Выбор редакции

Продовольственная безопасность Шымкента

К административной ответственности за завышение цен на социально значимые продукты питания  были привлечены более 200 предпринимателей, из них 15 — за завышение цен на мясо говядины.

В Шымкенте был проведён мониторинг торговых точек и дана подробная аналитика по текущей ситуации на мясном рынке. О том, что происходит с ценообразованием на мясо, какие меры для их стабилизации предпринимаются, рассказал руководитель отдела обеспечения продовольственной безопаснсти Жандос Ханиев.

Байзак АСЫЛБЕКОВ

Какое мясо подорожало

Важно понимать, что такая цена отображает лишь верхнюю границу ценового диапазона и касается мяса премиум-категории, не включенного в перечень социально значимых продовольственных товаров (СЗПТ). Руководитель отдела обеспечения продовольственной безопасности Жандос Ханиев акцентировал внимание на том, что акиматом ведётся постоянная работа по сдерживанию цен и недопущению искусственного завышения стоимости продуктов первой необходимости.
«В рамках СЗПТ мясо говядины на кости действительно имеет установленную предельную цену и, по данным на июль 2025 года, в городских торговых сетях можно приобрести говядину на кости по 2 450–2 520 тенге за килограмм на социальных полках. Но мякоть говядины, не входящая в СЗПТ, реализуется по рыночной цене», — отметил Жандос Ханиев.

 

Объективные причины

Анализ ситуации показывает, что резкий рост цен не является локальным Шымкентским явлением. Он укладывается в общенациональную экономическую и агропродовольственную картину.

«Основными причинами роста цен специалисты называют существенное увеличение себестоимости производства мяса. А если точнее: подорожание кормов (в частности зерна и сена), рост цен на ГСМ, повышение тарифов на электроэнергию и воду, а также удорожание логистических и ветеринарных услуг.

Кроме того, в течение последних трёх лет в регионе наблюдалась засуха, которая негативно повлияла на урожай кормовых культур и снизила доступность натуральных кормов для сельхозпроизводителей.

Дополнительным фактором давления на цену стало значительное сокращение поголовья крупного рогатого скота. В Туркестанской области и в меньшей степени в Шымкенте отмечается тенденция к снижению численности фермерских хозяйств, занимающихся разведением КРС. Это происходит в первую очередь из-за финансовых трудностей.

Отдельно стоит отметить экспортный фактор, ведь в последние месяцы наблюдается устойчивый рост внешнего спроса на казахстанскую говядину со стороны соседних стран, таких как Узбекистан и Таджикистан. Фермеры, естественно, предпочитают реализовывать продукцию туда, где закупочные цены выше, что ограничивает предложение на внутреннем рынке и создаёт дефицит качественного сырья внутри страны.

Параллельно снижается покупательская способность населения: при сохранении высокого спроса на мясо как важнейший продукт питания, граждане начинают отказываться от мяса высших категорий в пользу более дешёвых альтернатив — курятины, субпродуктов, фаршей», — отметил Жандос Ханиев.

 

Антикризисные меры

Городские власти не остаются в стороне. В рамках программы обеспечения продовольственной безопасности в Шымкенте реализуется ряд антикризисных мер. Такие как  расширение списка торговых точек с фиксированными социальными ценами, заключение прямых договоров с сельхозтоваропроизводителями, запуск программ краткосрочной закупки мяса в стабилизационный фонд и субсидирование торговли через систему оборотного финансирования.

«Уделяется также внимание логистике и инфраструктуре, где  развивается сеть оптово-распределительных центров, открываются дополнительные холодильные мощности для хранения мясной продукции, и планируется развитие современных боен с соблюдением ветеринарных норм.

Ключевая задача в долгосрочной перспективе — стабилизация рынка через развитие локального производства. Необходимо также создать стимулы для фермеров заниматься разведением скота — от налоговых льгот до прямого софинансирования.

В 2024–2025 годах в Шымкенте стартовали пилотные проекты по микрокредитованию сельхозпроизводителей, что уже позволило ряду небольших хозяйств восстановить стада и начать сбыт на внутренний рынок», — подчеркнул спикер.

 

Потенциал есть

Шымкент имеет высокий потенциал аграрного центра юга страны, и реализация этого потенциала — вопрос не только экономики, но и национальной продовольственной безопасности.

По словам руководителя отдела обеспечения продовольственной безопасности управления сельского хозяйства акимата Шымкента Жандоса Ханиева, ситуация с обеспечением мясной продукцией, в частности говядиной, в нашем городе приобретает всё более стратегическое значение, особенно в условиях усиливающегося давления со стороны внешних и внутренних факторов.

«Говядина — лопаточно-грудная часть с костями,  включена в перечень социально значимых продуктов, и на неё распространяется государственное регулирование», — говорит Жандос Ханиев.

Ключевые факторы

Акиматом города Шымкента реализуется комплекс антикризисных и стабилизационных мер, направленных на обеспечение доступности социально значимых продовольственных товаров, в частности мяса говядины. В рамках действующего механизма оборотной схемы, предусматривающего государственную поддержку и прямые поставки от производителей в розничные сети, были заключены соглашения с крупными торговыми сетями «Магнум» и «Грамад».

Благодаря этим договорам стало возможным реализовывать говядину (лопаточно-грудная часть с костями) по фиксированной цене 2 590 тенге за килограмм. Это почти на 25% ниже средней рыночной цены в городе, что существенно снижает нагрузку на бюджет семей с низкими и средними доходами. Помимо сотрудничества с торговыми сетями, заключены прямые контракты с крестьянскими хозяйствами «Каскасу-С» и «Байтерек», которые поставляют говядину по цене 2 620 тенге за килограмм. Это позволяет сохранить конкуренцию и обеспечить стабильные объёмы поставок», — говорит Жандос Ханиев.

 

Комплекс мер

В целом по городу насчитывается около 60 торговых объектов, участвующих в программе реализации мяса по фиксированной социальной цене.

География охвата включает все административные районы города, что обеспечивает равный доступ к продукции вне зависимости от места проживания населения. Особенно важную роль такие торговые точки играют в обеспечении продовольственной доступности для социально уязвимых категорий граждан: пенсионеров, многодетных семей и получателей адресной социальной помощи.

Для дополнительной разгрузки торговых сетей и прямого доступа населения к фермерской продукции в Шымкенте организованы еженедельные сельскохозяйственные ярмарки, которые пользуются высоким спросом у горожан, благодаря возможности приобрести свежую продукцию напрямую от животноводов.

Участие фермеров в ярмарках стимулируется со стороны акимата, им предоставляются торговые места, компенсируются транспортные расходы, а также ведётся информационная поддержка.

С начала 2025 года усилился контроль и за соблюдением установленного уровня цен на социально значимые продовольственные товары.

В результате проверок, проводимых совместно с Департаментом по регулированию естественных монополий и защите конкуренции, к административной ответственности по статье 204-4 КоАП РК привлечено более 200 предпринимателей, из них 15 — за завышение цен на мясо говядины.

Такие меры дисциплинируют участников рынка и препятствуют необоснованному росту цен. Проверки проводятся на регулярной основе, в том числе с привлечением общественных инспекторов и представителей антикоррупционных служб.

Таким образом, средняя рыночная цена на говядину в Шымкенте по итогам июля 2025 года составила 3 400 тенге за килограмм, что соответствует средней динамике по стране и остаётся в пределах допустимого колебания.

Таким образом, в городе дефицита мяса и ажиотажа не наблюдается. Акимат призывает жителей города выбирать торговые точки, в которых цены на социально значимые продовольственные товары находятся под контролем и подлежат регулированию.

Стабилизация цен на мясо лишь часть системной работы акимата, включающей в себя поддержку сельского хозяйства, расширение кредитования под низкий процент для мелких фермеров, развитие логистических центров, запуск холодильных мощностей и увеличение объёмов государственных закупок. Кроме того, в городе активно реализуются проекты по модернизации инфраструктуры мясопереработки, что также способствует удешевлению производства и сокращению издержек при поставках.

Последние новости