Наркодилеры являются ключевым звеном в криминальной цепи наркотрафика, разрушающего жизни отдельных людей и целых семей, ежегодно приносящего миллиарды долларов незаконной прибыли, подрывающего основы государств. Борьба с ними — сложный и многогранный процесс, требующий координации усилий на всех уровнях: от работы полиции на местах до международного сотрудничества спецслужб.
Ирина ГАЛУШКО
Иллюзорная выгода и ответственность перед законом
В борьбе с наркоторговлей одну из ведущих ролей играет судебная система, которая призвана не только наказать виновных в распространении наркотиков, но и продемонстрировать неотвратимость наказания, тем самым удерживая потенциальных правонарушителей от совершения противоправных действий. Приговоры, выносимые производителям наркотиков, наркосбытчикам и закладчикам, являются одним из действенных инструментов в арсенале государства в борьбе с этим злом.
Ежегодно суды Шымкента рассматривают десятки уголовных дел по статье 297 УК РК, предусматривающей уголовную ответственность за незаконное изготовление, переработку, приобретение, хранение, перевозку в целях сбыта, пересылку, либо сбыт наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов.
По информации пресс-службы горсуда Шымкента, в 2024 году шымкентскими судами только в отношении закладчиков рассмотрено 67 уголовных дел, по которым осуждены 82 человека. Еще по 16 делам вынесены приговоры в текущем году. По ним осуждены 27 лиц. Несколько дел в отношении закладчиков находятся в данный момент на стадии рассмотрения.
Но судебные приговоры – это не просто статистика, это, в первую очередь, проявление решимости государства защитить своих граждан от разрушительного влияния наркотиков. Каждый такой приговор служит серьезным предупреждением для тех, кто рассматривает возможность вовлечения в этот смертоносный бизнес, подчеркивая, что за мгновенной и иллюзорной выгодой всегда стоит неизбежная и суровая ответственность перед законом.
Кладмены-закладчики: как вербуют в наркобизнес
Век закладчиков не долог: большинство попадаются в первые один-два месяца. Считанным удается продержаться около года. Несмотря на суровое наказание, предусмотренное законодательством РК за распространение и сбыт наркотиков, у организаторов наркобизнеса нет недостатка в кадрах. Как следствие статистика уголовных дел и вынесенных по ним судебных приговоров, неизменно растет. Как растет и число сломанных молодых судеб. В специализированном межрайонном суде по уголовным делам (СМУС) Шымкента рассказали о том, как подростки и молодежь оказываются на крючке у наркоторговцев.
Хорошие условия, высокая зарплата
В архиве специализированного межрайонного суда по уголовным делам Шымкента сотни дел, фигурантами которых стали наркокурьеры-закладчики. Среди них оказываются не только потребители наркотиков, частично получающие зарплату зельем, но и молодые люди из вполне благополучных семей, знающие о мефедроне только понаслышке. Зачастую за такую работу берутся и подростки. Желание иметь все и сразу, толкает молодых людей на опасную стезю.
«В минувшем году я вынес приговор в отношении студента шымкентского колледжа «Мирас», которому на момент совершения преступления было 17 лет. Парень жил вдвоем с мамой. Денег не хватало. Он пытался ей помогать и даже устраивался на работу барменом. Но в какой-то момент увидел в Telegram-канале предложение о высокооплачиваемой работе с хорошими условиями. За неделю работы курьером обещали платить 400-500 долларов. Парень согласился. Его проинструктировали что и как делать. Но в первый же свой выход он попался», — поделился судья-координатор СМУС Шымкента Абинур Карабаев.
По версии следствия парень получил задание спрятать «клад» — так на языке наркодилеров называется тайник с наркотиками, в шымкентском микрорайоне «Самал».
«Ему сказали оставить закладки возле канала. Несколько закладок он успел спрятать, оставшись незамеченным, а потом попался на глаза молодым парням, живущим в этом районе. Ребята сразу поняли, что подозрительно ведущий себя чужак является закладчиком. Сами его нейтрализовали и вызвали полицию. Во время обыска при нем было обнаружено более 16 граммов вещества, расфасованные по 0,5 граммов. Как итог — уголовное дело по статье 297 ч3, п1,3,5, предусматривающей ответственность за незаконное приобретение, хранение и перевозку с целью сбыта психотропных веществ в особо крупном размере с применением средств телекоммуникаций и пять лет лишения свободы. И то, только потому, что на момент совершения преступления парню было 17 лет. Если бы его поймали четырьмя месяцами позже, сидеть бы ему пришлось от 10 до 15 лет. Именно таким было наказание для распространителей наркотиков, достигших совершеннолетия, до внесения изменений в Уголовный кодекс РК, произошедших в январе 2025 года и вступивших в силу в марте», — добавил судья.
Выйти на его работодателя следователям не удалось. Они лишь узнали, что инструктировал несовершеннолетнего человек, ведший с ним переписку под ником «Рамзес». Но даже история этой переписки в Telegram-канале не сохранилась.
А вот фигуранту другого уголовного дела, возбужденного по факту распространения наркотиков, придется провести в заключении 10 лет.
«Парень взял отцовскую машину и совершил ДТП. По решению суда он был признан виновным и должен был оплатить 2 млн тенге ущерба водителю, с которым столкнулся. Взять деньги ему было негде и он пошел в закладчики. Так как парень был уже совершеннолетним, его осудили на 10 лет тюрьмы», — добавил судья.
На скамье подсудимых оказался и молодой учитель математики, имеющий жену и ребенка. На преступление педагога толкнуло желание в короткое время решить финансовые проблемы, с которыми то и дело сталкивалась молодая семья.
«Сначала они жили в доме тестя, но парню там было не комфортно, и он решил заработать денег на съемную квартиру. Зарплаты учителя на все не хватало. Кроме того, у них заболел ребенок и нужны были деньги на лекарства. Летом, пока были каникулы, решил немного подзаработать закладчиком, но попался. Итог – 10 лет тюрьмы. Жалко, конечно, всех этих охотников за легкими деньгами, но закон суров», — пояснил Абинур Карабаев.
Нарколаборатория на дому по инструкции из Telegram
В другой категории дел, рассматриваемых специализированным межрайонным судом по уголовным делам Шымкента, уголовные дела в отношении производителей наркотиков. То и дело в криминальной хронике Шымкента появляется информация об обнаружении и ликвидации подпольных лабораторий по производству синтетических наркотиков. Работают такие лаборатории с размахом.
Так, около год назад шымкентские полицейские в результате оперативных мероприятий выявили лабораторию по изготовлению наркотических веществ. При обыске дома, расположенного на территории Каратауского района, были изъяты оборудование для изготовления синтетических наркотиков, две тонны прекурсоров и свыше 11 килограммов мефедрона.
Как оказалось, зачастую такие криминальные производства организовываются по инструкции все тех же кураторов из Telegram.
В текущем году в СМУС Шымкента рассмотрел уже три дела в отношении производителей наркотиков. Во всех трех случаях молодые люди 1995-96 годов рождения брались за организацию нарколаборатории, заинтересовавшись предложениями о высокооплачиваемой работе.
«В марте текущего года нашим судом был вынесен приговор в отношении 30-летнего молодого человека. Он увидел в Telegram предложение о работе, где ему обещали ежемесячную зарплату в размере 500-600 долларов. Работа была связана с организацией нарколаборатории по производству синтетических наркотиков. По инструкции кураторов, местонахождение которых так и осталось невыясненным, и на присланные ими деньги он купил небольшой неприметный дом. Ему прислали необходимое оборудование, сырье и химические реагенты для организации производства и снабдили подробными инструкциями. Следуя им, подсудимый создал действующую нарколабораторию и запустил производство психотропных веществ», — добавил судья.
Правоохранители накрыли лабораторию в момент, когда до окончательной стадии получения наркотика оставался практически один шаг.
«Он создал его в жидком виде, а требовался порошок. Для его получения нужна была специальная лампа. На старте проекта у него такая лампа была, но она вышла из строя, и он заказал другую. И так как подсудимый не успел получить конечный продукт – ему вменили покушение на совершение преступления и приговорили к 6,8 годам лишения свободы. По словам подсудимого, это была первая партия и он не успел ее произвести. Деньги за работу, по его словам, он тоже не получил», — добавил Абинур Карабаев.
При схожих обстоятельствах запустили подпольное производство и два других молодых человека. И во всех случаях их кураторы из Telegram-каналов остались безнаказанными. Следствию даже не удалось установить из какой они страны.
«По ранее рассмотренным делам известно, что после того, как наркотик произведен, его фасуют по пакетам и прячут в указанных кураторами местах. Это примерно также как с закладками, но только тут может быть от килограмма и выше. Что происходит дальше с наркотиками, производитель, как правило, не знает, так как это уже не его забота. На этой стадии в дело вступают оптовики, которые развозят порошок по точкам, в которых сидят фасовщики. И уже на финальной стадии в дело вступают закладчики, которые имеют дело с граммами. Тем не менее и за несколько граммов можно лишиться свободы на долгий срок», — пояснил судья.
Преступление и наказание
Что касается бесспорно сурового наказания, то снизить срок судьи могут, но лишь в определенных случаях. Это происходит, если на скамье подсудимых оказался несовершеннолетний, люди с инвалидностью или если правонарушитель, согласился на сотрудничество со следствием.
«В минувшем году в нашем суде был осужден совершеннолетний молодой человек, попавшийся на закладке психотропных веществ. Благодаря тому, что он активно сотрудничал со следствием, была выявлена нарколаборатория. В итоге, вместо 10, ему дали 6 лет лишения свободы.
Вообще, если доказано, что человек занимался распространением психотропных веществ и при нем было обнаружено более 1,5 граммов, такого вещества, это расценивается как особо крупный размер. До внесения изменений в УК РК, такое преступление наказывалось лишением свободы на срок от 10 до 15 лет. К слову, и те, кто занимался производством психотропных веществ, за 10 тонн зелья наказывались на те же сроки. В минувшем году на этот юридический казус обратили внимание и закладчикам снизили сроки. Теперь за такое преступление дают от 7 до 12 лет. Для производителей психотропных средств наказание оставили прежним – от 10 до 15 лет лишения свободы», – пояснил Абинур Карабаев.
Профилактика среди молодежи — ключ к борьбе с наркобизнесом
По словам судьи, чтобы противостоять наркодилерам, ежедневно десятками вербующих новых курьеров и производителей наркотиков, нужно усилить профилактическую работу среди молодежи. Ведь наркобизнес постоянно эволюционирует, вербуя новых участников через социальные сети, предлагая «легкие» деньги и создавая новые виды синтетических наркотиков. В условиях такой агрессивной экспансии, только усиленная профилактика может снизить спрос, предотвратить вовлечение в наркобизнес и защитить уязвимы группы населения.
Если люди не будут хотеть употреблять наркотики, то у распространителей не будет рынка сбыта. Информированные и осведомленные казахстанцы с меньшей вероятностью поддадутся на уловки вербовщиков и не станут частью криминальной цепи.
Подростки и молодежь, находящиеся в поиске легких заработков или находящиеся под влиянием сверстников, являются основной мишенью для наркодилеров.
«В первую очередь родители должны говорить на эту тему с детьми, начиная с подросткового возраста. Чтобы те знали, что если за работу курьера обещана высокая оплата, то, скорее всего, она связана с распространением наркотиков. Наш суд периодически проводит встречи с молодежью для предупреждения различных правонарушений, в том числе и правонарушений в сфере наркобизнеса», — добавил судья.
Устоявшейся практикой стало проведение выездных судебных заседаний в вузах и колледжах города.
«В учебных заведениях мы проводим оглашение приговоров, на которых присутствуют студенты. Это реальные заседания, с реальными обвиняемыми и реальными же сроками, которые получают подсудимые за те или иные преступления. Полагаю, что многие молодые люди, поприсутствовав на таких судебных заседаниях, увидев эмоции осужденных к многолетнему заключению сверстников и слезы их близких, задумаются и будут игнорировать предложения о легких, но уголовно наказуемых заработках, которые могут вырвать из их жизни пять, десять, а то и все пятнадцать лет жизни», — резюмировал Абинур Карабаев.