
Шымкент расширяет сеть социальных павильонов, где продукты реализуются напрямую от производителей по фиксированным ценам
Стремясь обеспечить горожан доступными продуктами питания и сдержать рост цен, акимат Шымкента активно расширяет сеть социальных павильонов. Эти меры позволяют наладить прямые поставки продуктов от производителей, минуя посредников, что существенно сказывается на снижении конечной стоимости товаров для горожан.
Как работает оборотная схема
В Казахстане для стабилизации цен на социально значимые продовольственные товары (СЗПТ) используется специальный финансовый инструмент, называемый оборотной схемой. Это республиканская инициатива, дополняющая практику прямого закупа и хранения продукции в стабилизационных фондах. В рамках оборотной схемы местные исполнительные органы предоставляют производителям или крупным торговым сетям возвратные льготные займы сроком до одного года, что позволяет без дополнительных расходов на логистику и склады сдерживать рост цен.
«Это не субсидия, хотя многие путают. Заем выдается на один календарный год. В течение этого года субъект предпринимательства – производитель какой-то продукции, условно говядины, реализует ее по фиксированной стоимости, которую утвердила комиссия. Магазины, получив деньги из городской казны обязуются продавать перечень 19 СЗПТ по определенной цене, не превышая ее. В перечень 19 социально значимых продовольственных товаров входят базовые продукты, начиная с хлеба, муки 1 сорта, яиц, подсолнечного масла, сахара, картофеля, моркови и других. При этом цены фиксируются ежеквартально», — проинформировал руководитель отдела обеспечения продовольственной безопасности управления сельского хозяйства и ветеринарии города Шымкента Жандос ХАНИЕВ.
По его словам, по истечении срока договора средства в полном объеме возвращаются в бюджет, что делает схему выгодной для государства: она позволяет регулировать цены без безвозвратных потерь и устраняет риски, связанные с хранением товаров.
«Оборотная схема выгодна всем: покупатель получает экономию, предприниматель — доступ к крупному беспроцентному оборотному капиталу и рост покупательского трафика, а власти — эффективный инструмент ценового контроля. Именно этот подход сегодня лежит в основе всех мер по ценовому регулированию», — добавил Жандос Ханиев.
Эксперт пояснил, что в рамках мер по стабилизации цен на СЗПТ в Шымкенте действует около 80 торговых точек, где социально значимые продовольственные товары реализуются по фиксированной цене, которая ниже рыночной. В эту сеть входят крупные торговые сети такие как GraMaD и Magnum. Кроме того, заключены контракты с крестьянскими хозяйствами, откармливающими скот на мясо. Этот проект, реализуемый в рамках оборотного механизма, не ограничивается крупными сетями. Он включает и дислоцирующиеся в разных частях города социальные мясные павильоны «Қаз-ет».
Жандос Ханиев отметил, что ценообразование в рамках оборотной схемы требует постоянного мониторинга и утверждается коллегиально. Ежеквартально специальная комиссия собирается для тщательного анализа рынка.
В Шымкенте внедрение оборотного механизма демонстрирует заметную динамику. С 2019 года, когда эта схема только стартовала, его финансирование выросло с начальных 300 млн тенге до 10,3 млрд тенге в текущем году, свидетельствуя о ее высокой эффективности. При этом около 70% выделяемых средств направляется на прямое финансирование отечественных товаропроизводителей, поскольку приоритет отдается в первую очередь им, а торговым сетям – во вторую.
Главный результат этого механизма — жесткая фиксация цен. Например, в периоды ажиотажа, когда рыночная цена на сахар достигала 800-900 тенге, в рамках оборотной схемы его продавали по 400 тенге, что доказывает эффективность сдерживания цен. Отношения с производителями регулируются долгосрочными договорами.
«У нас много производителей: яиц, куриного мяса, муки, подсолнечного масла, хлеба и так далее. С ними заключены контракты. Их мы заключаем на один календарный год», — добавил руководитель отдела.
«Бақша» у дома
Для обеспечения максимальной доступности социально значимых продовольственных товаров, по поручению акима города, была запущена программа по установке социальных павильонов. Под их дислокацию определены 80 точек в разных частях города. На сегодняшний день функционируют 14 павильонов, первые из которых начали работу еще в конце 2024 года. Еще 10 павильонов под мобильные мини-маркеты, получившие общее название «Бақша», изготовлены и в ближайшее время начнут работать.

«Мы целенаправленно ищем места в густонаселенных районах с высокой проходимостью, чтобы людям было удобно до них добираться. И теперь каждый районный акимат проводит конкурсы. Есть свои критерии: у претендента должна быть сеть магазинов или должен быть производитель, поскольку это позволяет максимально сократить цепочку поставщиков и обеспечить самую низкую цену. Еще одно важное условие: 19 социально значимых товаров должны продаваться по фиксированным ценам. Помимо этого, предприниматели могут продавать другие продукты, не входящие в перечень СЗПТ, в том числе бакалейные товары. В этом случае мы не участвуем в регулировании цен, поскольку оно распространяется только на социально значимые товары. Отсутствие арендной платы – еще один безусловный плюс. Конструкция павильонов легкая, мобильная, но отапливаемая. Все сделано для удобства населения: чтобы человек пришел и купил все необходимое из товаров первой необходимости», — объяснил Жандос Ханиев.
Он добавил, что приоритет на увеличение торговых точек по реализации СЗПТ был всегда. Проект же связанный с установкой социальных павильонов, стартовал в 2023 году. Свободные участки с высокой проходимостью выбирались совместно с районными акиматами для обеспечения комфорта горожан. Сейчас социальные павильоны дислоцируются в Абайском, Каратауском и Энбекшинском районах. На очереди районы Аль-Фарабийский и Туранский.
«Так как земля, на которой находятся социальные павильоны, относится к тому или иному району, предприниматель заключает меморандум с районным акиматом. Мы же выступаем в роли координаторов, решая задачи по стабилизации цен. В числе условий работы также наличие полного перечня всех 19 социально значимых продовольственных товаров. Кроме того, здесь действует строгий запрет на продажу алкогольной и табачной продукции. Товар в этих торговых точках практически ежедневно обновляется, так как при них нет своих складских помещений», — добавил руководитель отдела.
Партнерство с крупными торговыми сетями играет ключевую роль в развитии этого социального проекта. К примеру, GraMaD не просто участвует в оборотной схеме, но и за свой счет изготавливает и устанавливает павильоны.
«С 2019 года мы работаем с ними в рамках оборотной схемы. У нас есть договор с торговой сетью GraMaD о том, чтобы они увеличили свои социальные точки. Мы ежеквартально фиксируем цены, и по этим же ценам продукция должна продаваться, в том числе, и в социальных павильонах. Это важный социальный проект, реализация которого гарантирует бесперебойную поставку базовых продуктов питания по доступным ценам. Наша задача — не допустить необоснованного роста цен на СЗПТ. У нас есть Закон о регулировании торговой деятельности. Там четко прописано, что предприниматель, реализующий социально значимые продовольственные товары, не должен превышать 15-% торговую надбавку. То есть, маржа должна составлять максимум 15%», — пояснил Жандос Ханиев.
Наценка под прицелом
Контроль за соблюдением этого требования ведется специальной рабочей группой, чья деятельность направлена на недопущение необоснованного роста цен и защиту потребителей.

«У нас есть специальная рабочая группа, в которую входят представители более 10 госорганов. Это управление сельского хозяйства, ДЭР, департамент госдоходов, все районные акиматы, СПК, НПП «Атамекен», ветеринарная инспекция, СЭС, полиция и другие. Председателем является курирующий заместитель акима города. В этом году по выявленным нарушениям, связанным с превышением 15%-й торговой надбавки, 230 предпринимателей привлечены к административной ответственности. Раньше за превышение надбавки первый раз давалось предупреждение, а если повторял в течение года — был штраф. А сейчас — сразу штраф. Для малого бизнеса — 5 МРП, для среднего — 35, крупного — 150 МРП», — добавил эксперт.
Обязательный контроль предусмотрен и за ценами в социальных павильонах.
«Это социальный проект, поэтому за ним жесткий контроль. Мониторинг обеспечивает целевое использование льготных условий: павильоны должны строго выполнять свою основную функцию — гарантировать населению бесперебойный доступ к социально значимым продовольственным товарам по минимально фиксированной цене. Любое отступление от этого правила может подорвать доверие к проекту и ослабить его стабилизирующий эффект на городском рынке», — пояснил Жандос Ханиев.
Контроль за ценами участников оборотной схемы — это отдельный, более строгий процесс.
«Мы устанавливаем предельные цены по кварталам. И цена должна быть не выше. Например, в начале текущего года сильно выросли цены на картофель, но они не должны были выходить за пределы зафиксированных нами 220 тенге. Почему? Потому что у предпринимателей есть обязательства — они получили заем от акимата по льготной ставке. У нас есть договор займа, определяющий эти обязательства. В конце текущего квартала мы проводим анализ и в начале нового — фиксируем цену. Какой бы высокой ни была рыночная цена, магазин не должен превышать установленную нами стоимость. Это и есть сдерживание цен. Например, картофель в начале года доходил до 400-600 тенге, а население покупало в супермаркетах, работающих по оборотной схеме, за 220 тенге. Даже если у предпринимателя нет возможности купить дешевый картофель, он должен сам компенсировать разницу. Он знает, что такие риски существуют, когда начинает работать по оборотной схеме», — пояснил руководитель отдела.
В дополнение к постоянно действующим мерам контроля, власти Шымкента регулярно используют инструменты социального партнерства для дальнейшего снижения цен.
Цены на паузе
Республиканская акция «Береке Fest», инициированная Министерством торговли и интеграции РК, стала одним из таких инструментов. Акция направлена на поддержку отечественных товаропроизводителей и обеспечение казахстанцев товарами по минимально возможным ценам. В рамках этой инициативы торговые сети проявляют социальную ответственность, продавая продукты с минимальной наценкой, а полки оформляются в едином визуальном стиле, подчеркивающем локальное производство.
«Основная цель — снижение торговой надбавки. Если обычно магазины ставят максимум 15% на социально значимые продукты, то здесь цель — снизить эту наценку с 15% до 5–10%. Акция также направлена на поддержку отечественных товаропроизводителей, чтобы их цены были максимально снижены на один месяц. В Шымкенте в акции «Береке Fest» участвовали торговые сети «F-Март», «GraMaD» и «Туран». Мы заключили с ними меморандум на месяц, чтобы они ставили торговую надбавку не 15%, а 5%. Акция распространялась на 19 социально значимых товаров, которые были отмечены специальными табличками», — резюмировал Жандос Ханиев.
Акция «Береке Fest» стала частью комплексной стратегии по стабилизации цен. Таким образом власти Шымкента могут не только сдерживать инфляцию, но и гарантировать горожанам постоянный доступ к базовым продуктам по социально справедливой цене.
Ирина ГАЛУШКО
