Выбор редакции

Дроперство – это преступление

Проблема кибермошенничества требует системного и незамедлительного ответа, так как в преступные схемы все чаще вовлекается молодежь. В Шымкенте прошел масштабный форум «Кибералаяқтық: алдын алу, қорғау, жауапкершілік!», где правоохранительные органы и эксперты акцентировали внимание на уголовной ответственности за соучастие в мошенничестве. Стражи порядка подчеркнули: кажущийся «легким заработок» на сдаче банковских карт в аренду на деле является соучастием в преступлении.

Ирина ГАЛУШКО

Как мошенники вербуют молодежь в «дроперы»

Кибермошенничество в Шымкенте, как и в целом по Казахстану, остается острой проблемой и требует системного противодействия. Правоохранительные органы не только борются с транснациональными схемами, но и работают над тем, чтобы в них не вовлекались сами шымкентцы, особенно молодые люди.

Старший оперуполномоченный управления киберпреступности ДП Шымкента Азамат ЖАКСЫЛЫК рассказал, как именно работают схемы дроперства и почему в них попадает в основном молодежь.

«Мы ведем аналитику, выявляем дроперов и дроповодов. Дроперы — это те, кто предоставляет свои карты, через которые мошенники пропускают украденные деньги. Дроповоды, в свою очередь, принимают эти карты и продают их дальше в зарубежные страны, например, в Россию. Мы занимаемся раскрытием этих цепочек. Особенно тревожно то, что молодые люди, попадающие в поле зрения полиции, чаще всего являются не только пострадавшей стороной, но и участником мошеннических схем. Статистика показывает, что примерно 70% дроперов – это ребята 19–20 лет, которых заманивают объявлениями о легком заработке. Остальные – люди пожилого возраста, которых вводят в заблуждение обещанием несложной подработки в качестве стабильной добавки к пенсии», — поделился Азамат Жаксылык.

По словам оперуполномоченного, в числе прочего, мошенники используют простую, но эффективную схему. Они предлагают молодежи «арендовать» у них их банковскую карту. Сумма аренды может составлять 5 тыс. тенге в день, или же достигать 20–30 тыс. тенге за 2–3 дня. Такая разница в оплате связана с тем, что эффективная дневная ставка при краткосрочной аренде может увеличиться до 10 тыс. тенге, что соответствует периоду максимального риска и активного прогона украденных средств. При этом мнимые работодатели утверждают, что занимаются криптовалютой и что все переводы легальны.

«Молодежь думает, что это такая нетрудная работа. А за это время через их карту нелегально могут провести несколько миллионов украденных средств. Были случаи вовлечения несовершеннолетних, которые отдавали карту по незнанию или увидев в интернете предложение о заработке», — пояснил Азамат Жаксылык.

Учитывая скорость, с которой мошенники выводят средства, эксперт подчеркнул критическую важность быстрой реакции и дал четкий алгоритм действий.

«Что человек должен сделать, столкнувшись с мошенничеством? В первую очередь, позвонить на телефон 102 и зарегистрировать заявление. И временной фактор в этом случае имеет большее значение – чем быстрее потерпевший обратится, тем выше шансы на успех», — добавил полицейский.

Говоря о трансграничном характере преступлений, Азамат Жаксылык затронул ключевые сложности.

«В основном криптобиржи находятся за границей, на островах. И контакт затрудняется, сложно бывает получить ответы на свои запросы. Но шансы на раскрытие таких преступлений есть», — пояснил сотрудник Киберпола.

Параллельно с раскрытием сложных трансграничных схем особое внимание уделяется профилактике и пресечению вовлечения в них молодежи.

Именно для этой целевой аудитории (школьники и студенты), которую заманивают легким заработком, на форуме прозвучало ключевое предупреждение: с 16 сентября текущего года вступила в силу новая норма, внесенная в Уголовный кодекс, которая сделала передачу банковских карт уголовно наказуемым деянием.

«Мы собрали здесь студентов города, чтобы они знали: передача своих счетов третьим лицам является уголовно наказуемым деянием. Также мы объясняем, что с принятием нового закона за дроперство они будут привлечены к уголовной ответственности и могут получить реальные сроки», — подчеркнул Азамат Жаксылык.

По словам полицейского, такие встречи проходят в колледжах и вузах Шымкента регулярно. Однако, несмотря на все предупреждения, угроза кибермошенничества остается высокой.

Участвовавшая в форуме студентка высшего колледжа новых технологий им. Манапа Утебаева Ангелина АБДУЛЛИНА подтвердила, что предложение «заработать» через карту — это широко распространенная практика в молодежной среде. Но она считает, что куда опаснее сами методы психологической манипуляции.

«О дроперстве я не только слышала, но и сталкивалась не раз. Был случай, когда в соцсетях человек пытался втереться ко мне в доверие, говорил, что знает моего папу, что у папы проблемы и ему нужна помощь. В Telegram и WhatsApp мне писали: «Доча, я сменил телефон, можешь мне скинуть денег…», но потом выяснялось, что писали это совсем незнакомые люди. Взламывали аккаунты моего родного человека, и под его видом просили деньги, карточку. Зная, что этот человек был в России и не попросил бы у меня денег, я начала задавать контрольные вопросы. Например, спрашивала: какого я года рождения? И эти люди сразу исчезали», — рассказала девушка.

Она также отметила, что особую опасность представляют схемы, где используется подмена голоса.

«Был случай, когда взломали аккаунт моей бабушки и со мной связались с ее номера со словами: «Давай я тебе сейчас переведу денежку, а ты переведи ее на другую карту». Причем голос был точь-в-точь как у моей бабушки. Но я, все же поняла, что это мошенники. А потом сама созвонилась с бабушкой и объяснила, как себя вести, если будут подобные звонки, со мною связанные. Я ей сказала: «Просто задай вопрос про меня». Бабушка задала личный вопрос, и злоумышленники не смогли ответить», — добавила Ангелина.

По словам девушки, она старается как можно чаще говорить с пожилыми родственниками об этих схемах и предупреждать их.

«Надо быть осторожными, потому что мошенники и голос меняют, и данные все узнают. Могут сказать, что попали в аварию близкие, а затем требуют немедленно перевести им крупную сумму денег, чтобы «решить вопрос»», — пояснила Ангелина Абдуллина.

Студентка также привела пример своего знакомого, который чуть не стал жертвой дроперства.

«Мой знакомый, которому предложили подзаработать на передаче банковской карты, решил со мной посоветоваться. Я сразу сказала, что это мошенничество и за это потом посадят, показала ему статью закона на телефоне. Но я знаю случай, когда подруга моей сестренки попалась на дроперстве. У нее были проблемы, и она согласилась дать свою карту на день, за что ей заплатили 40 тыс. тенге. Потом за ней приехала полиция и забрала в участок», — добавила студентка.

К счастью, по карте девушки вышли на настоящих злоумышленников, и, благодаря активному сотрудничеству со следствием, дело в отношении нее не возбудили, ограничившись предупреждением. Однако этот случай стал наглядным уроком: даже минимальное соучастие может стоить свободы.

 

«Служба безопасности» и ложная посылка

Заместитель начальника управления по противодействию киберпреступности ДП Шымкента, подполковник полиции Шынгыс ЖАЙЛАУБЕК рассказал, какие именно приемы аферистов остаются актуальными и как они постоянно модифицируются.

По словам Шынгыса Жайлаубека, несмотря на все предупреждения, самой актуальной остается давно известная схема, основанная на звонках от лжесотрудников служб безопасности банков.

«В настоящее время самым распространенным видом мошенничества являются звонки из банков. Мошенники представляются сотрудниками финансовых учреждений и говорят о том, что неизвестные взяли кредит, или что по счету произошло подозрительное движение денег. Да, эта схема не новая, но на нее постоянно попадаются доверчивые казахстанцы. Не в последнюю очередь из-за того, что мошенники ее время от времени модифицируют. Аферисты стали звонить с номеров, похожих на 1414 (e-gov), или представляться сотрудниками газовой службы или Водоканала. Они сообщают, что в квитанции допущена ошибка, и под этим предлогом просят продиктовать СМС-код для «корректировки», — добавил полицейский.

Еще один крайне распространенный прием — ложная «посылка» с «Казпочты».

«Мошенники звонят и сообщают о прибытии посылки или бандероли. Для вызова курьера они просят назвать 4-значный код, который якобы придет человеку с номера 1414. Он действительно приходит с e-gov, но на самом деле этот код — пароль для смены доступа к личному кабинету жертвы. Назвав его, человек фактически передает мошенникам пароль. При этом e-gov к мошенническим схемам не причастен», — пояснил Шынгыс Жайлаубек.

Эксперт отметил, что кроме телефонных звонков, мошенники активно переносят свою деятельность на интернет-платформы и мессенджеры. К ним относятся лжеторговля — когда человек представляется продавцом несуществующего товара на маркетплейсах (OLX, Kolesa), а также рассылка фишинговых ссылок, где злоумышленники объявляют о выигрыше и просят перейти по ссылке в WhatsApp.

По словам полицейского, самый опасный сценарий — это получение полного контроля над телефоном, который является конечной целью фишинга.

«Человек по незнанию переходит по ссылке, и тем самым блокируется телефон, а его данные воруются. Злоумышленники получают полный доступ к телефону в корыстных целях. А при его наличии они могут управлять им дистанционно, находясь в любой точке мира. Они могут снять деньги с карты или даже отправить заявку на кредит, перехватив код подтверждения», — добавил эксперт.

 

Технологический щит

Последствия мошеннических схем измеряются не только в количестве обманутых граждан, но и в колоссальном финансовом ущербе в масштабах всей страны. По данным IT-специалистов, только за 2023 год ущерб от кибермошенничества составил 44 миллиарда тенге. За первую половину текущего года эта сумма уже достигла 25 миллиардов, демонстрируя опасную тенденцию к росту. Столь масштабные преступления требуют незамедлительного технологического прорыва и создания интеллектуальных систем защиты.

На форуме «Кибералаяқтық: алдын алу, қорғау, жауапкершілік!» представители IT-индустрии Казахстана представили собственное технологическое решение, которое должно усилить линию обороны. Представитель Kazdream IT Holding Уайс ЕРЕКЕШ презентовал новую Национальную систему противодействия кибермошенничеству на основе генеративного искусственного интеллекта.

«Мы прошли большой отборочный этап и предложили проект, который нашел поддержку в Правительстве для дальнейшей его разработки и внедрения. Наша задача – заменить рутинную работу человека для выявления аномалии в сетях», — заявил Уайс Ерекеш.

Система направлена на превенцию и реагирование на все виды преступлений, связанных с особенностями интернет-трафика и телеком-возможностей, включая подмену номеров и СМС.

«Система работает следующим образом. Искусственный интеллект постоянно изучает телеком-данные и ищет любые аномальные события. Например, ИИ определяет, что человек никогда не был в Гватемале или Монако, но получает оттуда подозрительный звонок. Это первый тревожный сигнал. Далее наступает этап мгновенного реагирования: ИИ обрабатывает все данные за критические 10 секунд и проверяет, не осуществляется ли параллельно этому звонку попытка манипуляции с карточными счетами в банках второго уровня. Если риск подтверждается, система немедленно отправляет уведомление банку: «Обратите внимание на то, что есть риски со счетом данного физического лица». Таким образом, банк получает возможность блокировать счет, чтобы деньги не успели уйти», — пояснил эксперт.

Подобная технологическая готовность, позволяющая превентивно блокировать средства, является ключевым элементом, но лишь частью комплексной стратегии противодействия, которая невозможна без повышения осведомленности граждан и профилактической работы с молодежью. Только такое объединение усилий гарантирует финансовую безопасность казахстанцев.

Последние новости