Шоқан Шынғысұлы Уәлиханов (настоящее имя — Мұхаммед Қанафия), родился в урочище Құсмұрын Костанайской области в ноябре 1835 года. Он правнук Абылай хана, племянник Кенесары Касымова.
Торгаутова Ш.А., докторант І курса образовательной программы «Подготовка педагога истории» ЮКПУ им.Ө.Жәнібеков, начальник Научного центра «История и этнология» ЮКИУ им. М. Ауэзова.
Начало большого пути
Шоқан учился в казахской школе, изучая арабские и персидские языки, с детства общался с известными поэтами-акынами. В последствии у него появляется особая привязанность к народному творчеству казахов и рисованию. Шоқан записывал поэтические сказания и читал их вслух своим родителям. В детстве вместе с отцом он записал несколько вариантов народных поэм «Едіге», «Қозы Көрпеш и Баян Сулу», «Еркөкше», которые впоследствии передал своему учителю Н.Ф.Костылевскому. Первые уроки рисования Шоқан получил у русских военных-топографов.
С 1847 по1853 годы Шоқан Уалиханов обучался и был выпущен корнетом «по армейской кавалерии» Сибирского корпуса Омской Военной Академии. Его другом становится Г. Н. Потанин — путешественник и исследователь Сибири, Казахстана, Монголии и Центральной Азии. Потанин писал о друге: «Развивался Чокан быстро, опережая своих русских товарищей… им интересовались многие, он такой способный, уже рисует прежде, чем поступил в заведение». Наставниками Шоқана были Н. Ф. Костылевский — литератор и ориенталист, ссыльный П. В. Гонсевский, читавший курс «Истории цивилизации» и В. П. Лободовский. Позже вместе с Шоқаном они перевели на русский язык один из древних вариантов поэмы «Козы-Көрпеш и Баян-Сулу».
Молодой ученый обратил на себя внимание, проявив незаурядные способности в изучении истории, географии и восточной филологии.
Блестящая карьера
Молодой офицер Ш.Уалиханов, был определён офицером 6-го кавалерийского полка Сибирского казачьего войска, но фактически оставлен при генерал-губернаторе Западной Сибири, а через год назначен адъютантом генерал-губернатора Г. Х. Гасфорта, управлявшего тогда Западной Сибирью и северо-восточными районами Казахстана. Одновременно по линии Главного управления края на Ш. Уалиханова была возложена должность офицера по особым поручениям. Работая адъютантом генерал-губернатора, он преуспел в изучении истории и географии стран Центральной Азии. Далее служил в военно-ученом комитете генерального штаба Военного министерства, Азиатском департаменте МИД Российской империи. Был тесно связан с профессором И.Н.Березиным, с писателем Ф.М.Достоевским и другими известными российскими деятелями.
В 1855 году Шоқан принимает участие в экспедиции генерала Гасфорта. Маршрут экспедиции пролегал от Омска до Семипалатинска, оттуда через Аягуз и Қапал к подножиям Заилийского Алатау, где в это время происходила закладка укрепления Верного. Во время этого путешествия Уалиханов записал исторические предания и легенды, изучил архитектурные памятники. По возвращении из поездки Гасфорт представил Шоқана к награде, дав ему самую лестную характеристику в письме Военному министерству, где указал, что «…в числе представляемых мною, заключается, между прочим, состоящий при мне корнет, султан Валиханов, который, хотя и состоит на службе не более 2-х лет, при совершении знаний оной, киргизского языка, а также и местных киргизских обычаев, сопровождал меня в Киргизскую степь, принёс большую пользу, получив основательное образование в Сибирском кадетском корпусе и поступив на военную службу, а потому в видах поощрения такового полезного начала и развития в киргизах желания к отдаче детей на службу и через то большего сближения их с нами находит поощрение Валиханова необходимым, ибо он по происхождению своему пользуется особым между киргизами уважением». В начале 1856 года Шокану Валиханову присуждается чин поручика.
Исследование Иссык-куля и эпос «Манас»
Весной 1856 года Ш.Уалиханов принимает участие в крупной военно-научной экспедиции под руководством полковника М.М.Хоментовского на Иссык-Куль. «Мы имели честь участвовать в этой экспедиции и, находясь два месяца среди кыргызов, успели собрать разные положительные сведения, преимущественно изучая их предания и язык», — писал сам Ш.Валиханов. Во время этой поездки Шоқан изучал флору и фауну, традиции и обычаи местного населения Семиречья и Иссык-Куля и на Тянь-Шане, древнуюю городскую архитектуру, посещал аулы родов тугу, сарыбагашей, и солто, беседовал с кыргызскими «ырчы» — шежіреші, записал народные легенды, генеалогические предания, сказки. Уалиханов произвел научную запись эпоса кыргызов «Манас», подробно изучив отрывок «смерть Кукетай-хана и его поминки», которая впоследствии стала одной из основоплогагающих этнографических исследований древних памятников истории и культуры тюркских народов. Ш.Уалиханов оценил эпос «Манас» как великое творение народной мудрости, энциклопедический сборник народных сказок, мифов и легенд, географических, религиозных понятий, обычаев и традиций, как степную «Илиаду».
Исследование Кульджи
С августа по ноябрь 1856 года Ш.Валиханов направляется в Кульджу. По пути он посетил ряд пограничных пунктов Западного Китая. Молодой офицер был снабжён инструкцией Министерства иностранных дел, в которой говорилось: «…Действовать, во всём совещаясь с консулом в Кульдже…». «Главная цель наша добиться решения дела с Китаем дружелюбным путём и скорее восстановить прерванные торговые отношения… В случае требования китайцев — войти в переговоры и насчёт наших с Китаем границ». Таким образом, Уалиханов выполнял сложную дипломатическую миссию, связанную с решением спорных пограничных вопросов и установлением нормальных торговых отношений с Китаем. В Кульдже удалось наладить торговые отношения и восстановить дружеские связи между обоими государствами. По свидетельству А.К.Гейнса, поездка Уалиханова в Кульджу заложила основу Тарбагатайского договора открытия консульства в Кульдже и Чугучаке. Уалиханов пробыл в Кульджинском крае около трёх месяцев, затем, с наступлением глубокой осени, он вернулся в Омск. Результаты первых путешествий Шоқана, как этнографа также отражены в его путевых записках — «Дневник поездки на Иссык-Куль», «Очерки Заилийского края», «Западная провинция Китайской империи и г. Кульджа», «Записки о кыргызах в 1856 году».
Исследование Алтышара
В возрасте 22 лет он уже работал в членстве императорского русского географического общества, был командирован в Кашгарию, под видом купца из Семипалатинска под именем Алимбай. Шоқан смог собрать материалы по истории, этнографии, политико-экономическом развитии населявших народов, а именно местных мусульман и торговцев андижанцев, бухарцев, таджиков, персов, афганцев, индучсах, армян. Территория — Алтышар 6 ярких городов Кашгар, Аксу, Үштұрфан, Жансар, Жаркенд, Қотан) также была «яблоком раздора» между Россией и Китаем еще с 1760 года, и включение ее в состав России требовало особых изучений. Исторические сведения он черпал также из письменных источников, местных официальных документов и книг, дополненных рассказами чиновников и купцов. Уже в укреплении Верное и далее в Омске, представил свои исслдедования, восточные рукописи — «История Сатук-Бугра-хана», «История Туглук-Тимур-хана», «История ходжей», «Абу-Муслим Маурузи», коллекцию нумизматики, горных пород, гербарии, зарисовки местных жителей, быт народов Восточного Туркестана. Главный результат его труда — «О состоянии Алтышара или Шести восточных городов Китайской провинции Нан-Лy (Малой Бухарии)». Это был первый научный труд, посвящённый истории, географии, социальному строю народов Восточного Туркестана. По охвату полученных материалов, а также широте и глубине их анализа работа Валиханова явилась крупным вкладом в восполнивший пробелы европейских ученых в науке о Восточном Туркестане. Географы использовали его труд, как в высшей степени полезный для правительства и для науки, в период развития экономических связей России и стран Востока.
Научная жизнь в Санкт-Петербурге
С 1860 по 1861 годы более 15 месяцев работая в Военном-ученном комитете Азиатского департамента Герографического общества, Шоқан составил карту Средней Азии и Восточного Туркестана, впервые в 1861 году опубликовал статью «Аблай», частично переводя кашгарские рукописи «История Сатук-Бугра-хана», «История Туглук-Тимур-хана», «История ходжей», читал лекции по истории Востока, ввел в научный оборот свои исследования по «Тарихи-Рашиди» М.Х.Дулати, перешел на должность штабс-ротмистра, был награжден орденом Святого Владимира 4-й степени. Ученому постоянную поддержку и дружеское расположение оказывал вице-президент Русского географического общества П. П. Семёнов-Тян-Шанский. В сотрудничестве с русскими учеными и писателями работал в архивах Петербурга, позднее выпустил труды «Описание Восточного Туркестана», «Очерки Джунгарии», «Шуна батыр», «Тарихи Рашиди», «Записки о Кокандском ханстве». Во время этого периода работы, Уалиханов обращал особое внимание на культурное и торговое значение учреждения в Кашгаре русского консульства.
Возвращение в родные края
Весной 1861 года по совету врачей Шоқан уезжает из Санкт-Петербурга в аул своего отца Шынғыса Уалиханова, уже старшего султана Кокшетауского округа, в местность Акканбурлук, с надеждой поправить своё здоровье после холодного климата и участившихся приступов кашля.
Шоқан очень сильно болел за судьбу своего народа, защищая его от посягательств чиновников. С целью непосредственного участия в судьбе своего народа Ш.Уалиханов подавал свою кандидатуру на должность выборного старшего султана. «Я думал как-то сделаться султаном, чтобы посвятить себя пользе соотечественников, — писал он Ф.М.Достоевскому, — защитить их от чиновников и деспотизма богатых казахов. При этом я думал более всего о том, чтобы примером своим показать своим землякам, как может быть для них полезен образованный султан-правитель…. Чиновники начинают подстрекать самолюбие богатых и честолюбивых ордынцев, пугать их, что, если Валиханов будет султаном, то всем будет худо, он, мол, держится понятий о равенстве… пустили в ход и то, что я не верю в бога…». Однако губернатор Западной Сибири А.О.Дюмагель отклонил его заявление и вынужден был по настоянию властей вернуться в Омск.
С 1862 года Шоқан, знающий традиции и обычаи своего народа, принимает участие в юридической комиссии областного управления, а именно в изучении казахской судебной системы и ее реформировании. Он изучал древние кодексы казахов, суд биев и казиев в Кокшетауском, Атбасарском, Акмолинском, Каркаралинском, Баянаульском округах, их практическое применение. С особым интересом относился к феномену суда биев и их многовековой уклад деятельности, спору о земле и вдовах, спорам о владении скотом, владении имущества, росту личности. Его «Записки о судебной реформе», написанные в связи с этой проблемой, доказывают, что учёный обладал демократическими взглядами на жизнь и общество. Он утверждал, что проводить реформу нужно, учитывая традиции и обычаи народа, а если механически внедрить абсолютно чуждую, привнесённую извне систему, это обернётся для народа большой трагедией. Всесторонне и скрупулёзно анализируя новую судебную систему, предложенную царскими властями, он доказывал, что её внедрение среди казахского общества было бы большой ошибкой, поэтому при реформировании следует непременно учитывать традиционные законы и положения. Шоқан приходит к однозначному решению, что следует оставить у степняков прежний суд биев.
Осенью Ш.Уалиханову становится хуже. В письмах Колпаковскому он докладывал, что из-за боли в груди и сильного кашля, не может активно работать. Шоқан Уалиханов скончался 10 апреля 1865 года, был похоронен в местности Көшінтуған. В 1881 году друзья по поручению Туркестанского генерал-губернатора К.П.Кауфмана установили памятник в виде мраморной плиты. Надпись на плите гласила: «Здесь покоится прах ротмистра Чокана Валиханова, скончавшегося в 1865 году. Во внимание учёных заслуг Валиханова положен сей памятник генерал-лейтенантом Колпаковским в 1881 г.».
Многие исследования Уалиханова печатались в трудах Русского географического общества, в Лондоне, изучены историком-этнографом Н.И.Веселовским. В 1961-1972 гг., и в 1984-1985 гг., академией наук Казахстана изданы 5-ти томные собрания сочинений Шоқана Уалиханова. В одной из работ Алькея Маргулана «Чокан и Манас», который основывал свои исследования на архивных материалах архива востоковедения института народов Азии, доказано, что Шоқан Уалиханов записывал эпос со слов манасчи Назар Бұлатұлы. А в 1966 году была учреждена премия АН Казахстана имени Шоқана Уалиханова, присуждаемая за выдающиеся достижения в области общественных, географических наук, изобразительного искусства и архитектуры.