Шымкентский русский драмтеатр представил премьеру нового спектакля «Слухи» по пьесе Нила Саймона
Три вечера подряд – с 29 ноября по 1 декабря — в шымкентском городском русском драматическом театре шли премьерные показы спектакля «Слухи» по одноименной комедии Нила Саймона. Постановка режиссера Анатолия Петриченко, выполненная в минималистичной цветовой стилистике, повеселила зрителей и одновременно заставила призадуматься.
Фото предоставлено шымкентским русским драмтеатром
О природе слухов
«Слухи» — как саму книгу Нила Саймона, написанную в 1988 году, так и последовавшие после ее выхода многочисленные постановки по ней в различных театрах, — преподносят в одинаковых аннотациях — как «феерическую комедию, полную реприз и курьезов». В которой, согласно популярному рецепту, смешаны составляющие пряного коктейля под названием «захватывающий сюжет»: стрельба и полиция, танцы и скандалы, интриги и тайны, политика и флирт.
В «Слухах» представлена история несостоявшегося банкета в доме заместителя мэра Нью-Йорка Чарли Брока в честь десятилетия его свадьбы с Мэри. Приглашенные на вечер гости – прибывающие одна за другой четыре семейные пары – проведут вечер без юбиляров, торжеств и угощений. Выстрелы в доме, отсутствие хозяев (находящегося в своей комнате главу семейства с простреленным ухом на протяжении всего действа зритель так и не увидит, а его жена проявляется лишь в последней сцене) и прислуги, ненакрытый стол и неприготовленная еда на кухне…
Пытаясь разгадать произошедшие здесь события, гости выстраивают догадки и версии, зарождая и распространяя слухи и сплетни, много судачат и лгут, обманывают нагрянувших в дом полицейских. Что на самом деле случилось с Чарли и Мэри, между тем, никто так и не узнает…
Сам Нил Саймон говорил в одном из интервью о «Слухах», что ему хотелось написать что-то подлинно смешное. Художественный руководитель шымкентского русского драмтеатра, режиссер-постановщик, «Мәдениет саласының үздігі» Анатолий Петриченко при выборе произведения для сцены исходил примерно из таких же мотивов. Режиссер признался, что ему хотелось в первую очередь сделать комедию, повеселить зрителя.
Именно такой материал, «ответ его запросам», он увидел в пьесе Саймона. «Мне хотелось, чтобы это была настоящая комедия, — сказал он в интервью. — Чтобы зритель пришел и порадовался. Пускай не хохотал, но ушел с хорошим настроением. В этом и есть главная суть любой комедии — чтобы она цепляла зрителя, чтобы он смеялся, чтобы было интересно наблюдать за историей на сцене».
Собеседник добавил, что пьеса «Слухи» импонирует ему тем, что она «очень умная, добрая и хорошая». «У профессионального драматурга Нила Саймона в принципе все пьесы хорошие и продуманные, — отметил он. — Эта комедия — не какая-то выдуманная, высосанная из пальца история. В пьесе показаны события, которые могли произойти. Обстоятельства сложились так, что все герои собрались в одном месте. Там что-то произошло, и все завертелось, обросло слухами и сплетнями. Получился какой-то комок сплетен и слухов на пустом месте. Этим меня и заинтересовала данная пьеса».
Режиссерские задачи и решения
Чтобы сделать спектакль короче и динамичнее, режиссер убрал некоторые эпизоды и вместил события двух актов в одно действие. Но при этом ничего не изменил в авторском сюжете. «Конечно, есть какие-то актерские и режиссерские придумки, — прокомментировал он. — Но это авторская история Нила Саймона, а не моя. Моя задача — рассказать и показать эту историю, раскрыть ее для зрителя».
Постановщик отметил, что сложность работы с комедией заключается в том, чтобы в стремлении повеселить не перейти некую грань: чтобы это не выглядело глупым на сцене, чтобы актеры не казались развлекающими клоунами и тем самым не впасть в буффонаду или цирк.
Насмешить зрителей без таких перегибов ему удалось. Причем, это не был просто смех ради смеха. По сути, ведь пьеса Саймона — о природе слухов: как и из чего они рождаются, как распускаются, обрастают деталями и к чему могут привести. Происходящее на сцене позволяет увидеть как бы со стороны, как смешно и нелепо порой выглядят наши догадки по поводу того, чего мы в точности не знаем. И содержит посыл, повод задуматься каждому из нас: насколько мы прислушиваемся к слухам, насколько сами подвержены этой слабости, не узнаем ли мы в героях себя?!
Кстати, тему пьесы театр обыграл в рекламе спектакля в соцсетях: перед премьерой анонс спектакля был подан как слухи о «Слухах». Героини-женщины передавали друг другу слух о предстоящем спектакле с таким названием.
Одной из особенностей постановки Анатолия Петриченко стало визуальное решение спектакля. Режиссер выбрал минималистичную цветовую гамму – белый, красный и черный. «Наверное, у нас в театре такое впервые. Так мы попытались выстроить и передать инь и янь, страсти, любовь, ссоры, семейные проблемы и т.д.», — пояснил он. Причем, в выборе цветов заключается не только их символическое значение, но и эстетические представления постановщика: «Я хотел, чтобы спектакль получился стильным, красивым – светлый интерьер, девушки в красивых красных платьях и мужчины в элегантных черных фраках».
Молодой актерский ансамбль в красно-черных одеяниях действительно смотрелся красиво и элегантно. К слову, через соцсети зрителей просили по возможности и желанию поддержать во все дни премьеры такой дресс-код: дамы — в красном, мужчины — в черном. Зрители предложение не поддержали. Но спектакль приняли очень тепло. Реагировали смехом на комические ситуации, аплодисментами, криками браво, цветами и подарками после спектакля и восторженными отзывами на видео.
Посмотревшие комедию особенно отмечали игру актеров. В спектакле играли Анна Постарнак (Крис Горман), Максим Шереметьев (Кен Горман), лауреат театральной премии «Еӊлікгүл» Ольга Иванова (Клэр Ганц), Жан Камалов (Ленни Ганц), Татьяна Миненко (Куки Кьюзак), Сергей Пушкарев (Эрни Кьюзак), Изабелла Рахимова (Кэсси Купер), Нургиса Баймухамбетов (Гленн Купер), Галина Петриченко (женщина-полицейский Велч), Константин Дегтярев (полицейский Падни), Диана Равшанбекова (Мэри Брок).
Разбавить репертуар комедией
Спектакль «Слухи» шымкентский русский драмтеатр готовил всего около месяца. По мнению директора театра Игоря Вербицкого, это ничтожно мало. Хотя фактически стало устоявшейся практикой: театр должен ежемесячно выдавать новую премьеру. На вопрос, почему в этот раз выбор пал на комедию, директор ответил: потому что предыдущие премьерные постановки были слишком серьезные.
«Мы решили сделать какую-нибудь комедию, — сказал он. – До этого мы представили «Мамашу Кураж» по Бертольту Брехту — очень тяжелую драму, а потом постапокалиптическую сказку по пьесе Карло Гоцци «Турандот 2162» — сложную и труднодоступную. После постановки таких тяжелых вещей мы решили, что надо сделать что-то полегче. Режиссер остановился на «Слухах» Нила Саймона».
Игорь Вербицкий поделился своим мнением о новой постановке: «Как комедия «Слухи» — не убойная. Я бы сказал, что это пьеса американского автора с английским юмором. Очень много действия происходит, она музыкальная, заняты все наши молодые звезды театра. Очень красивый спектакль получился по оформлению, костюмам. Наши молодые актрисы и так красивые и стильные, а здесь, в этих красных платьях, они выглядели еще более прекрасными. То есть просмотр комедии, помимо смеха и других эмоций, доставляет еще и эстетическое удовольствие. На мой взгляд, в целом получился хороший, стильный спектакль, который достойно пополнит комедийный репертуар нашего театра».
«Слухи» — это последняя «взрослая» премьера театра в уходящем году. До конца 2024 года будет еще выпуск традиционного новогоднего утренника и детской сказки «Волшебник изумрудного города» (инсценировка сказки А.Волкова) в постановке того же Анатолия Петриченко. Подробнее о том, что готовит театр для своих зрителей в честь новогодних праздников, мы расскажем в одном из декабрьских номеров.
Лаура КОПЖАСАРОВА