Реализация этой важной задачи в мегаполисе давно вышла за рамки обычных лозунгов, превратившись в четко работающий механизм. Сегодня за каждой школой города — от крупных государственных лицеев до небольших частных гимназий — официально закреплены сотрудники полиции. Их ежедневное дежурство на пешеходных переходах в часы пик стало для Шымкента не просто обязательным регламентом, а гарантией спокойствия тысяч семей. Системный подход к защите детей в транспортном потоке не только минимизирует риски, но и формирует в городе новую культуру взаимоуважения между водителями и самыми юными пешеходами.
Ирина ГАЛУШКО

Утренний час пик в Шымкенте — испытание не из легких. Когда городские магистрали заполняются плотным потоком автомобилей, а тротуары — спешащими горожанами, на оживленных перекрестках вблизи школ уже вовсю кипит работа. Здесь, у пешеходных переходов, заступают на пост люди в светоотражающих жилетах. Для нашего мегаполиса, первым в республике внедрившим практику обязательного дежурства полицейских на путях следования школьников, это давно перестало быть разовой акцией, превратившись в отлаженную годами систему защиты.
По словам начальника отдела управления общественной безопасности департамента полиции Шымкента подполковника полиции Сапаргали МАМЫТОВА, этой практике в нашем городе уже более десяти лет.
«Мы были первыми в Казахстане, кто внедрил такую систему. Уже после нас этот опыт начали перенимать другие регионы республики, — рассказывает Сапаргали Мамытов. — Тогдашнее руководство департамента приняло это решение самостоятельно. Никто нас об этом не просил — ни директора школ, ни родители. Мы просто понимали, что безопасность детей на дороге — это ключевой аспект, который не терпит формализма. Об этом постоянно говорит Президент страны, этого же требует от нас и глава МВД РК».
Сегодня этот процесс регламентирован до мелочей. Порядок дежурств охватывает все три критические фазы учебного дня. Ежедневно, вне зависимости от погоды, инспекторы обеспечивают безопасность учащихся в строго установленные часы:
- Утром с 07:30 до 08:30 — в период прибытия первой смены;
- В обед с 12:30 до 14:30 — во время массовой «пересменки»;
- Вечером с 17:30 до 19:30 — когда школьники возвращаются домой.
«Мы контролируем не просто переход дороги, а безопасное прибытие каждого ребенка на занятия и его возвращение домой, — подчеркивает подполковник. — Но присутствие на «зебре» — лишь часть айсберга. С целью повышения правовой грамотности наши сотрудники регулярно проводят встречи в образовательных организациях и разъяснительную работу правового характера. Ребенок должен не столько бояться машин, сколько понимать правила большого города».
Обеспечение безопасности на подступах к школам требует четкой координации и внушительных человеческих ресурсов. На сегодняшний день в Шымкенте функционирует более 300 школ — как государственных, так и частных. И за каждой из них закреплен ответственный сотрудник.
Основная нагрузка ложится на плечи инспекторов ювенальной полиции (ИДН), их в городе 138. Учитывая количество учебных заведений, становится очевидным: кадров объективно не хватает. Однако в полиции нашли решение, чтобы ни один опасный переход не остался без присмотра. Там, где нет штатного инспектора ИДН, дежурство несут участковые инспекторы, к чьим участкам территориально относятся школы, а на наиболее сложных отрезках дорог к ним подключаются экипажи патрульной полиции.
«У каждого сотрудника, помимо дежурства на переходе, есть свой участок и масса других обязанностей. Школы входят в их поле деятельности как дополнительная, но приоритетная нагрузка, — поясняет Сапаргали Мамытов. — Если закрепленный сотрудник болен или задействован на срочном вызове, его обязательно заменяет коллега. Пропустить дежурство невозможно — работа находится под строгим контролем начальников районных управлений и администраций школ».

Три месяца на «зебре»
Чтобы увидеть работу школьных патрулей изнутри, отправляюсь к одной из самых оживленных точек города — школе-гимназии №50 имени А. Байтурсынова. К месту назначения меня сопровождает инспектор ювенальной полиции Алдияр АРЫНБЕК. К учебному заведению мы подъезжаем ровно к 12:30. Это время «пик»: у учеников первой смены занятия уже подходят к концу, а ребята из второй только спешат на уроки.
На улице Мангельдина, где расположен основной пешеходный переход к гимназии, в этот час не протолкнуться. Дорожная ситуация здесь осложняется не только плотным потоком легковых авто, но и маршрутными автобусами. Огромные машины создают дополнительную нагрузку на полосы движения и требуют от всех участников процесса предельной внимательности.
В этом водовороте движения нас встречает коллега Алдияра — инспектор ювенальной полиции, 23-летний лейтенант Абдутанат ЖАНАТУЛЫ. Он — выпускник юридического факультета учебного центра в Павлодаре, и в Шымкенте несет службу всего три месяца, но уже стал здесь своим.
«Моя задача — обеспечить безопасность каждого: детей, их родителей, педагогов — всех, кто переходит дорогу на этом участке улицы, — рассказывает Абдутанат. — Поток машин, включая общественный транспорт, идет в обе стороны практически непрерывно. Мне важно вовремя остановить движение, чтобы дать детям возможность спокойно и безопасно пройти. В этом и заключается суть нашей работы — быть рядом в нужный момент».
Методика работы лейтенанта отточена. Если он видит, что автомобиль или тяжелый автобус приближается к переходу слишком быстро, он свистком подает четкий сигнал к остановке. И только убедившись, что транспорт полностью замер, офицер показывает детям, что можно спокойно идти.
«Водители, видя форму, обычно сами притормаживают, — отмечает он. — Но мы всегда помним о приоритете общественного транспорта — автобусы стараемся пропускать оперативно, чтобы не нарушать их график».
Особое внимание Абдутанат уделяет «слепым зонам». Об этой опасности он старается напоминать и родителям, и водителям, когда видит рискованные ситуации.
«Посмотрите, улица достаточно узкая, — объясняет лейтенант. — Родители часто приезжают за детьми на личных авто, которые оставляют вдоль обочины. Если машина припаркована менее чем за пять метров до «зебры», она перекрывает обзор. Водитель, едущий по второй полосе, просто не видит из-за этого препятствия пешехода. А дети, из-за своего небольшого роста, становятся в такой ситуации абсолютно невидимыми до самого последнего момента.
Интересно, что благодарность за свою работу Абдутанат слышит не только от пешеходов. Водители, проезжая мимо, часто машут рукой или коротко сигналят в знак признательности.
«Водители тоже говорят спасибо, и я их понимаю, — объясняет лейтенант. — Для человека за рулем наш пост — это, в первую очередь, предсказуемость. Когда инспектор стоит на дороге, он берет на себя координацию: вовремя останавливает поток и так же вовремя дает знак пешеходам. Водителю не нужно гадать, выскочит ли сейчас кто-то на «зебру» из-за припаркованного автобуса или нет. С полицейским у перехода им спокойнее — ситуация под контролем, и риск совершить случайный наезд минимизирован».
Пока мы разговариваем, мимо проходят школьники 10–12 лет. Мальчишки то и дело подходят к Абдутанату, чтобы поздороваться за руку. Один из ребят, уже перейдя дорогу, оборачивается и звонко кричит: «Сау болыңыз!»
«Почти каждый второй здоровается, — с доброй улыбкой замечает Абдутанат. — Многие ребята подходят сами, жмут руку. Сначала, может, и стеснялись, а сейчас привыкли, воспринимают как своего. Мы ведь для них не просто «люди в форме», а те, кто каждое утро и каждый вечер стоит здесь ради них. Это взаимное уважение очень помогает в работе. Дети начинают больше доверять полиции, а для нас их простое «здравствуйте» или «рахмет» — лучшая мотивация».
Эффективность такой работы подтверждает заместитель директора по воспитательной работе школы-гимназии №50 Улжан ЖАМБУЛОВА.
«Спасибо ребятам, которые в любую погоду помогают нашим детям. На этой дороге очень оживленное движение, и без помощи полиции переход сопряжен с рисками. У нас никогда не было происшествий с участием наших учеников, и это во многом заслуга инспекторов. Мы доверяем им детей и знаем: когда они стоят на посту — переходить дорогу безопасно. Без них нам просто не обойтись», — отмечает Улжан Жамбулова.
Сами дети тоже чувствуют эту защиту. Пятиклассница Райхона, поправляя рюкзак, признается:
«Когда я вижу полицейского, то спокойно перехожу дорогу. Мне совсем не страшно. Он всегда улыбается и машет нам рукой», — поделилась школьница.
Для родителей и старшего поколения присутствие человека в форме — залог спокойствия. Асхат, отец троих детей — первоклассника, ученика третьего класса и малыша из «нулевки», отмечает, что это лучшая помощь для семей.
«Когда у тебя трое детей, и все они учатся в разные смены, голова идет кругом, — делится Асхат. — Малыш из «нулевки» еще совсем не ориентируется в дорожной обстановке, а старшие могут заиграться и забыть об осторожности. Но, как известно, дороги не прощают ошибок, поэтому для нас, родителей, ежедневное присутствие инспекторов на переходе — это колоссальная поддержка. Я знаю: даже если на секунду упущу детей из виду, офицер проконтролирует, чтобы они благополучно ступили на тротуар. Огромная благодарность ребятам за их терпение и за то, что они делают наши будни менее тревожными», — поделился родитель.
С ним солидарна и пенсионерка Атымкуль ЛЕСБЕКОВА:
«Внук ходит в продленку, и одного мы его пока не отпускаем. Я всегда встречаю и провожаю его. Движение на Мангельдина очень активное, но когда видишь, что машины останавливаются перед полицейским, становится спокойно. Спасибо им большое за этот труд», — поделилась Атымкуль-апай.

Дисциплина в ритме города
Попрощавшись с Абдутанатом, мы отправляемся ко второму пункту нашего маршрута. Мой «гид» по школьным перекресткам, лейтенант Алдияр Арынбек, везет меня на свой участок — к школе №77 на улице Казиева.
Пока мы пробираемся сквозь плотный поток машин, Алдияр рассказывает о своей службе. Он в полиции с июня, а за этим участком закреплен с сентября. Но сегодня на переходе дежурит его начинающий коллега.
«Система работает как часы, — поясняет Алдияр, пока мы наблюдаем за процессом со стороны. — Если закрепленный инспектор задействован на другом задании или, к примеру, приболел, его место на посту тут же занимает другой сотрудник. Пост у школы никогда не пустует в пиковые часы. Это строго контролируется и руководством районных управлений, и администрацией школ. Мы все — одна команда».
Мы выходим из машины на улице Казиева. Здесь пробки в обеденное время кажутся еще более напряженными, чем на Мангельдина. Воздух прорезает резкий, заливистый звук полицейского свистка.
«Свисток — наш главный «будильник» для водителей, — поясняет лейтенант. — В условиях городского гула, когда рев двигателей перекрывает голос, этот звук слышно за целый квартал. Когда кто-то из водителей зазевался в пробке или слишком спешит, игнорируя «зебру», резкий свист заставляет его мгновенно сконцентрироваться. Это сигнал не только для машин, но и для самих ребят, которые могут быть в наушниках или просто глубоко в своих мыслях».
Несмотря на то, что сегодня Алдияр в роли сопровождающего, он внимательно сканирует обстановку на своем участке. Как инспектор ювенальной полиции, он знает здесь каждый камень.
«Мы постоянно на связи с учителями в общих WhatsApp-чатах, — отмечает Алдияр. — У нас с руководством школы есть совместный план работы, поэтому любая координация происходит мгновенно. Если возникает какая-то рабочая ситуация, требующая нашего внимания, мы узнаем об этом первыми и можем сразу отреагировать».
Работа школьных инспекторов не ограничивается дежурством у дорожной разметки. Как подчеркивает подполковник Сапаргали Мамытов, обеспечение защиты детей в Шымкенте — это круглосуточный процесс. Те же сотрудники, что утром помогают первоклашкам перейти дорогу, вечером выходят в профилактические рейды. Полицейские следят за тем, чтобы дети не находились на улице в неположенное время без присмотра взрослых. После десяти вечера ребята должны быть дома — это правило, которое помогает уберечь их от беды на ночных улицах.
Десятилетний опыт Шымкента доказал: безопасность не может быть разовой акцией. Это ежедневный кропотливый труд, который складывается из сотен коротких свистков на перекрестках, тысяч крепких мужских рукопожатий со школьниками и бесконечного терпения инспекторов в светоотражающих жилетах. Когда за безопасность берутся системно, город меняется. На смену дорожному хаосу приходит дисциплина, а на смену родительской тревоге — уверенность в том, что по пути из школы домой ребенка обязательно встретит и защитит человек в форме.
