Вода в пластиковой бутылке, куртка с наполнителем из вторсырья, кулинарные изделия в пластмассовых контейнерах, мусорные полигоны, на которых разлагается и отравляет воздух разнородный смешанный мусор, тревожная информация о мусорном кризисе на планете — все это повседневность городского жителя XXI века.
Мы попросили ученых с кафедры «Экология» Южно-Казахстанского исследовательского университета имени М. Ауэзова объяснить, может ли наука противопоставить что-то мусорному коллапсу и как изменить сознание общества, не дожидаясь эко-катастрофы.
Наши собеседники — доктор технических наук, профессор, академик Академии педагогических наук РК Малик ЖЕКЕЕВ и кандидат химических наук, профессор Гани ИЗТЛЕУОВ.
Галина ГЕРМАН
Глобальные проблемы — локальные решения
«Экология, бытовые отходы и чистота воздуха входят в число основных проблем современного мегаполиса. Причем твердые бытовые отходы (ТБО) занимают особое место — они составляют до 50% всех городских отходов, — поясняет Гани Изтлеуов. — Промышленные отходы сегодня лучше контролируются, а вот с бытовыми есть сложности: они плохо сортируются, перерабатываются в ограниченном объеме».
Сортировка ТБО осуществляется пока лишь в пилотном порядке: контейнеры с раздельным сбором можно увидеть в отдельных местах ближе к центру. А перерабатывающие предприятия либо работают не на полную мощность, либо и вовсе простаивают.
«В сельском округе Бадам в Туркестанской области есть завод, где из пластиковых отходов делают холлофайбер — это волокно для утепления курток и изготовления наполнителя для подушек, — продолжает Гани Изтлеуов. — Но сейчас он приостановлен: мало сырья. Был бы раздельный сбор мусора, сырья было бы достаточно. Другое дело, что объезжать мусорные контейнеры и забирать весь собранный отдельно пластик – это достаточно затратно».
Раздельный сбор: реальность и надежды
«Сортировать отходы нужно обязательно. Это снижает объем зловонных миазмов в воздухе города, упрощает переработку и уменьшает нагрузку на мусорные полигоны, — подключается к разговору академик Малик Жекеев. — Проблема в другом: у нас пока нет устойчивой экономической модели этого процесса».
Малик Касымович считает, что без стартовой поддержки государства переработка мусора не станет прибыльной: «В мире это всегда дотируемая отрасль. Богатые бизнесмены неохотно инвестируют в данную сферу, потому что доходы минимальны».
Он приводит в пример зарубежную практику: «В Европе и в Южной Корее человек может обменять пластиковые бутылки на билет в общественный транспорт. Что касается Южной Кореи, то она давно перешла на «зеленую» парадигму развития. У жителей есть специальные карты. Если человек, например, сдает пластиковые бутылки, то ему на карту идут какие-то бонусы, которые он может использовать на бесплатный проезд в метро или другие льготы. Около 50% трудоспособного населения Кореи имеет эти карточки.
У нас тоже можно было бы интегрировать такую систему в городскую транспортную сеть. Но тут возникает вопрос: как автобусные компании компенсируют эти потери?»
Мусор как источник энергии
«Мусоросжигательные заводы — перспективный, но дорогостоящий путь, — считает Малик Жекеев. — Чтобы из сгораемого мусора получать электроэнергию, нужны сложные инженерные решения. Турбина, нагрев до 160°C, давление в 15 атмосфер — все это требует вложений. При этом вырабатываемая энергия не должна отапливать воздух, а ее практическое использование требует сложной логистики».
Тем не менее, такие проекты в нашем городе планируются. Во время своего недавнего рабочего визита в Шымкент Президент РК Касым-Жомарт Токаев ознакомился с проектом мусоросжигательного завода от китайского инвестора Shaanxi Construction Engineering. Ожидается, что завод будет перерабатывать до 1000 тонн бытовых отходов в сутки и производить электричество.
Электромобиль — панацея или новая экологическая проблема?
Малик Касымович отмечает, что даже у самых прогрессивных технологий есть своя теневая сторона.
«Электромобиль, казалось бы, идеальный транспорт: не шумит, не дымит, не выбрасывает в атмосферу углекислый газ. Все экологично, все красиво. Но что будет, когда такие машины отработают свое? Миллионы аккумуляторов — и ни одной по-настоящему эффективной технологии по их утилизации. Что делать с этой новой горой мусора? Кто об этом будет думать — автолюбители, экологи или сам Илон Маск? — рассуждает академик. — Да и для дальних расстояний электрокары пока не подходят. Для свободного автопробега между городами на каждые 100-200 километров нужно строить зарядные станции. А это новые расходы, сети, инфраструктура. Индустриально развитые страны могут себе это позволить, но как быть остальным?
Отдельного упоминания заслуживают использованные батарейки.
«Сегодня это один из самых опасных видов бытовых отходов», — говорит Гани Изтлеуов.
По словам ученого, в батарейках или телефонных аккумуляторах содержатся тяжелые металлы – ртуть, свинец, кадмий и другие. Попадая на городские свалки, они просачиваются в грунтовые воды, а затем отравляют все живое: растения, животных и человека.
Опасность, скрытая в деталях
Есть и еще один из опаснейших врагов современности — микропластик. Он незаметен, но присутствует в повседневной жизни везде.
«Микропластик уже нашли в реке Сырдарье, — говорит Гани Изтлеуов. — Он содержится в некоторых видах косметики, даже в чайных пакетиках. Это наноразмерные частицы, которые попадают в организм с пищей и воздухом и могут вызывать хронические заболевания у взрослых, аутизм и другие нарушения у детей».
Собеседник напоминает, что раньше тара была стеклянной, и это снижало риск загрязнения.
«Сегодня даже вода, постоявшая полмесяца в пластике, меняет вкус. А ведь напитки из пластиковой тары употребляют дети».
Зеленая революция начинается с фандомата?
Гани Изтлеуов делится идеей, которую он озвучил представителям власти:
«У нас работают крупные компании — например, Coca-Cola İçecek A.Ş. Горы пластиковых бутылок остаются после употребления продукции, вырабатываемой предприятиями этого направления. Почему бы не возложить часть ответственности за сбор и переработку пластиковой тары на самих производителей?»
Ученый предлагает устанавливать фандоматы — автоматы по приему пластиковой тары — прямо в жилых комплексах.
«Почему это должны делать жители? Ведь стоимость пластиковой бутылки уже включена в цену напитка. Если компания предложит вернуть эту сумму через фандомат — горожане, особенно молодежь, будут с удовольствием сдавать тару. Это станет частью экономического цикла: бутылка будет «вращающейся константой», за которую всегда можно вернуть деньги. При этом компания ничего не теряет — наоборот, она укрепляет свой образ ответственного бренда, заботящегося об экологии и здоровье населения. Главное — мощная информационная кампания», — подчеркивает Гани Молдакулович.
По словам ученого, такие практики уже работают в ряде стран. Если Министерство экологии и природных ресурсов примет соответствующие меры, крупные производители будут обязаны внедрять такие системы, так же как автовладельцы платят сегодня за утильсбор.
«Я уже говорил об этом с вице-министром экологии и природных ресурсов на встрече в Шымкенте. Он заверил, что вопрос рассматривается», — добавляет Г. Изтлеуов.
Академик Малик Жекеев поддерживает коллегу, но уточняет, что реализация подобных проектов потребует серьезных вложений.
«Семь раз отмерь — один отрежь. Но и откладывать нельзя, — говорит он. — Вопрос упирается в логистику и финансы. Где конкретно ставить эти фандоматы? Кроме того, бутылка легкая, но объемная — значит, нужен либо подземный отсек, либо доступный контейнер, а это значит — земля, оборудование, монтаж. Все это стоит денег. Если найдутся средства — будет результат. Если нет — все останется на бумаге. Такие системы есть в мире, они работают, но в основном в индустриально развитых странах».
Профессия будущего
Гани Молдакулович рассказывает об образовательной миссии кафедры «Экология» Высшей школы «Химическая инженерия и биотехнология» Южно-Казахстанского университета имени М. Ауэзова.
«Мы готовим специалистов нового поколения — тех, кто не просто знает, как устроена природа, но понимает, как защищать ее в современных условиях. Наши выпускники работают в департаментах экологии, на промышленных предприятиях, в научных центрах и проектных институтах. Это высококвалифицированные кадры, которые умеют анализировать, предлагать решения и отстаивать свою экологическую позицию».
По его словам, сегодня эколог — это уже не кабинетный теоретик, а активный участник экономической и политической жизни страны.
«Он способен влиять на политику компании, предлагать пути к устойчивому развитию, участвовать в принятии стратегических решений. Учитывая экологические вызовы нашего времени, роль такого специалиста только возрастает», — говорит профессор.
Кафедра активно сотрудничает с реальным сектором, вовлекает студентов в практические проекты и экологические инициативы. Взять хотя бы студенческую акцию по раздельному сбору мусора, инициированную компанией Coca-Cola İçecek A.Ş и поддержанную руководством вуза.
«Наша задача — не просто передать знания, а сформировать мышление. Эколог должен уметь видеть проблему на шаг раньше остальных и предлагать решение, выгодное и для природы, и для бизнеса», — резюмирует ученый.
Эко-мышление: с чего начать?
«Во всем мире защищены тысячи, даже миллионы диссертаций по переработке отходов, но универсального решения пока нет, — признает Малик Жекеев. — Это доказывает, насколько комплексна и наукоемка данная тема».
Например, проблема пластиковых отходов не ограничивается бутылками — полиэтиленовые пакеты не менее опасны для экосистемы. Не случайно в супермаркетах они давно стали платными. Это не прихоть торговцев: Министерство экологии и природных ресурсов издало соответствующий приказ, предписывающий реализовывать полиэтиленовые пакеты за деньги, чтобы сократить их использование. Однако на этом инициатива и остановилась.
«Следующим шагом, — отмечают эксперты, — должно стать предоставление альтернативы: если человек не хочет покупать пластиковый пакет, у него должна быть возможность бесплатно взять бумажный или биоразлагаемый. Сегодня такие пакеты существуют, но их тоже продают. В идеале они должны бесплатно предоставляться в торговых центрах — это стимулировало бы экологичное поведение. Бумажные пакеты — это простое решение, которое может снизить нагрузку на природу. Конечно, такое направление необходимо поддерживать субсидиями».
Кроме того, нужны инвестиции в науку — в разработку и массовое внедрение упаковки из биоразлагаемых материалов. Перспективным направлением считается и технология микробиологического разложения пластика, над которой уже работают европейские ученые.
И, наконец, экология должна стать не просто темой новостей, а частью образования. С раннего возраста нужно формировать экологическое мышление — вводить соответствующие предметы в школьную и университетскую программы. Только так возможен осознанный и поэтапный переход от пластиковых к органическим соединениям нового поколения.
Наука не дает простых ответов. Но она помогает выстроить осмысленное отношение к миру, в котором мы живем. Проблема мусора — не просто вопрос чистоты улиц, а вопрос здоровья, устойчивого развития и будущего наших детей. Чем раньше это осознает каждый из нас — тем больше шансов у нашего города стать еще более чистым.