
Появившись на свет 35 лет назад в самый жаркий месяц в году, «Панорама Шымкента» с первых номеров стремилась поднимать горячие темы.
Июль 1990 года выдался в Шымкенте знойным — впрочем, как и положено по регламенту небесной канцелярии. В те идиллические времена шымкентцев волновали вещи, сегодня вызывающие лишь ностальгическую улыбку. Ну, например, будки с газводой, уверенно вытесняющие привычные автоматы. Обывателям казалось, что их владельцы слишком много зарабатывают за горячий летний сезон. А вот цену при этом подняли аж до пяти копеек за стакан газировки с сиропом, против привычных трех копеек. Сироп же в разных сифонах, хоть и выдавался за грушевый, малиновый и другие — на деле был один и тот же, яблочный.
Или взять экстрасенсов. На ТВ уже началась эпоха Кашпировского и Алана Чумака, и тема гадалок и целителей в нашем городе была ультрамодной. Поэтому, когда в город приехал экстрасенс по фамилии Фед, в зале филармонии яблоку было негде упасть. Но приезжее светило многих разочаровало, о чем в «Панораме Шымкента» и появилась статья под названием «Фед по-кашпировски». А сколько претензий было к репертуарной политике городских кинотеатров! Истинные киноманы возмущались, что в залах крутят старые японские ленты «Легенда о Нарайаме» и «Легенда о динозавре», а вот нашумевшие отечественные фильмы, о которых давно написал журнал «Советские экран», до наших палестин добредают лишь через год-два после премьеры – та же «Интердевочка» или «Маленькая Вера». Кстати, именно в ту пору в обществе и началась сексуальная революция, когда все дружно решили, что секс в СССР все-таки есть.
А еще в тот год в Шымкенте был бум брачных агентств, которые поставили на поток воссоединение одиноких сердец. Эти и другие темы нашли отражение в стартовых номерах «Панорамы Шымкента», в которых была даже рубрика знакомств по брачным объявлениям.
Первый номер «Панорамы Шымкента» появился в киосках и на газетных лотках города 21 июля 1990 года. Кстати, до этого был еще и нулевой, пилотный выпуск «ПШ», один экземпляр которого даже попал в экспозицию областного краеведческого музея, как важная веха в развитии города. Редактором обоих выпусков был Владимир ЛЕТЯГИН, а в журналистскую команду входили Максим ЕРОХИН, Александр ГУКАЙЛО, Елена ЕЛИСЕЕВА, Светлана ЕШДЖАНОВА, Ольга КАПЛИНА и автор этих строк.
Тогда в СССР (а до распада Союза оставалось совсем недолго) в СМИ правила бал постперестроечная гласность. Газеты старались быть не просто интересными, а дерзкими. Со щенячьим задором журналисты бросались на самые «жареные» темы. «Черный батальон», «Синдром четырех «Т», «Хроника пикирующего комара», «Дело пахнет сентябрем», «Шестой палец на руке» — вот лишь некоторые заголовки статей в первых номерах «ПШ». Осенью того же 1990 года за излишнюю тематическую раскованность газета была даже подвергнута критике на открытом заседании партбюро.
Тогда, в 90-е годы, начиналась большая история не только городской газеты, но и всей шымкентской журналистики. Это сейчас специально для пишущей братии созываются пресс-конференции, и на любом значимом совещании увидишь сразу несколько видеокамер и добрую дюжину репортеров. Тогда же журналистов можно было по пальцам перечесть. На самые разные совещания, заседания и сессии маслихатов (о которых узнавали сами, методом упорного обзвона), мы ходили незваными. Как говорится, не акулы пера, а караси авторучки.
На посту редактора Владимира Летягина сменил Малик АБЛАЕВ. А позже главным редактором газет «Панорама Шымкента» и «Шымкент келбетi» был назначен
Жумамурат ТУЯКБАЕВ. Для нас очень важен был его общественный авторитет, популярность как журналиста и депутата гормаслихата. Имя Туякбаева было паролем для получения эксклюзивной информации или попадания за закрытые двери.
Если бы Жумамурат Туякбаевич не был журналистом и писателем, то стал бы, наверно, хорошим учителем. Его уроки были ненавязчивы, но запоминались на всю жизнь. Например, однажды, в первые месяцы своего редакторства, он попросил нас, журналистов, перетаскать из машины в кладовку пачки газет, вернувшихся из продажи — то, что называется мрачным словом «возврат». Наверно, особой нужды именно в нашей помощи не было, но, таская эти большие пачки, мы ощутили, как тяжел груз невостребованности, непопулярности. И каждый сам себе поклялся работать так, чтобы такого возврата больше не было.
Как газетчик я получила у редактора еще один очень важный урок: писать надо просто. Читая на страницах «Панорамы Шымкента» его отчеты с заседаний маслихатов или колонки на злобу дня, я удивлялась тому, что мне в них все понятно. А мне-то казалось тогда, что в журналистике важна изощренность, заумность. Но с годами я все больше убеждалась в том, что Жумамурат Туякбаевич был прав: чем проще и прозрачнее текст, тем он сильнее. Видимо, до этой простоты надо домучиться.
«Пока нет сплоченного коллектива — не будет газеты» — и это тоже был один из туякбаевских уроков. Как я сейчас понимаю, это одна из самых трудных задач для любого руководителя, но Жумамурат Туякбаевич, человек огромного житейского и душевного опыта, справился и с ней.
С тех пор прошло больше трех десятков лет. За это время газета возмужала, обрела респектабельность и перестала видеть самоцелью «жареные» темы, предпочитая взвешенный тон и объективность подачи материалов, стараясь, чтобы информация была не просто оперативной, но и полезной. Вместе с нами рос и взрослел наш читатель. Мы воспитывали его, а он — нас. Приятно, что есть люди, на глазах которых газета выросла и которые помнят ее еще «с пеленок».
Как героиня Грина «Бегущая по волнам», «Панорама Шымкента» продолжает свое захватывающее путешествие по информационному морю, стараясь сохранять искренность интонации и верность своему кредо — быть нужной людям. И все эти годы путь нам освещал негасимый маяк: любовь к своему читателю.
Галина ГЕРМАН
