Выбор редакции

Шымкентским потребителям возвращено 200 млн тенге

Департамент торговли и защиты прав потребителей отчитался о работе за 9 месяцев текущего года

За три квартала в ведомство поступило 3908 обращений от потребителей, из которых 3274 было удовлетворено. В результате рассмотрения обращений потребителям было возвращено 198,5 млн тенге, что говорит об эффективной работе департамента в сфере защиты прав потребителей.

Департамент торговли и защиты прав потребителей проводит, возможно, не всегда заметную, но очень нужную работу, которая влияет на качество товаров и услуг, реализуемых горожанам, и в целом создает комфортные условия жизни. Так за 9 месяцев текущего года в целях защиты прав потребителей в суд направлено 18 исковых дел, по 9 делам принято положительное решение. Через суд в пользу потребителей взыскано денежных средств, товаров и услуг на общую сумму 3 054 750 тенге. Кроме того, в целях защиты прав группы потребителей в суде рассмотрено 2 групповых иска в отношении услуг двух ТОО с которых в пользу потребителей дополнительно взыскано 280 000 тенге.
В основном люди жалуются на некачественные товары и услуги. Как рассказал заместитель начальника Департамента торговли и защиты прав потребителей г. Шымкента Оспан Абиев: «Обращений поступает немало, каждое из них рассматриваем в сроки, установленные законом. Есть положительные результаты. Например, по жалобам на качество домов мы собираем комиссию, проводим осмотр, а затем передаем дело в соответствующие инстанции».
Для того, чтобы повысить эффективность обращений и работы сотрудников Департамента, как пояснил Оспан Абиев, потребителям необходимо соблюдать несколько несложных правил. В первую очередь, согласно Закону РК «О защите прав потребителей», потребитель обязан написать претензионное письмо на имя предпринимателя, нарушившего его права, как потребителя. Это должно выглядеть, к примеру, следующим образом: «Прошу Вас по выявленным нарушениям (указать некачественный товар, наименование и выявленные нарушения) сделать либо возврат затраченных мною средств, либо заменить некачественный товар на товар надлежащего качества». Письмо-претензию необходимо вручить предпринимателю. Это можно сделать как самостоятельно, так и с нарочным или посредством заказного письма по почте (такое лучше предпринимать, если предприниматель не захочет принимать претензию).
«После вручения, в течение 10 календарных дней предприниматель обязан письменно ответить на ваше послание либо удовлетворить Ваше требование. Если этого не произошло, то можно обратиться в Департамент торговли и защиты прав потребителей. Мы расположены в Аль-Фарабийском районе, улица Туркестанская, 2а, третий этаж. Можно обратиться через телеграм-бот, либо через платформу «Е-Otinish» с указанием своего требования, что такой-то предприниматель отказывается возвратить средства или поменять некачественный товар. Мы, как департамент по защите прав потребителей, смотрим, соблюдена ли процедура обращений. Если предприниматель не ответил на Ваше письмо-претензию, то открываем внеплановую проверку и выявляем нарушения. Если предприниматель отказывается признавать нарушения, то обращаемся в суд. Если больше 10 человек обращаются с выявленными аналогичными нарушениями, то мы можем обраться в суд самостоятельно. Если до десяти человек, то потребитель обращается в суд самостоятельно, а мы выступаем в качестве третьей стороны», — пояснил механизм обращений заместитель начальника Департамента торговли и защиты прав потребителей г. Шымкента Оспан Абиев.
При этом опыт взысканий с предпринимателей, которые предоставили некачественный товар или услуги у департамента большой. По 16 искам департамент присутствовал на судебных заседаниях в качестве третьей стороны и защищал права потребителей. По 7 искам принято положительное решение. В пользу потребителей взыскано в общей сложности 2 774 750 тенге. Так Алтынбековой С. К, которая обратилась с исковым заявлением о возврате некачественного товара от ИП, возвращено 343 000 тенге. Маркову В. В. по иску о замене некачественного телевизора ТОО возвратила 375 000 тенге. Еще одно ТОО – по иску, касающемуся качества компьютерной техники, выплатило 706 750 тенге, и в том числе моральный ущерб. Судом, по иску потребителя было вынесено решение о восстановлении автомобильной дороги, ввиду ее некачественного строительства. Были возращены полмиллиона тенге за неудовлетворенность онлайн курсом и 850 тысяч тенге за поставку некачественной мебели.
Среди прочих, были обращения и по качеству автомобилей. Специалисты департамента торговли и защиты прав потребителей обратили внимание на очень важные детали.
«Покупая в салоне новый автомобиль, необходимо все досконально проверить. Особенно стоит обратить внимание на состояние лакокрасочного покрытия в тех местах, которые труднодоступны или не видны — потолок, арки, пороги. Бывает, что не заметны вмятины, которые зашпаклевали, но при тщательной проверке они выявляются. Автосалоны, когда подобное «выходит наружу», заявляют, что это не их вина, поскольку подписан был акт приемки передачи. Бывают случаи, когда заменены коробка передач или другие важные запчасти. Возможно, кто-то ездил, деталь была повреждена, ее заменили и затем автомашину уже продали потребителю. Это тоже считается ущемлением прав потребителя. Нередко автосалоны навязывают свои услуги или так называемые допы – дополнительное оборудование. Согласно «Закону о защите прав потребителей» потребитель имеет право свободного выбора, и никто не имеет право обязать. В случае выявления подобного нарушения, потребитель должен все зафиксировать на бумаге, отправить письмо в автосалон. В случае невыполнения законных требований, стоит обратиться в наш департамент», — пояснил порядок действий Оспан Абиев.
Больше пятисот покупателей автомобилей в автосалонах Шымкента обратилось в течение года в Департамент с заявлениями о нарушенных правах потребителей. И это только зарегистрированные заявления, а просто обратившихся на приемах граждан, или онлайн, много больше.
Кстати, обслуживание клиентов через платформу «Е-Otinish», через единую информационную систему защиты прав потребителей, набирает обороты. За 9 месяцев 2024 года количество пользователей достигло 5774 человек, а количество зарегистрированных хозяйствующих субъектов увеличилось на 1206. Через систему принято 178 обращений, проведена соответствующая работа.
Департамент рекомендует при наличии информации о незаконных действиях обращаться по телефонам доверия: 8 7252 53-07-04 и 8 7172 74-98-32.

Сергей Павленко

Последние новости