Дворец школьников Шымкента, который расположен по проспекту Кунаева — одно из старейших внешкольных учреждений Казахстана. Его история насчитывает более восьми десятилетий и берёт начало со времён Великой Отечественной войны. За эти годы учреждение стало символом непрерывного воспитания, творческого развития и патриотического формирования подрастающего поколения. Сегодня Дворец школьников продолжает быть важнейшим центром дополнительного образования, объединяя тысячи детей и педагогов города.
Евгения ЕФИМЕНКО

Вечные задачи воспитания
Это здание знакомо нескольким поколениям жителей Шымкента. Для кого-то это место первых побед, для кого-то школа дружбы, взросления и творчества, а для тысяч современных школьников — пространство, где мечты обретают форму, а способности — будущее. Дворец школьников Шымкента одно из старейших внешкольных учреждений Казахстана. В тяжёлые военные годы, когда воспитание детей и молодёжи стало задачей государственной важности, именно здесь педагоги ковали будущее страны. С тех пор многое изменилось, но неизменным осталось главное — служение подрастающему поколению, воспитание личности и развитие творческого потенциала каждого ребенка.
Сегодня Дворец школьников — это живой, динамичный организм, объединяющий тысячи детей, сотни педагогов и бесконечное количество идей, проектов и инициатив.
Дети обучаются здесь по таким направлениям как инструментальная и вокальная музыка, декоративно-прикладное искусство, спортивные секции, изобразительное искусство, техническое моделирование и робототехника, хореография, языковые студии, журналистика и медиа, шахматы, тогызкумалак, дебатный клуб, секции картинга и квадроциклов.
«Всего работает 121 кружок, а охвачены кружковой работой 5381 ребёнок, — подчёркивает руководитель Дворца школьников Бакытжан МУСТАФАЕВ. — Приём ведётся круглогодично: в бумажном формате и через портал Mindal. Это делает занятия доступными для каждой семьи».
От домбры до радиосвязи
Хореография, журналистика, иностранные языки, картины и ремёсла — возможности без границ. Во Дворце есть все, что необходимо современному ребенку: от спорта и науки — до прикладного творчества и вокала.
«Талант ТВ», этот кружок фактически кузница будущих журналистов. Кружку уже 21 год, из них 12 лет им руководит Айжамал ТИПАТАЕВА.
«Мы учим детей азам журналистики: брать интервью, писать заметки, работать с кадром. Шестеро наших выпускников поступили на журфак — мы этим очень гордимся. Учим брать интервью у наших гостей и освещать мероприятия Дворца, писать заметки», — рассказывает педагог.
Рядом, в соседнем кабинете шьют из кожи. В кружке «Керамика, кожа и швейное дело» дети получают навыки реального ремесла, учатся работать руками: создают сумки, футляры, куклы, гобелены, изделия из войлока.
«Возможно, кто-то из этих ребят станет дизайнером или мастером, откроет свой бизнес. Но даже если это останется увлечением — знания и опыт, полученные здесь, бесценны. Педагог обучает ребят, как можно сшить сумки для ключей, футляры для телефонов. Вполне может быть, что те, кто сегодня посещают этот кружок, станут известными мастерами, или получат дополнительный заработок. Или начнут свой бизнес в мире моды – яркий, динамично развивающийся, приносящий стабильный доход, а может быть это останется только увлечением. В любом случае полученные знания всегда пригодятся,- говорит руководитель Дворца школьников. — Обучение строится на принципе «от простого — к сложному». Это облегчает освоение техники в ходе творческого процесса и способствует достижению цели. Постепенно, осваивая приемы работы с кожей, ребята учатся изготавливать искусные и трудоемкие изделия, убеждаясь, что создать такую красоту им под силу. Пользуются дети как рисунками, чертежами, схемами, так и самостоятельно продуманным эскизом. Теоретические знания и практические, полученные на занятиях, в дальнейшем позволят выполнять различные виды работ», — подчёркивает директор Бакытжан Мустафаев.

Не у всех такое есть
Не каждый Дворец школьников в стране может похвастаться настоящей картинговой школой. А в Шымкентском Дворце школьников он есть! Здесь дети в возрасте с 12 до 16 лет учатся управлять картингами и квадроциклами. Тренировки проходят прямо перед зданием Дворца – на оборудованной и огражденной площади.
А вот радиотехнический кружок – единственный в области. Руководит им Марат ТЕМИРБАЕВ.
«Я, как говорят, «технарь», окончил ЮКГУ по специальности «Физика и информатика», работал при станции юных туристов. Там вел бесплатный радиокружок. У нас была коллективная радиостанция, и с нее наши кружковцы проводили международный эфир. Сейчас я третий год здесь – во Дворце школьников. Моя главная цель — дать основу электроники, проходим условные обозначения, как они отмечаются на схеме, учимся различать их, как называются детали. А еще учу ребят паять, как только постигнут эту науку, научу собирать электрические схемы. Ребенок радуется, когда у него получается, когда сделал своими руками сложное устройство, и оно работает. У нас такой кружок единственный не то что в городе, в области. Я много лет наблюдаю, где же у меня есть коллеги, я бы хотел проводить обмен опытом, соревноваться, общаться. Но за 35 лет я не нашел ни одного радиокружка. Дети приходят со второго класса, сначала хотел принимать детей, начиная с 6 класса, но каждый год возрастная планка снижается. Родители настаивают, чтобы дети ходили, потому что при помощи интернета можно найти все быстро. А у нас в кружке надо думать, нужна усидчивость, аккуратность. Те родители, которые понимают, что это перспективно, настаивают, что бы ребенок занимался.
У нас имеется радиостанция, и есть свой позывной. Он официально выдан государственным органом, и в мире уже не повторяется. Мы можем поговорить с другими странами, и не требуется нам интернет, это ведь радиосвязь.
Когда произошло землетрясение в Армении и был стерт с лица земли город Спитак, там не было даже дорог, спасатели не могли проехать. Конечно, не было и связи с центром города. И вот тогда радиолюбители Новосибирска взяли свои радиостанции и по прибытии в Спитак подключились к сети автомобилей и установили связь с Москвой, военные не смогли сделать связь в тех условиях, а радиолюбители смогли. Мы, радиолюбители, состоим на особом учете, свои знания мы должны использовать для блага страны. Принимаем детей в радиотехнический кружок в любое время года. Захотят сейчас прийти, примем, главное, чтобы у ребенка было желание, радиотехника очень интересное дело, увлекательное, и они ее точно полюбят», — говорит Марат Темирбаев.
Художники будущего
Педагог Арина МАКАГОНОВА работает здесь около 15 лет, учит детей творить прекрасное.
«Программа обучения у нас сборная. Раньше это была студия, теперь переименовали в кружки, и мы стараемся детям дать все, чтобы умели работать и красками, и карандашами. Стараемся и гуашью с ними поработать, и все техники показать. Сейчас много современных материалов, мы стараемся быть передовыми, все использовать, детей заинтересовывать. Отвлечь их от гаджетов, чтобы они занимались творчеством. Сегодня у нас тема урока «Зима», дети разных возрастов в классе, и задания я даю каждому по возрасту и навыкам. Ходят в группы до 10 человек, иногда больше. Кого-то мы сажаем за натюрморты, есть академизм. Многие просятся ходить к нам и после окончания школы, так им нравилось заниматься во Дворце. Мы используем свои материалы, ребятам ничего приносить не надо. В школе часов рисования мало, а у нас дети получают полноценную художественную подготовку. Многие готовятся к поступлению в творческие вузы».
Педагог Марина ВИТКОВА ведет кружок «Графика и иллюстрация», ее твердое убеждение — ребенка необходимо влюбить в творчество.
«Мы лепим, рисуем, работаем с акрилом, маслом, делаем объемные композиции. Я, как педагог, считаю, что рисование развивает и руки, и фантазию. Сейчас дети стали говорить, мол, не знают, как сделать работу. И наша задача научить ребенка правильно мыслить, фантазировать. Раньше дети были другие, они много выдумывали, фантазировали, а нынешним легче открыть телефон и что-то взять для себя оттуда. В нашем кружке они могут научиться лепить из пластилина, как цветным, так и однотонным — профессиональным, делаем серьезные работы, лепим животных, части тела человека, голову например».
Домбра — музыка души
Много во Дворце музыкальных кружков. Здесь можно научиться играть на фортепиано, а можно на домбре. С 2009 года детей играть на домбре обучает Перизат АШИРБЕКОВА.
«У меня 90 учеников. С детьми работать мне не сложно, хотя у меня их несколько групп. Каждую неделю кружковцы участвуют в конкурсах города, республики, международных концертах. В конце года проводим большой отчетный концерт в актовом зале для родителей. Дети играют ансамблем, мы имеем кубки и награды и даже медали. Медали у нас на стенах, как у спортсменов, в несколько рядов. Учим произведения Шамши Калдаякова, народные песни и другие. Дети учатся играть в групповых занятиях, первый год только учатся, а на второй уже могут выступать и участвовать в конкурсах. Даже если слуха нет, мы все равно берем в кружок, не выгоняем, это же кружок, а значит, обучение доступно каждому. Со временем они тоже начинают играть на домбре», — говорит педагог.
Есть во Дворце и свой пошивочный цех и кружок по шитью. Шолпан АМИРСЕИТОВА работает педагогом дополнительного образования, с детьми она занимается шитьем.
«Делаем с учениками поделки, уже готовимся к новогоднему утреннику, мы с педагогами сшили ростовых кукол, изготовили лошадей к новогоднему утреннику, ведь следующий год – Год Огненной Лошади. С детьми же делаем гобелены, поделки из войлока. На создание гобелена уходит от 2 недель до месяца. С детьми участвуем на выставках, за труды получаем грамоты. В каждой группе по 10-15 человек. Уходя от нас, они уже умеют шить», — говорит Шолпан Амирсеитова.
Наши – лучшие!
Надо отметить, победы учащихся — визитная карточка Дворца. Ежегодно шымкентские школьники привозят награды с европейских, азиатских и республиканских первенств по спорту, танцам.
Например, воспитанники спортивно-патриотического клуба «Томирис» блестяще проявили себя на международных аренах в Италии, Москве. (рук. Г. Тулегенова). Хореографические ансамбли также регулярно подтверждают высокий уровень мастерства. «Aйголек» привозил Гран-при с ITALIAN GRAND FESTIVAL. А ансамбль «Еркетай» Гран-при фестиваля «Танцуй всей душой», который проходил в Самарканде. «Ариайдай», «Еркем-ай» и «Алау» были лучшими на «Азия таланттары» в Ташкенте. И это совсем небольшой перечень побед танцевальных коллективов.
Кружковцы научных направлений выигрывают городские форумы экологов, участвуют в республиканских дебатных турнирах, конференциях по педагогике.
«Об успехах наших воспитанников можно говорить бесконечно. Побед — действительно много. Среди них и достижения пианистов за рубежом, и победы театрального кружка «Шаттык» на Республиканском конкурсе», — говорит руководитель Дворца школьников Бакытжан Мустафаев.
Родители, которые ожидают детей после занятий в фойе Дворца, тоже в восторге от условий и педагогов.
«Я вожу во Дворец свою внучку, она учится играть на фортепиано, — говорит Галия Ногайбаева. — Раньше кружки были и в школах, и были важной частью жизни школьников. Дети могли выбрать занятие по душе, в кружке технического моделирования, например, собирали модели кораблей, самолетов. У меня это запечатлелось в памяти. Мы, девочки, учились ухаживать за цветами, многому обучались. Мальчики умели изготовить табуретки. Сегодня ситуация изменилась. Кружков стало в школах меньше, но это не значит, что дети остались без занятий. Сегодня дополнительное внешкольное образование предлагает гораздо больше возможностей, чем было раньше, но и наши кружки, кружки моего детства, я вспоминаю с большой любовью. У каждого поколения что-то свое».
Свой лагерь и клубы
Дворец школьников может похвалится и тем, что имеет свои клубы и даже загородный лагерь.
«В 1990 году у нас было 43 дворовых клуба, теперь их осталось только три. Находятся они по проспекту Кабанбай батыра, (там творческие кружки и ведется изучение языков — английский, казахский, русский), также есть в жилом массиве «Забадам», и в микрорайоне «Север», возле 46 школы. Там работает 11 преподавателей. В отпуск педагоги идут весной, либо зимой, если же уходят в отпуск, то аналогичный кружок должен обязательно функционировать. Сразу все на время каникул не закрываются. И клубы, и ДШ ребят принимают всегда», — отмечает директор Дворца школьников.
В летний период во Дворце работают два лагеря. Один разворачивает свою работу в самом Дворце, второй лагерь «Аксу» принимает ребят за городом.
«Лагерь расположен в живописном местечке на стыке двух рек Аксу и Арысь. Преимущество попасть в него имеют дети-сироты, дети, родители которых относятся к категории «малоимущие», также дети из многодетных или неполных семей. Другие дети тоже могут попасть в лагерь», — говорит директор городского Дворца школьников.
За 80 лет Дворец школьников стал настоящей академией детства — местом, где ребенок находит интересы, раскрывает таланты, получает первые навыки, делает первые шаги в профессии. Здесь учат думать, мечтать, творить, работать руками и головой, уважать традиции, любить свою страну и стремиться к большему.
«Когда-то детское учреждение носило имя Гани Муратбаева. После реорганизации 2005 года оно было утрачено по разным причинам, — рассказывает Бакытжан Мустафаев. — Гани Муратбаев — выдающийся общественный деятель, просветитель, идеолог национального возрождения. Его имя носят школы, улицы, стадионы. Мы считаем правильным, чтобы нашему Дворцу вернули его имя».a
