Такова директорская установка для каждой из традиционных предметных олимпиад в шымкентской школе «Арофат». А так как с коллективом и родителями Роза Викторовна Пак на одной волне, то все рады стараться. Вот и очередная неделя русского языка и литературы снова заставила многих гостей и взрослых задуматься над тем, а знаем ли мы эти предметы лучше, чем воспитанники этой школы?
В прошлом году с коллегой Алисой Масалевой мы на вопросы викторины ответили. А в нынешнем со мной рядом была лишь телефонная подсказчица Алиса. Спрашиваю: сколько пословиц и поговорок в русском языке? Отвечает – одни ученые говорят 10 тысяч, другие – более 30 тысяч.
На вопрос самые популярные? Ответ: «Без труда не вынешь рыбку из пруда», «Ученье – свет, а неученье – тьма»… Нет, арофатовцы не смогли бы выбрать такой простой путь. Уже по первому дню недели стало понятно, что вместе с преподавателями ребята погрузились в серьезный поиск. И Планета поговорок, пословиц, скороговорок, загадок русского языка открыла для всех неисчерпаемые свои кладовые. Вот и ходили мы от стола к столу, от стенда к стенду, разговоры разговаривали с ребятами и учителями, наряженными в прекрасные русские народные костюмы. В конкурсах участвовали, получая новые знания, а наиболее активные – еще и сладкие подарки. А у тех, кто оказался не в теме, по усам текло, да в рот не попало.
Но ведь это не страшно, когда на второй день у тебя появляется возможность посетить «Литературную гостиную» и вдоволь насладиться вкусной поэзией любимого детского писателя С. Маршака, узнать много нового из его биографии. Задуматься, а не с себя ли он писал образ человека рассеянного с улицы Бассейной? Ведь по воспоминаниям Чуковского, «поэзия для Маршака была страстным увлечением, даже одержимостью».
Не спорим. Просто читали с детства и продолжаем читать своим детям и внукам такие звонкие, легко запоминающиеся строки про даму и ее багаж, про Робин Бобина, про котенка, который так и не захотел стать ребенком для своей маленькой хозяйки. О сколько их, понятных и дорогих сердцу, написал этот поистине детский писатель. Но как выяснилось в ходе литературного монтажа, каждое его слово несет воспитательный посыл. И потому так созвучно этой школе, одним из девизом которой стали слова «Воспитываем, обучая». Почему не «обучая, воспитываем», предлагаю подумать вам, дорогие читатели. Есть, как говорится, нюанс.
Для тех, кто пришел на праздник, это не секрет. Им учителя щедро делились на открытых и нестандартных уроках на третий день недели: «Мои любимые сказки», «Синонимы и антонимы, «Экономное использование времени», «Составление словосочетаний и предложений с именами существительными», на методическом семинаре «Формирование и развитие грамотности учащихся на уроках русского языка и литературы».
А что дает владение таким инструментом, как слово, лучше всего продемонстрировали участники конкурса ораторского мастерства «Писатель до тех пор писатель, пока его читают». Девяти- и десятиклассники, воспитанники русоведов Л. Нурлыбаевой и Н. Роговой с успехом справились с заданием и подтвердили слова Сократа, о том, что «главной задачей подлинного красноречия является установление истины, а не умение оратора убедить аудиторию в чем угодно».
П. Милешина и К. Диасбек решили сделать это с «помощью» В. Даля, М. Сейдазимова – И. Тургенева, а А. Шаймаханова и В. Чугунова — самого Ф. Достоевского. Признаюсь, такой темы, как « Достоевский – это поэзия чистого сердца» не было даже в моей университетской программе. Я была просто поражена глубокими познаниями участников конкурса. Представьте только, какого качества абитуриентов для филфака готовит эта школа! Да и ораторское искусство здесь тоже входит в планы обучения и конкурса на обладание стипендии учредителя. Ежегодно ее удостаиваются по сорок ребят. Не постеснялась сесть за «парту на уроки ораторского мастерства» и сама директор школы, и без того всегда выступающая ярко, нестандартно, профессионально, умеющая убедить аудиторию. В итоге в ее напутственных словах при открытии и закрытии недели всегда есть подсказки для новых тем творческого содружества школы, детей и родителей. При подготовке к последней родители сшили замечательные костюмы для морячек — моряков. Благодаря участию их в осенней школьной ярмарке школа обзавелась русскими народными костюмами и теперь не надо платить за их аренду. Я уже молчу о тех нарядах, которые с выдумкой и большой фантазией шьют мамы и папы(!) к многочисленным праздникам. И эта атмосфера сотворчества и формирует школьную ауру в целом, где все дети талантливые, умные, а главное — любимые.
А в этом и кроется главный секрет – почему у коллектива и ее директора всегда все получается на высшем уровне.
Таким стал и последний день недели. Все самые лучшие комплименты сказке «Конек-Горбунок», самому главному и самому запоминающемуся ее событию. Поставлена она не совсем по Ершову. Потому что творчество и креатив в школе всегда приветствуются. И когда после очередного «нашествия» непонятного врага рожь на поле снова оказывается помятой, умный сын предлагает царю огородить поле и установить по периметру камеры наблюдения. А Иван-дурак настаивает на своем — мол, как исстари заведено было, сами охранять станем, есть-спать не будем. Мог бы поддержать умного сына советник царя, но зависимость к интригам оказалась сильнее. Пусть дурак опростоволосится! Ну как вам такое прочтение и такой поворот сюжета?
А дальше, как говорится, ни в сказке сказать, ни пером описать. Проштрафившегося Ивана царь с подачи коварного советника то за жар-птицей посылает, то за красой девицей на дно морское, то предлагает первому испытать силу котла с кипящей молодильной водой! Ну, понятное дело, что сказка хорошо кончается. Добро побеждает зло. А ощущение чуда не проходит. А все потому, что мы смотрели не просто сказку, а сказочный мюзикл с оригинальными песнями и танцами, сказочными декорациями. Браво-брависсимо всем, чьи фамилии «спрятались» в программке под псевдонимом «учителя начальных классов».
Не только ребята, но и мы, зрители стали чуточку умнее за эти насыщенные поэзией и прозой пять дней. А впереди новое. Переходящий символ недели русоведы передают преподавателям естественных наук. Так что удивительным открытиям продолжаться! И так будет всегда, пока во главе школы стоит самый креативный директор со своей такой же командой!
Нина КАЗОРИНА