, чтобы я могла спокойно работать. Поддержка близких — это то, что дает уверенность на каждом маршруте».
Надежный тыл
График у Жанар непростой: два дня на линии, два — дома. Подъем в пять утра, когда город еще спит, а в шесть — она уже в автопарке. Каждое утро начинается со строгого регламента: медик проверяет давление, а техподдержка внимательно осматривает машину. Жанар сама контролирует чистоту в салоне и готовность своего «Ютонга» к многочасовому рейсу. Рабочий день долгий, наполненный гулом мотора, сотнями остановок и ответственностью за безопасность пассажиров, но Жанар не жалуется — она привыкла к такому ритму за годы работы в парках.
Для неё дом — это место силы, где она восстанавливается после городской суеты.
«Обожаю возиться с землей, выращивать цветы и деревья. Сад – это мой рай, — поделилась в завершении Жанар. — Это то, что дает мне силы и внутреннее спокойствие перед следующим рейсом».
…К концу нашей поездки пасмурное утро сменилось ярким солнцем. Свет залил водительскую кабину. Я успеваю сделать несколько фото для газеты, пока лучи играют на стекле. Мы прощаемся на остановке, и я провожаю взглядом 27-й маршрут. Жанар Умарова нашла свою дорогу. В современном мегаполисе она остается верна себе и своему призванию.
