В условиях строительного бума Шымкент делает ставку на жесткий контроль и качество городской среды. 2025 год стал для мегаполиса периодом системного наведения порядка: от сноса незаконных объектов по решению суда до масштабной модернизации лифтового хозяйства и газовой безопасности.
Байзак АСЫЛБЕКОВ

Превентивные меры и статистика
На итоговой пресс-конференции заместитель начальника управления контроля и качества городской среды Шымкента Алдияр Мусабаев сообщил, что в 2025 году была продолжена системная работа в сфере строительства и градостроительства.
«В течение года вся основная деятельность управления была направлена на обеспечение законности, безопасности и качества городской застройки. В условиях активного развития города эти задачи приобрели особую актуальность. В числе приоритетов в деятельности ведомства остаются архитектурно-строительный контроль, правовой мониторинг строительных объектов, лицензирование субъектов строительной деятельности и аттестация специалистов. Существенное внимание уделяется и работе жилищной и газотехнической инспекций, от которых напрямую зависит безопасность жителей. За 11 месяцев 2025 года в управление поступило 1909 уведомлений о начале строительно-монтажных работ. Из них 1309 уведомлений были зарегистрированы в реестре, а по 600 уведомлениям вынесены отказы. Это свидетельствует о выявлении нарушений уже на начальной стадии строительства. Всего же было рассмотрено 1721 заявление по актам приемки, и только по 642 из них были приняты положительные решения, остальным застройщикам было отказано. Основными причинами отказов стали несоответствие у них проектной документации и нарушение строительных норм», — рассказал Алдияр Мусабаев.
Лицензирование, аттестация и борьба с незаконной застройкой
В этом году в Шымкенте сохранилась высокая строительная активность, а количество обращений в уполномоченные органы увеличилось. Это связано с ростом объемов застройки и усилением контрольных мер, отметил спикер.
«Проведенная учреждением аналитика показала, что высокая доля отказов является результатом жесткого и превентивного контроля. Такая практика направлена на предотвращение незаконного строительства. В текущем году деятельность управления в сфере лицензирования, аттестации и государственного архитектурно-строительного контроля отличалась высокой интенсивностью и системным подходом. Это связано как с ростом строительной активности, так и с ужесточением требований к соблюдению законодательства. По итогам мониторинга заявлений в сфере лицензирования за отчетный период зарегистрировано 479 обращений. Значительная часть этих заявок была возвращена заявителям либо направлена на переоформление. Это указывает на недостатки в подготовке документации и слабое знание нормативных требований отдельными участниками рынка. Доля выданных лицензий остается сравнительно низкой — такой показатель свидетельствует о приоритете качества над количеством и строгом отборе соискателей. При этом основной целью такого отбора является недопущение к деятельности субъектов, не соответствующих установленным требованиям», — рассказал Алдияр Мусабаев.
В то же время аттестация специалистов остается востребованным направлением. В течение года эти документы получили 196 экспертов и инженеров, что подтверждает потребность строительного рынка в квалифицированных кадрах и профессиональном сопровождении сложных проектов.
Инспекционная деятельность и административная ответственность
В работе ведомства в этом году значительное внимание уделялось государственному контролю и надзору.
«Проверки были проведены на 178 строительных объектах, и по их результатам составлено 422 протокола об административных правонарушениях. Общая сумма наложенных штрафов превысила 102 миллиона тенге. Пока же уровень их фактического взыскания остается высоким, что говорит об эффективности принимаемых мер, — сказал спикер. — Наибольшее количество нарушений связано с незаконным строительством. Здесь и самовольное возведение объектов, и отклонения от проектной документации, и отсутствие разрешений. Все это до сих пор продолжает оставаться острой проблемой для нашего ведомства».
Именно такие нарушения создают риски для безопасности и устойчивого развития городской среды. Активное жилищное строительство увеличивает нагрузку на контрольные органы. В этой связи требуется концентрация ресурсов и усиление надзора. При применении административных мер ГАСК начал использовать дифференцированный подход с учетом характера и повторности нарушений. При этом отдельное внимание уделялось качеству строительных работ. Ведь именно этот фактор напрямую влияет на безопасность граждан и надежность объектов.

Защита прав дольщиков и судебная практика
Под постоянным контролем также находится соблюдение законодательства о долевом участии в жилищном строительстве. Нарушения в этой сфере затрагивают права граждан и, как обычно, материалы по таким фактам сразу направляются в суд. Незамедлительное привлечение застройщиков к ответственности подтверждает принципиальную позицию уполномоченного органа и направлено на защиту дольщиков.
«В целом итоги 2025 года показывают переход системы государственного регулирования к более аналитической модели надзора. Она ориентирована не только на выявление, но и на предупреждение нарушений, — сказал заместитель начальника управления контроля и качества городской среды. — Рост числа правонарушений свидетельствует об активизации контрольной работы и расширении охвата проверок. Вместе с тем сохраняется необходимость дальнейшего совершенствования процедур лицензирования и аттестации. Актуальными остаются цифровизация процессов и повышение правовой грамотности участников рынка».
Мониторинг объектов и правоприменение
Алдияр Мусабаев также подчеркнул, что управление контроля и качества городской среды проводит системную работу по мониторингу строительных и монтажных работ на территории города.
«В ходе последнего комплексного обследования было выявлено 185 строительных объектов. Из них 83 объекта имеют уведомления о строительстве и монтаже, которые зарегистрированы в реестре. Это означает, что их владельцы оформили все необходимые документы и ведут работы в правовом поле. Однако 102 объекта осуществляют строительные работы без полного оформления соответствующих документов, — сказал представитель ведомства. — По результатам проверки по 41 объекту уже приняты меры, и они включают предписания владельцам, а также контроль за соблюдением законодательства. По 61 объекту проверочные мероприятия продолжаются, а специалисты департамента фиксируют нарушения и направляют материалы для принятия административных решений».
Помимо мониторинга строительных объектов, активно ведется работа в правовом поле — направляются судебные иски в отношении нарушителей. Так, по состоянию на отчетный период, в суд было направлено 25 исков. Из них 11 исков удовлетворены, а это означает, что суд признал нарушения и обязал владельцев объектов устранить их последствия. Два иска оставлены без удовлетворения, что говорит о том, что в данных случаях нарушения не были доказаны или были устранены самостоятельно владельцами. Оставшиеся 12 исков находятся на рассмотрении в суде, и их исход будет определен в ближайшее время.
Незаконные раскопки и снос самовольных строений
Кроме того, специалисты управления проводят работу по выявлению незаконных раскопок и земляных работ. В результате таких мероприятий было выявлено 21 место проведения раскопок на территории города. Хозяева 12 из них были привлечены к административной ответственности – а это наложение штрафов, предписания о приостановке работ и другие меры воздействия. По девяти объектам проверки продолжаются до сих пор. Особое внимание уделяется случаям, когда грубое нарушение правил стройки требуют сноса незаконно построенных объектов.
«На сегодняшний день судом были приняты решения о сносе трех таких строительных объектов. Первый был расположен по улице Бейбитшилик. Решение специализированного межрайонного экономического суда Шымкента от 2024 года было полностью удовлетворено. А сами работы по сносу объекта завершены, территория приведена в надлежащее состояние. Второй объект располагался по улице Казыбек би. Судебное решение специализированного межрайонного экономического суда Шымкента от 11 мая 2025 года также было удовлетворено. Снос объекта полностью завершен, а территория очищена от строительного мусора. Третий объект находился на улице Шокана Уалиханова. И по нему решение суда от 20 июня этого года также удовлетворено. И здесь работы по сносу строительного объекта завершены, а территория приведена в безопасное состояние», — рассказал Алдияр Мусабаев.
Профилактика и взаимодействие с населением
Системная работа направлена не только на выявление нарушений, но и на профилактику. Владелец любого строительного объекта обязан предварительно оформить все документы и уведомить соответствующие органы о начале работ, что позволяет избежать штрафов, судебных разбирательств и сноса объектов. Это также обеспечивает безопасность жителей города, сохранность инфраструктуры и упорядоченность городской среды.
«Деятельность управления охватывает несколько ключевых направлений. Первое – это мониторинг текущих строительных работ и выявление объектов без разрешительной документации. Второе – работа с нарушителями через административные меры и судебные иски. Третье – профилактика нарушений, разъяснительная работа с владельцами объектов и проведение кампаний по информированию населения о правилах строительства», — отметил спикер.
Результаты работы показывают положительную динамику. А количество объектов, которые ведут строительство без документов, постепенно снижается. Ведь все больше владельцев осознают необходимость соблюдения законодательства и своевременного оформления разрешений. Это говорит о том, что меры контроля работают эффективно, а сотрудничество с городскими службами и правоохранительными органами позволяет поддерживать порядок в строительной сфере. Кроме всего этого управление активно взаимодействует с населением. Жители города могут сообщать о нарушениях, направлять обращения через официальные каналы и сами участвовать в контроле за городской средой. Такой подход способствует формированию культуры соблюдения законности и делает город более безопасным и комфортным для проживания.
Безопасность и модернизация ЖКХ
Мониторинг строительных работ, выявление нарушений, проведение проверок и контроль за соблюдением судебных решений позволяют поддерживать высокий уровень безопасности и порядка в городе. Своевременные меры, административное воздействие и взаимодействие с населением создают условия для упорядоченного развития городской инфраструктуры.
«В дальнейшем планируется усилить меры профилактики, повысить информированность владельцев объектов о требованиях законодательства и продолжать системное взаимодействие с судебными и правоохранительными органами. Главная цель таких действий – сделать Шымкент безопасным, комфортным и современным городом, где соблюдаются права всех жителей, и поддерживается порядок на территории города, — подчеркнул Алдияр Мусабаев. — Газовая служба города активно проводит разъяснительную работу с жителями, чтобы снизить риск несчастных случаев при эксплуатации газового оборудования. В 2025 году проведено 90 разъяснительных мероприятий, организовано 115 публикаций и постов в СМИ и социальных сетях, проведено 42 собрания и круглых стола, а также распространено 190 000 памяток. За нарушение правил использования газового оборудования к административной ответственности привлечены 103 физических лица и 18 компаний на общую сумму более 1,9 миллиона тенге. В ходе проверок выявлены опасные зоны и 2835 неисправностей в газовом оборудовании, из которых в 601 неполадки уже устранены, а в 2234 домах работы продолжаются».
Управление жилым фондом и лифтовое хозяйство
В городе насчитывается 2595 многоквартирных домов, из которых 1008 управляются самими жильцами, а остальные 1587 подлежат регистрации управляющих. На сегодняшний день создано 138 объединений собственников жилья, 374 дома находятся под совместным управлением, а 1075 объектов пока не имеют управляющего. В городе работает 1370 лифтов. Из них 1059 установлены в жилых домах, 60 – в медицинских учреждениях, 59 – в школах, 192 – в общественных местах и гостиницах. До конца этого года планируется заменить 27 лифтов, а на 2026 год запланирована замена еще 23 лифта. Все лифты подключены к единой контактной службе «Айкөмек 109», что позволяет оперативно реагировать на поломки и обеспечивать быструю помощь жителям. С начала года в службу поступило 743 жалобы, 739 из которых уже решены.
Благодаря слаженной работе ГАСК, город продолжает безопасное развитие, модернизируются жилые дома, газовая система и лифты, а жители получают комфорт и уверенность в безопасности своих домов. Шымкент становится примером эффективного управления и заботы о каждом доме, демонстрируя высокий уровень работы городских служб.
