В Шымкенте продолжается масштабная работа по развитию и совершенствованию системы обязательного социального медицинского страхования (ОСМС), которая уже стала ключевым элементом социальной политики и одним из основополагающих инструментов обеспечения граждан бесплатной и качественной медицинской помощью. Заместитель начальника управления здравоохранения города Бахытжан Абдуллаев и заместитель директора филиала Фонда социального медицинского страхования по городу Шымкенту Арапкуль Избасарова рассказали о текущем состоянии ОСМС в регионе, а также озвучили итоги прошедшего года и обозначили планы на перспективу.
Байзак АСЫЛБЕКОВ
Говорят цифры
С начала 2025 года более 1 миллиона жителей Шымкента, а это свыше 80% населения города, охвачены системой медицинского страхования. Однако при этом остаётся порядка 237 тысяч незастрахованных граждан, и особенно тревожит тот факт, что более 56 тысяч из них относятся к социально уязвимым слоям.
Примечательно, что с начала внедрения ОСМС в Казахстане охват населения по Шымкенту демонстрирует устойчивую положительную динамику. Так, если на начало 2024 года количество застрахованных составляло 935 тысяч человек (около 75% от общего населения города), то к маю 2024 года этот показатель вырос до 927 579 человек (82,1%).
Однако к январю 2025 года произошло некоторое снижение, охват составил 78,5% или 923 467 человек. Это снижение эксперты связывают с ростом миграционной активности, нестабильной занятостью среди молодёжи, а также слабой информированностью определённых категорий населения о своих обязанностях и правах в рамках ОСМС.
При этом важно понимать и то, что количество граждан, не получивших страховку, напрямую влияет не только на уровень медицинской защищенности населения, но и на устойчивость самой системы. Получается, чем выше доля активных участников, тем больше ресурсов аккумулируется в фонде. А это значит, что тем шире спектр услуг, которые могут быть предоставлены бесплатно.
В целом, за 2024 год из средств Фонда социального медицинского страхования на медицинские услуги для жителей Шымкента было направлено 61,7 миллиардов тенге, что на 10,9% больше по сравнению с 2023 годом. Общие расходы на здравоохранение города в 2024 году составили 134,2 миллиарда тенге. Это говорит о растущем объёме инвестиций в здоровье населения, что, в свою очередь, отражает приоритетность этой сферы на уровне как государства, так и местных исполнительных органов.
Доступность высоких технологий
Особенно значимым элементом системы ОСМС являются высокотехнологичные медицинские услуги (ВТМУ), включающие сложные и дорогостоящие вмешательства.
В 2024 году в Шымкенте было оказано около 1 500 таких услуг, включая трансплантацию почек, печени, сердца. Стоимость одной такой операции может превышать 10 миллионов тенге, и всё это покрывается из фонда, что делает доступным такое лечение для обычных граждан, которые без страхования вряд ли смогли бы себе его позволить. В начале 2025 года уже оказано более 300 ВТМУ, что говорит о стабильно высоком спросе и уровне доверия населения к системе.
Сегодня в Шымкенте большое внимание уделяется и реабилитационным услугам. Так за 2024 год их было оказано более 400 тысяч, а финансирование в этом направлении выросло с 1,1 миллиарда тенге в 2019 году до 4,5 миллиарда в 2024. Это особенно важно в условиях постковидного восстановления, увеличения числа хронических заболеваний и старения населения. Также более 8 миллионов консультативно-диагностических услуг были предоставлены в течение года, что свидетельствует о росте доступности и превентивного характера медицины.
Одним из значимых достижений стало расширение числа медицинских организаций, подключенных к системе ОСМС. К концу 2024 года в городе было зарегистрировано около 190 таких организаций, из них 34 государственных и 156 частных. Всё это даёт жителям свободу выбора и конкуренцию в качестве услуг.
Особенно активны частные стоматологии, 68 учреждений оказывают услуги через ОСМС, что позволяет многим пациентам получать необходимую помощь без лишних затрат.
Вопросы и решения
Однако на фоне позитивных показателей остаются и вызовы. Так, за 2024 год было выявлено свыше 300 тысяч нарушений, связанных с предоставлением медицинских услуг, наложены штрафы на сумму 1,9 миллиардов тенге. В прошлом году поступило более 1500 жалоб от населения, из которых значительная часть касалась качества обслуживания, отказов в приёме и несвоевременного обеспечения медикаментами. Это свидетельствует о необходимости не просто наращивать объёмы финансирования, но и усиливать контроль качества, прозрачность работы медицинских учреждений и ответственность поставщиков услуг.
По словам Бахытжана Абдуллаева, необходимо углублять цифровизацию процессов, внедрять автоматизированные системы мониторинга, чтобы каждое обращение гражданина находило быструю и справедливую реакцию. Арапкуль Избасарова подчеркнула важность системы «Saqtandyry», которая упростила взаимодействие между Фондом и медорганизациями, повысила эффективность расчётов и позволила лучше планировать расходы.
По словам спикеров, в 2025 году вступают в силу изменения в законодательство об ОСМС. Теперь местные исполнительные органы будут обязаны выплачивать взносы за граждан, находящихся на уровне социального благополучия D и E. То есть тех, кто находится в кризисной или экстренной жизненной ситуации. Это не только расширит охват, но и повысит ответственность акиматов за социальную поддержку.
Также внесена важная корректировка, благодаря которой граждане, уплачивавшие взносы не менее пяти лет подряд, теперь смогут сохранить статус застрахованного в течение шести месяцев при временной приостановке платежей — вместо прежних трёх месяцев. Это решение особенно актуально для тех, кто оказался без работы или в трудной жизненной ситуации. В то же время им всё же придётся в дальнейшем погасить задолженность.
Что нас ждет
С 2026 года в Казахстане стартует масштабная реформа системы здравоохранения, предполагающая переход к единому пакету медицинской помощи, призванному устранить дублирование между ТМПП (гарантированный объём бесплатной медицинской помощи) и ОСМС (обязательное социальное медицинское страхование). Эта реформа стала результатом системного анализа, проведённого Министерством здравоохранения совместно с международными экспертами, и направлена на кардинальное повышение эффективности, прозрачности и доступности медицинских услуг в стране.
Основная идея единого пакета — объединение и упорядочение всех медицинских услуг в единой системе, которая будет базироваться на доказательных медицинских подходах и актуальных потребностях населения. Фактически речь идёт о переходе к более справедливой модели, где основное внимание уделяется профилактике, ранней диагностике и лечению социально значимых заболеваний, независимо от страхового статуса пациента. Одним из центральных элементов нового подхода станет расширение программы онкологических скринингов.
До сих пор диагностика онкологических заболеваний в основном предоставлялась в рамках ОСМС, что ограничивало доступ к услугам для незастрахованных граждан. В рамках нового единого пакета онкоскрининги станут доступны абсолютно всем казахстанцам, и это может стать переломным моментом в борьбе с онкологией в стране. Сегодня в рамках ТМПП гарантируется диагностика лишь двух заболеваний — туберкулёза и ВИЧ. Остальные социально значимые болезни, такие, как диабет, гипертония, онкология, гепатиты, находятся в рамках ОСМС.
Таким образом реформа уравнивает доступ к раннему выявлению заболеваний и даёт шанс на своевременное и эффективное лечение миллионам граждан.
Одним из ключевых вызовов системы ОСМС в прежние годы было её финансовое неравновесие, вызванное одновременной реализацией дублирующих функций с ТМПП. Новый подход предусматривает перераспределение ресурсов, отказ от дублирования, а также внедрение более точной системы ценообразования на медицинские услуги. Это означает увеличение эффективности расходов, повышение прозрачности финансовых потоков и приближение к модели реального медицинского страхования, где ресурсы собираются и распределяются с учётом актуальных рисков и потребностей. Таким образом, реформа может стать поворотной точкой на пути к устойчивой и самофинансируемой модели здравоохранения.
О приоритетах и здоровье населения
Переход к единому пакету медицинской помощи — это не просто административная реформа, а фундаментальное переосмысление роли государства в сфере здравоохранения. От модели фрагментированной помощи и социального неравенства к целостному, профилактическому, справедливому подходу. Если реформа будет реализована последовательно, прозрачно и с учётом реальных потребностей граждан, Казахстан может стать примером для других стран региона, демонстрируя, что здоровье населения — это не расход, а инвестиция в устойчивое будущее. Спикеры отметили, что подходы к организации бесплатной медицинской помощи существенно различаются от страны к стране, отражая не только уровень экономического развития, но и приоритеты национальных систем здравоохранения, исторически сложившиеся модели финансирования и актуальные эпидемиологические вызовы.
Так, по их словам, в России в единый государственный пакет медицинской помощи включены такие жизненно важные направления, как санитарная авиация — особенно актуальная для удалённых и труднодоступных регионов страны. А ещё лечение ВИЧ/СПИДа, инфекций, передающихся половым путём, туберкулёза и психических заболеваний. Это подчёркивает высокий уровень внимания к социально значимым заболеваниям и стремление государства минимизировать риски для здоровья населения в уязвимых категориях.
Как подчеркнули чиновники от здравоохранения, в Эстонии система здравоохранения также охватывает лечение ВИЧ, инфекционных заболеваний и психических расстройств. Демонстрируя тем самым схожие приоритеты с Россией, но с более выраженным акцентом на инфекционный и психиатрический профиль. При этом в Литве, как отмечают эксперты, бесплатная медицинская помощь сосредоточена преимущественно на оказании экстренной помощи, что может говорить о сдержанном бюджете на здравоохранение или же о специфике страховой модели, в которой государство подключается лишь в критических ситуациях.
Говоря о странах Западной Европы, спикеры обращают внимание на то, что в Германии и Нидерландах государственные гарантии охватывают в основном услуги по сестринскому уходу, что связано с развитой системой страховой медицины, где большая часть расходов покрывается индивидуальными полисами, а государственное вмешательство осуществляется лишь в случаях длительного или паллиативного ухода. Всё это, по мнению докладчиков, подтверждает одно. Несмотря на значительные различия в объёмах и приоритетах, почти везде наблюдается стремление обеспечить хотя бы базовую экстренную медицинскую помощь и защиту наиболее уязвимых групп населения. Будь то пациенты с тяжёлыми инфекциями, психическими расстройствами или люди, находящиеся в условиях ограниченного доступа к медицине. Такой сравнительный взгляд позволяет лучше понять, как разные государства расставляют акценты в здравоохранении и какие модели оказания бесплатной помощи считают наиболее эффективными в условиях своих реалий.