Важной дате — 30-летию Ассамблеи народа Казахстана — была посвящена выставка ремесел и народного творчества «Қара шаңырақ», которая прошла в Доме дружбы Шымкента. Мероприятие, собравшее более 20 мастеров прикладного искусства, наглядно продемонстрировало роль Ассамблеи в сохранении, развитии и популяризации национального культурного наследия среди всех этносов региона.
Ирина ГАЛУШКО

АНК: главный путь сохранения самобытности
Шымкент, исторически являющийся одним из ключевых центров Великого Шелкового пути, веками был известен своими ремесленными традициями — от гончарного дела и кожевенного производства, до высокохудожественного ткачества. Выставка «Қара шаңырақ» в полной мере отразила эту преемственность, объединив под одной крышей мастеров самых разных направлений, что подчеркнуло не только богатство казахской культуры, но и вклад всех этносов, проживающих в регионе.
Открывая мероприятие, руководитель секретариата городской АНК Айгуль АМЗЕЕВА подчеркнула важность поддержки ремесел и национальных традиций в современном обществе.
«Глава государства Касым-Жомарт Токаев на Национальном курултае сказал: «Модернизация нашей национальной культуры, традиций, в том числе и ремесел – главный путь сохранения самобытности нации». Сегодня наше национальное ремесло возрождается и широко используется в различных сферах, таких как индустрия моды, туризм, дизайн интерьера. Молодые мастера сочетают традиционные методы с современными технологиями, формируя новые направления. Казахское ремесло высоко ценится на международных выставках», — отметила Айгуль Амзеева.
Она добавила, что в продвижении и популяризации казахского народного творчества активно участвуют и представители других этнических групп, что отражает суть политики Ассамблеи по укреплению межкультурного диалога. Важность преемственности поколений также подчеркнула заместитель руководителя КГУ «Қоғамдық келісім» Наталья РОМАНОВА.
«Пусть молодежь перенимает эти таланты от старшего поколения. Мы не ограничимся 30-летием АНК. Пусть каждый день нас радуют успехи наших мастеров», — пожелала Наталья Романова.
Работа Дома дружбы и Ассамблеи народа Казахстана не ограничивается разовыми мероприятиями. Подобные выставки, мастер-классы и фестивали проводятся на постоянной основе и служат главной цели — сохранению национального кода и укреплению общественного согласия. На площадке АНК представители этнокультурных объединений регулярно обмениваются опытом, демонстрируют свои навыки и, что особенно важно, передают их новому поколению, обеспечивая, чтобы культурный шанырак оставался крепким.
Среди почетных гостей выставки были член Совета аксакалов при городской АНК Досыбай ШЕРИМКУЛОВ, а также председатели и активисты городских этнокультурных объединений, которые также подчеркнули значимость выставки как площадки для межкультурного диалога и сохранения наследия.
На выставке были представлены как традиционные, так и современные направления прикладного искусства, продемонстрировавшие, что тонкая и качественная ручная работа всегда имеет высокий спрос.

Курак: от хобби до Книги рекордов
Мастер-этнодизайнер Жанерке АДИЛОВА, чье увлечение национальными ремеслами и шитьем переросло в профессию, которая сегодня кормит ее семью, представила традиционное казахское корпе, выполненное в технике курак (лоскутное шитье).
«Я люблю шить именно наши национальные изделия, — поделилась Жанерке Адилова. — По образованию я технолог текстильного производства. Любовь к шитью у меня с детства. Она передалась мне от мамы — профессиональной швеи. Я ей всегда помогала и с пятого класса уже сама сидела за швейной машинкой. Этот ранний опыт, приобретенный в семье, помог мне получить профессиональное образование. Закончила университет, вышла замуж. Пока сидела в декрете поняла, что очень хочу шить. Но не все подряд, а именно корпе. Сначала решила обновить корпе в своем приданом. Когда мои работы увидели соседки и знакомые, они сказали: «У тебя классно получается, сшей, пожалуйста, и нам. Так мое хобби переросло в дело».
На выставке мастер представила образец своей работы — корпе с логотипом Шымкента. Она пояснила, что это изделие, входившее в большой проект, который попал в Книгу рекордов Казахстана.
«Мы с этим корпе участвовали в V Играх кочевников. Тогда 450 куракши со всего Казахстана собрались и сшили одинаковые корпе в едином дизайне. Мы смогли покрыть ими весь стадион. В орнаменте заложен глубокий смысл. Отдельные его элементы означают изобилие, богатство, силу», — пояснила она.
Этнодизайнер отметила, что спрос на тонкую и качественную ручную работу очень высок.
«У меня нет недостатка в заказах, хоть и конкуренция большая, так как в Шымкенте очень много мастеров, занимающихся пошивом корпе, — поделилась Жанерке Адилова. — Секрет прост — надо шить качественно и с любовью, и тогда вашу работу оценят по достоинству. Пока я шью изделие, привязываюсь к нему и с трудом отпускаю, как своего ребенка».
Яркие и красочные корпе, с большим количеством лоскутных фрагментов, на пошив которого у мастера уходит около месяца, охотно заказывают на приданное и на новоселье, причем часто сразу по несколько комплектов. Недавно Жанерке Адилова выиграла безвозмездный грант и смогла закупить необходимое оборудование — вышивальную машину, оверлог, две промышленные швейные машины. Мастер имеет намерение расширить собственное производство. Приобретенное оборудование не только увеличит скорость и объемы производства, но и позволит выполнять более сложные и крупные заказы. Фактически, это переход от домашнего ателье к полноценному цеху, что является наглядным примером успешной реализации государственной программы по поддержке малого и среднего бизнеса в сфере креативной индустрии.
А пока она не только развивает свое дело, но и проводит мастер-классы, обучая детей и молодых мам.
Гобелен: искусство, где душа поет в унисон с цветом
Наряду с традиционным шитьем, на выставке были представлены и другие, более древние виды национального наследия. Особое место среди них занял гобелен. О его философии рассказал председатель шымкентского филиала Союза художников РК, художник и мастер-прикладник Абдумуталип АХМЕТОВ.
«Прикладное искусство — традиционное у казахов. Мы кочевой народ. Начиная с юрты и заканчивая ее убранством: гобелены, алаша, курак, текемет, ала-кийіз — все это относится к прикладному искусству. Я выбрал гобелены. Это очень тонкая работа. Она успокаивает, когда ею занимаешься. И организм отдыхает, и мысли, и душа. Кажется, душа поет в унисон с цветовой гаммой», — поделился художник.
Абдумуталип Ахметов подчеркнул, что его связь с искусством имеет глубокие семейные корни.
«Моя мама ткала алашу, и я с самого детства помогал ей создавать основу для ковра. Мы бегали по кругу с нитью, натягивая то желтую, то белую нить. Эту картину я не забуду никогда», — вспоминает мастер.
Именно этот ранний опыт, приобретенный в семье, послужил отправной точкой для его профессионального выбора. Абдумуталип Ахметов окончил театрально-художественный институт им. Жургенова. Пробовал себя и в живописи, и в скульптуре, но в итоге остановился на гобелене. Мастер отметил, что создание гобелена — это не просто ремесло, а философское и увлекательное занятие.
«Ты сидишь и подбираешь цвета в соответствии с эскизом, но никогда наверняка не знаешь, каким будет результат, так как в гобелене эскиз по-настоящему оживает. Тканое полотно наполняется каким-то внутренним звучанием, которое невозможно предугадать. В работе мне помогает супруга Сауле Ахметова, которая тоже художница. Мы вместе обсуждаем концепцию и создаем эскизы, а затем вместе работаем над гобеленом. Чтобы добиться этого уникального звучания и гармонии, идеи черпаем из природы. У нас на юге она сказочно красивая: зеленые степи, высокие горы, быстрые реки — все это можно передать в гобелене», — добавляет Абдумуталип Ахметов.
Художник, создавший более полусотни работ, чьи гобелены неизменно пользуются высоким спросом, подтвердил, что традиционное национальное искусство не теряет своей актуальности.
«На национальные гобелены спрос есть всегда. Потому что это не просто предмет интерьера и украшение, это то, что передается из поколения в поколение и не теряет своей ценности со временем, олицетворяя собой вечность национального искусства», — поясняет мастер.
Кроме прочего, гобелен обладает удивительной долговечностью. Созданный из натуральных, прочных нитей, он не выцветает и не ветшает на протяжении десятилетий. Это свойство, по мнению мастера, делает его идеальным наследственным объектом — не только художественной, но и исторической ценностью, которая становится частью семейного шанырака и хранит память о предках.
Романтика красной глины
На выставке были представлены и современные творческие направления, демонстрирующие, что традиционные материалы находят новое применение в современном мегаполисе. К таким направлениям относится гончарное мастерство. Молодой мастер-керамист Жансая ОРЫНБАСАРОВА представила не только готовые изделия, но и организовала живой мастер-класс, пригласив посетителей попробовать свои силы за гончарным кругом. Жансая Орынбасарова рассказала о нетипичном пути в профессию и о том, как ее студия завоевала популярность.
«По образованию я фельдшер-медсестра, но по специальности не работала. Я всегда очень любила творчество и искала себя в этой сфере. В итоге я остановилась на гончарном деле, поскольку это древнее ремесло дает возможность работать с природным материалом и полностью создавать форму с нуля. Я самоучка: ходила в студию на уроки, научилась, и теперь у меня своя оборудованная студия. Я заказываю красную глину из Алматы по 100 кг. На заказ делаю изделия для интерьера — салфетницы, тарелки, кружки, вазы. Но основной спрос у нас на мастер-классы», — поделилась девушка.
По ее словам, самым популярным направлением стали романтические свидания. Студия предлагает необычный и запоминающийся досуг для пар.
«Очень популярны парные занятия — пары приходят к нам на свидания, чтобы вместе создать вазу или тарелку. Это очень романтично. Урок снимается на фото и видео, которые пара получает в качестве приятного бонуса. Причем пары возвращаются 3-4 раза в месяц, чтобы сделать другое изделие. Также родители приводят детей на индивидуальные уроки», — пояснила мастер.
К слову, такие занятия имеют не только творческое, но и важное развивающее значение. Работа с глиной, требующая мелкой моторики, терпения и концентрации, считается отличной терапией. Во время индивидуальных занятий дети не только знакомятся с древним ремеслом и традициями, но и развивают свою усидчивость, пространственное мышление и творческое видение, создавая собственные уникальные изделия, которые они с гордостью забирают домой.
Истории мастеров, представленных на выставке, показывают, что секрет успеха не только в виртуозной технике, но и в способности вдохнуть новую жизнь в древние материалы — будь то лоскутное шитье курак, вечная красота гобелена или терапевтическая работа с красной глиной. Именно эта живая, постоянная трансформация, поддерживаемая усилиями Ассамблеи народа Казахстана по укреплению межкультурного диалога и преемственности поколений, гарантирует, что культурное наследие Шымкента будет процветать, помогая молодым казахстанцам сохранять свою самобытность и успешно конкурировать в глобальном мире.
