Выбор редакции

От идеи до бизнеса: Программа «Startup Orda» создает IT-экосистему в Шымкенте

Финальная презентация стартапов в рамках Demo Day стала кульминацией крупнейшей региональной программы. В региональном технопарке Shymkent Hub состоялась финальная презентация 20 стартапов, завершивших двухмесячную инкубационную программу Startup Orda. Проект, одновременно проходивший в 16 регионах страны, нацелен на развитие местного IT-рынка и создание прочной базы для молодых предпринимателей.

Ирина ГАЛУШКО

Миссия выполнима

Инкубационная программа Startup Orda, реализованная при поддержке региональных хабов и экспертов Astana Hub, преследовала две важные цели: развитие информационно-коммуникационного рынка Шымкента и подготовку IT-кадров. Актуальность такой масштабной инициативы с региональным фокусом объяснил один из ее организаторов, Актан СЕРАЛИЕВ.

«Если говорить о различных инкубационных инициативах для стартапов, то они в основном проводятся централизовано в Астане и Алматы, и проходят в офлайн-формате, либо общие идут на весь РК. В этом же году было принято решение запустить программу Startup Orda для всех регионов страны», — поделился Актан Сералиев.

По его словам, спектр представленных проектов охватывал самые разные сферы: образование, электронную коммерцию, ИИ, сельское хозяйство, спорт, робототехнику, кибербезопасность, туристические услуги и др.

К участию были допущены как студенты, так и уже состоявшиеся предприниматели. В Шымкенте было подано более 80 заявок, из которых специальная комиссия отобрала 30. Отбор проектов велся по трем критериям: актуальность проблемы, качество решения и технологичность.

По информации организатора, за каждым стартапом, отобранным для участия в программе, был закреплен персональный трекер-ментор, который курировал его развитие на протяжении двух месяцев.

«Вначале самой программы ментор и авторы бизнес-идеи определили ключевые цели. Периодически они встречались и работали над развитием проекта, — объяснил Актан Сералиев. — Менторы — это, как правило, люди с большим опытом, которые уже отработали с 50–200 проектами».

Параллельно проходили обучающие воркшопы по различным блокам.

«Начиналось все с исследования клиентов. Важно найти болевую точку, которую получится решить тем или иным стартапом, продуктом. Далее шли блоки продаж, маркетинга, того, каким образом можно внедрять искусственный интеллект в свой проект. Прорабатывались юридические аспекты, потому что они тоже являются важной составляющей», — пояснил эксперт.

В качестве примера Актан Сералиев назвал проект маркетплейс-агрегатора стройматериалов и услуг с применением искусственного интеллекта, проект менеджера с ИИ нового поколения и проект для автоматизации процесса подсчета сельхозживотных на основе видеоаналитики ИИ.

Demo Day, на котором были подведены итоги, стал логическим завершением двухмесячной работы.

«Demo Day – это в первую очередь возможность для авторов проектов показать жюри, гостям и другим участникам, какую работу они проделали на Startup Orda за два прошедших месяца и продемонстрировать полученный результат. Это кульминация программы, где все делятся своими результатами, а специалисты дают свою обратную связь. Плюс для авторов, дошедших до финала, предусмотрены сертификаты об окончании программы, которые в будущем могут помочь с поступлением на другие аналогичные инкубационные программы», — отметил организатор.

Такой успешный финал напрямую связан с ключевой миссией программы. Актан Сералиев подчеркнул, что критически важно уделять внимание регионам, поскольку именно так инициативы, подобные Startup Orda, способствуют сбалансированному развитию IT-индустрии в стране.

«Цель программы можно будет считать достигнутой, если по ее окончании участники станут гореть желанием и дальше развиваться в этом направлении, увидят потенциал и перспективу для создания и вывода на рынок новых конкурентоспособных продуктов», — резюмировал Актан Сералиев.

Знания и опыт — главный капитал

Безусловно, успех амбициозной миссии Startup Orda по развитию региональной IT-экосистемы во многом зависит от упорства и опыта самих участников. Именно на этом важном аспекте акцентировал внимание региональный менеджер Shymkent Hub Курмангазы МУРАТОВ, давая оценку самой крупной инкубационной программе этого года.

Эксперт поделился реалистичным взглядом на перспективы региональных стартапов, отметив, что большинство идей несут в себе высокие риски, и именно поэтому главное, что дает программа, это знания.

«Возможно, большинство сегодняшних проектов не будут жизнеспособными. Может быть, даже какая-то часть участников не добьется успеха в ближайшие 2–3 года. Но у всех, кто попробовал свои силы в этой инкубационной программе останутся полученные знания и опыт, а также обратная связь с Shymkent Hub – и это самый ценный результат», — уверен Курмангазы Муратов.

По его мнению, именно этот фундамент поможет ребятам двигаться дальше, создавая новые, возможно, уже более успешные проекты.

«Окончательная жизнеспособность проектов проявится, когда они выйдут на рынок и у них будут успешные продажи. Если их продукт будет востребован, и им будет пользоваться большое число людей, если они будут зарабатывать, то они, скорей всего, выживут», — считает представитель Shymkent Hub.

Он отметил, что на старте, когда есть только идея, никто не может сказать наверняка об успешности будущего проекта — однозначный ответ даст только рынок.

«Были случаи, когда по всем признакам тот или иной проект казался успешным, способным обязательно «выстрелить», но в силу тех или иных причин он проваливался. И были обратные ситуации. Идеи, которые на первый взгляд, имели мало шансов на успех, в итоге его добивались. Именно поэтому, вне зависимости от их дальнейшей коммерческой судьбы, главный результат инкубационных программ — это знания и опыт, которые приобретают участники», — пояснил Курмангазы Муратов.

Оценку проектов на Demo Day проводили эксперты в области создания стартапов. Это гарантировало участникам максимально полезную обратную связь, необходимую для дальнейшего развития.

 

ИИ против медицинских ошибок

Теоретические знания и практический опыт, наработанные командами за два месяца в рамках Startup Orda, воплотились в конкретных разработках, представленных на Demo Day.

Одним из таких проектов стал Puls Ai — сервис на основе искусственного интеллекта, предназначенный для снижения медицинских ошибок. Его представил сооснователь компании «Puls Systems» Хуршид АРИПОВ, обозначивший социально-медицинскую проблему, которую решает разработка.

«Дело в том, что наши врачи сегодня сильно перегружены. Они должны учитывать огромный объем информации при принятии решения. Каждому врачу дается по регламенту 11–13 минут на каждого пациента, и в течение этого времени необходимо принять решение и принимать следующего пациента. Но это очень маленький промежуток времени», — отметил участник проекта.

Он пояснил, что Puls Ai — это медицинский ИИ-ассистент, который помогает врачу в постановке диагноза, маршрутизации пациента и назначении лечения. Система выдает персонализированный ответ по принципу «единого окна», учитывая весь необходимый объем информации, включая НПА и протоколы лечения Минздрава РК.

По словам Хуршида Арипова, Puls Ai уже имеет определенные результаты. Помимо того, что система внедрена в 10 частных клиниках на коммерческой основе, она также проходит пилотное тестирование в 13 государственных поликлиниках Шымкента. Самый ее впечатляющий результат связан с решением проблемы дефектов, которые влекут за собой штрафные санкции и финансовые потери для медицинских учреждений. Именно в борьбе с этой проблемой Puls Ai показал свою максимальную эффективность.

«Одна из поликлиник города дала статистику, согласно которой количество дефектов снизилось на 55%», — добавил Хуршид Арипов.

Кроме того, система предотвращает ошибки, блокируя действия, если видит несоответствие приказам. Команда «Puls Systems» сейчас находится на этапе привлечения инвестиций, чтобы масштабировать свое решение в рамках страны.

Несмотря на статус уже рабочего проекта, участие в Startup Orda принесло команде огромную пользу.

«Мы получили классный фидбэк от ментора, который нас все это время сопровождал. Нам было важно видение со стороны, а это был человек с опытом, который уже строил свои стартапы, привлекал деньги. И для нас, как для создателей нового стартапа, мнение такого человека было жизненно необходимым», — пояснил молодой предприниматель.

Хуршид Арипов подчеркнул, что команда позиционирует себя как компания, создающая решения на основе ИИ для здравоохранения, но, при этом, не ставит цели заменить врачей.

«Наша цель – облегчить их работу и создать для наших докторов лучшего помощника. Но конечное решение в любом нашем продукте зависит от врача», — резюмировал Хуршид Арипов.

 

ИИ-сканер против подделок и контрафакта

Еще одним проектом, который оптимизирует бизнес-процессы с помощью ИИ, стал проект Safeks. Над ним работают студентки шымкентского колледжа «Парасат» — Аида ЖАГИПАРОВА и Акерке ЖЕНИСЖАН.

Девушки сосредоточились на создании инструмента для проверки товаров на крупных онлайн-площадках.

«Мы работали над созданием модульного ИИ – инструмента, который выявляет статус риска на маркетплейсах за считанные секунды, — пояснила Аида Жагипарова. — Я сама работала на Wildberries и знаю, как работает эта система и где ее уязвимые места».

Акерке Женисжан подробно описала механизм работы их бота, точность которого составляет 8 из 10.

«Наш бот анализирует товар после того как вы загрузили на него ссылку. Он смотрит подделка это или нет, и насколько реализация такого товара законна. Бот ориентируется на описание, цену и отзывы. И определяет процент риска. После чего выносит заключение о том, стоит ли такой товар приобретать», — пояснила сооснователь проекта.

Необходимость в столь точном инструменте стала особенно очевидна после резонансной истории, когда вместо детских игрушек на макретплейсах обнаружили продажу запрещенных веществ. Бот Safeks разработан так, чтобы находить подобное несоответствие.

Для команды, которая пришла в программу с общей идеей, инкубатор дал четкое понимание построения бизнеса.

«На старте были только общие понятия о стартапе, но, приняв участие, мы поняли, как его разрабатывать. Оказалось, что это очень интересно, плюс много новых интересных знакомств. Получив сертификат об участии в инкубационной программе, мы продолжим работу над стартапом», — добавила Аида Жагипарова.

Текущий продукт (Telegram-бот) является начальной стадией и предназначен для пользователей. Стратегическая цель команды — внедрение B2B-решения для самих маркетплейсов.

«Планируем дальше работать напрямую с маркетплейсами. Если у них сейчас идет ручная модерация, то мы хотим внедрить с использованием ИИ. Тогда сократится время на модерацию: сейчас 5–10 минут, будет 1–2. Это экономия времени. Кроме того, наш бот дает супер-точные ответы», — подытожила Акерке Женисжан.

Итоги Demo Day продемонстрировали, что благодаря наставничеству и структурированию знаний, молодые команды способны создавать инновационные и конкурентоспособные продукты, готовые к масштабированию. И это служит ярким подтверждением того, что будущее отечественной IT-индустрии находится в руках талантливой и мотивированной молодежи регионов.

 

Последние новости