Тайны древнего искусства и работы реставраторов приоткрыла шымкентцам Элина Алтынбекова
В Шымкенте в рамках проекта QALAM прошла лекция «Тайны древнего искусства: от саков до Амира Темира» Элины Алтынбековой. Известный казахстанский реставратор и дизайнер, ведущий сотрудник научно-реставрационной лаборатории «Остров Крым» рассказала о том, как специалисты работают над сохранением и возрождением ценнейших археологических находок.
Как выглядела таинственная Уржарская жрица, жившая более двух тысяч лет назад на востоке современного Казахстана, что украшало стены дворца резиденции тюркских правителей VIII века, расположенной в Жамбылской области, в каком состоянии дошла до нас дверь туркестанского мавзолея, ведущая в усыпальницу великого суфийского поэта, философа и проповедника Кожа Ахмета Яссауи, жившего в XII веке? Так можно обозначить главные разделы шымкентской лекции известного казахстанского реставратора и дизайнера Элины Алтынбековой, которые она сама образно определила как «остановки».
Но, прежде чем тронуться в «путь», лектор немного остановилась на обзоре научно-реставрационной лаборатории «Остров Крым» (Алматы, Казахстан), ооснованной и возглавляемой легендарным казахстанским художником-реставратором Крымом Алтынбековым — заслуженным деятелем Казахстана, экспертом по реставрации археологических находок из различных материалов, автором ряда новых запатентованных методов реставрации, признанных мировыми учеными. Сама Элина Алтынбекова достойно продолжает дело отца. Она окончила Эрмитажную школу реставрации (Россия), стажировалась в Каире (Египет). Является соавтором реконструкции сарматской воительницы. Дизайнер всех книг лаборатории, куратор выставок, автор тренингов по реставрации, участник международных научных конференций.
Уржарская жрица
Специалисты лаборатории «Остров Крым» возвратили к жизни огромное количество археологических находок Казахстана. Самые известные реконструкции – Золотой человек, берельские кони, сарматский вождь, сарматская жрица, кимакский конь и другие. В числе наиболее значимых работ последних лет – воссоздание образа Уржарской жрицы (IV-III века до н.э.), найденной в 2013 году в давшем ей название Уржарском районе Восточно-Казахстанской области.
Благодаря многолетней многосторонней и кропотливой, практически ювелирной, работе коллектива реставрационной лаборатории удалось воспроизвести ее внешний вид и атрибутику захоронения по обнаруженным в каменном саркофаге останкам. Жрица была погребена со своими предметами работы: она лежала на ложе из трав и цветов, в руках у нее находился букет папоротника. Структура листьев папоротника повторяется и на головном уборе. Платок из красного китайского шелка был украшен изображением мифической птицы, растительным узором и зооморфным орнаментом. Костюм — также красного цвета — был сделан из местной шерстяной ткани.
Элина Алтынбекова подробно рассказала об истории самой находки, проведенной работе на месте раскопок и в лабораторных условиях, о том, как, изучая каждую деталь захоронения при помощи различных методов исследования, реставраторы по крупицам воссоздавали облик жрицы.
Так, например, вид тканей удалось определить при технологическом исследовании остатков текстиля. На красный цвет головного убора и костюма женщины «указал» химический анализ. В этом проекте Крым Алтынбеков первым в Казахстане применил рентгенографическое исследование для изучения археологической находки. И снимок черепа показал виднеющиеся тонкие металлические спирали, след от обруча короны, очертания золотой нашивки в виде фигурки сайги – остатки украшений головного убора женщины. Палеоботаника, в частности споро-пыльцевой анализ, выявила большое количество семян различных растений, в том числе лекарственных — кориандр, щавель, авран лекарственный, подорожник, дриада и другие.
Разрозненные элементы составили общий «комплексный» образ жрицы в реконструкции. «Реконструкция — это наша версия, — отметила лектор. — Самое важное, конечно, это оригинал. Но простому человеку это непонятно. Реконструкция — это способ показать, объяснить, представить находку простому человеку наглядно. Люди видят не истлевшие останки, а то, чем это могло быть и как это могло выглядеть благодаря реконструкции».
В целом консервация, реставрация и реконструкция жрицы шла с 2013 по 2018-е годы. Обо всем этом говорится в выщедшей в 2018 году книге Крыма Алтынбекова «Уржарская принцесса». В 2019 году Уржарская жрица стала центральным экспонатом выставки в Национальном музее РК в Астане.
Городище Кулан: глиняный декор дворца
Вторая «остановка» была на городище Кулан (VI век-начало XIII века), где в 2015 году при археологических исследованиях цитадели в одном из дворцовых помещений обнаружили панели резной глины на трех стенах. Созданные древними мастерами, в средневековье они украшали стены парадных комнат дворца и сегодня притягивают своей красотой и загадочностью.
Спикер поведала, какая работа была проведена по консервации и реставрации декоративной резьбы по сырой глине из цитадели средневекового городища. «Сначала была сделана попытка сохранения резного декора на месте, — сказала она. — Над помещением был построен навес, стены покрыты тканью и засыпаны грунтом. Но через два года были обнаружены значительные разрушения резного декора на локальных участках и ухудшение общего состояния поверхности резьбы».
Разрушение декора происходило и до вскрытия помещений — большая его часть утрачена до начала раскопок. По оценке археологов, на стенах сохранилась 1/6-1/8 часть декоративного убранства дворца, в общем это около 11 кв. метров. Причиной губительных изменений, как пояснила Элина Алтынбекова, стали водорастворимые соли, содержащиеся в грунте, а также в стенах помещений: «При высыхании стен после раскопок происходило движение влаги вместе с солями из глубины грунтового массива к поверхности, что привело к накоплению солей в штукатурном слое и его интенсивному разрушению».
Чтобы памятник не был утрачен окончательно, Крым Алтынбеков предложил решение – снять со стен панели резной глины для дальнейшего хранения в музейных условиях после выполнения лабораторной консервации и реставрации. Эта сложнейшая и трудоемкая задача была выполнена поэтапно в 2017 году. Непосредственно процессу предшествовала колоссальная подготовительная работа.
Чтобы отработать методы снятия панелей со стен и выбрать наиболее безопасные из них были созданы экспериментальные панели из идентичной оригиналу глины, проведена серия экспериментов. Затем укреплена лицевая сторона резной глины, обозначены границы, установлены поддерживающая опалубка, подложка и щит. После отделения фрагментов от стен расчищалась и укреплялась обратная сторона резной глины. Снятые фрагменты резьбы уложили в упаковочные ящики и перевезли в лабораторию.
Там после диагностики и исследования, укрепления пропиткой специальным раствором, удаления водорастворимых солей и позднейших наслоений, их собрали на новом основании. В процессе работ использовались как общепринятые методы реставрации монументальной живописи из археологических раскопок, так и собственные разработки научно-реставрационной лаборатории «Остров Крым». Так, новая технология консервации резной глины, сборки для крупных фрагментов не имеет аналогов и является ноу-хау.
В 2021 году отреставрированные панели передали в Национальный музей РК. В феврале 2022 года там состоялось торжественное открытие их выставки.
Мавзолей Кожа Ахмета Яссауи: дверь к святому
Третья «остановка» оказалась наиболее знакомой для южан. Речь шла о ренессансе резной двери туркестанского мавзолея Яссауи — консервации и реставрации двери в гурхану (усыпальницу) святого. Уникальная средневековая двустворчатая дверь является частью мирового архитектурного шедевра, она была сделана лучшими мастерами XIV века по заказу Тамерлана. Простояв на своем месте больше 600 лет, до начавшихся в 2018 году работ она не подвергалась научной реставрации, ранее был лишь кустарный ремонт.
Между тем, исследования выявили накопившиеся веками тревожные проблемы и вызовы. Орнаменты, надписи, резьба по дереву, богатая инкрустация были почти скрыты от глаз плотными слоями грязи, пыли и коррозии. В частности, на полотне двери были многочисленные трещины и деформации. Места утраченной инкрустации были заполнены неизвестной массой типа мастики более поздней работы, которая потрескалась и выпадала. Образовавшиеся на двери трещины когда-то пытались скрепить металлическими скобами, в месте их выпадения образовались сквозные дыры. Элементы резьбы имели сильные загрязнения, повреждения или разрушения.
«Скрининг» двери, междисциплинарный подход, использование различных видов и методов исследований позволили выявить нынешнее состояние двери и ее обрамления, обнаружить невидимые снаружи внутренние повреждения. Так, рентген показал наличие пустот, выведенных древоточцами – дверь была изнутри изъедена насекомыми-вредителями. В снятой металлической накладке с двери проявился рисунок, выполненный золотой и серебряной насечкой. И это только часть сделанных при работе с дверью в гурхану великого суфия открытий.
Работы по сохранению и возрождению двери и ее обрамления продолжаются, реставраторы прилагают все усилия для их приведения в почти первозданный вид. После завершения всех этапов реставраторы считают целесообразным разместить дверь из туркестанского мавзолея в музее.
«Для дальнейшего сохранения нельзя эксплуатировать дверь на первоначальном месте, — разъяснила мнение специалистов лектор. — Чтобы обеспечить ее сохранность, дверь следует поместить в изолированное помещение. Музеефикация двери гурханы требует отдельного помещения, отвечающего определенным требованиям. Если же вернуть ее внутрь мавзолея, она вновь окажется подверженной различным губительным факторам – перепады температуры и влажности, сквозняки, углекислый газ, выделяемый посетителями, многочисленные проникновения посетителей, древоточцы, птичий помет и т.д. И вновь придет в ужасное состояние».
Удачный формат
Слушатели лекции совершили не только увлекательное путешествие по трем «остановкам» — Уржарская жрица, городище Кулан, мавзолей Кожа Ахмета Яссауи. По ходу рассказа выступающая делала уместные и логичные «вставки», в которых разъяснялись важные для восприятия историко-культурного материала термины и понятия. Например, какие существуют источники знаний об истории, материальные артефакты, в чем разница между реконструкцией и реставрацией, что такое музеификация, для чего нужны музеи, какой путь проходит археологическая находка от раскопок до музея и т.д. Проводила также параллели с фактами и героями мировой истории.
Помимо информационно-просветительской наполненности, лекция Алтынбековой была визуально насыщена – на лэд-экране демонстрировалась презентация с множеством фотографий, картинок, схем, цитат, ссылок на видео. К другим достоинствам лекции можно отнести эмоциональную, очень живую манеру подачи материала, упор на интерактивность. Спикер активно работала с аудиторией, задавала много вопросов, уточняла и каждый раз получала ответы, к слову, почти всегда правильные. В общем, мероприятие в формате популяризаторской лекции вышло познавательным, обоюдоинтересным, ярким и вдохновляющим.
Известный шымкентский ученый, доктор исторических наук, профессор Александр Подушкин назвал лекцию Элины Алтынбековой замечательной и дал высокую оценку деятельности лаборатории. «Это — уникальный центр, — сказал он. — Впервые в Казахстане были поставлены на серьезную основу процессы реконструкции, реставрации, музеификации по археологическим данным серьезных артефактов и вещей. И создатель реставрационной лаборатории Крым Алтынбеков сразу поставил работу на такой уровень, что это достойно уважения».
QALAM и Шымкент
Лекция Элины Алтынбековой стала второй по счету в Шымкенте из проведенных в рамках проекта «Лекторий QALAM». Напомним, первую провела 20 апреля этого года известный казахстанский археолог и исторический реконструктор Эмма Усманова, она называлась «Амир Темир и тайна холма Алтыншокы». Первая шымкентская лекция прошла более чем успешно, вызвала восторг как слушателей, так и самой Усмановой. В частности, ученую восхитила аудитория, среди которой было много молодежи и детей. Эмма Радиковна призналась, что потрясена шымкентским детьми, их умными вопросами.
И это, как подтвердил продюсер проекта Юрий Дорохов, стало одной из причин выбора Шымкента для проведения здесь еще одной лекции. Всего в рамках проекта «Лекторий QALAM», запущенного весной этого года, было организовано девять лекций. Помимо Шымкента, они прошли в Туркестане, Караганде, Усть-Каменогорске, Семее, Уральске и Актобе. То есть множество других казахстанских городов проект еще не затронул.
«Шымкентская публика действительно была замечательной и очень благодарной, — отметил Дорохов. — Мы такого просто не ожидали. Особенно поразило, что было много детей. И они были так вовлечены, активно задавали вопросы. Шымкент считается кулинарной столицей Казахстана. Я бы сказал, что шымкентцы вполне могут претендовать на звание интеллектуальной столицы тоже, по крайней мере, столицы любознательности в Казахстане точно!»
Проект «Лекторий QALAM» предполагает проведение в городах Казахстана цикла лекций, посвященных истории и культуре Казахстана в рамках популяризации истории Казахстана, традиций и культуры казахского народа. Тематика и спикеры каждый раз разные и к региону намеренно не привязаны. Лекторий – часть большого мультимедийного проекта QALAM (сайт https://qalam.global) об истории и культуре мира, какими они видятся из Казахстана и Центральной Азии.
Шымкентская лекция — последняя в этом году. В следующем году проект лектория продолжится и, скорее всего, он расширит свою географию. «Пока я не могу это утверждать, — прокомментировал продюсер. — Сейчас мы прорабатываем вопрос организации лекций на 2025 год. Надеемся, что в списке городов лектория появятся новые». Но в том, что в нем обязательно будет Шымкент, Дорохов не сомневается.
Лаура Копжасарова
Фото Сергея Алексеенка и
лаборатории «Остров Крым»