Хочу порадоваться за мою героиню Гульжан Нурбековну Досыбаеву. В День медицинского работника ей был вручен знак ««АЛТЫН ДӘРІГЕР»». Золотой врач и золотой человек — так говорили о ней давно. Но теперь звание золотого врача у нее официальное. И еще в этом году она удостоена очень редкой награды – медали «За героизм и патриотизм» им. Маншук Маметовой. Ею награждаются только выдающиеся женщины страны. Как в наши дни становятся героем?
Нина КАЗОРИНА

Коротко о героине
Гульжан Нурбековна Досыбаева — «Отличник здравоохранения РК», доктор медицинских наук, ассоциированный профессор РК, член-корреспондент Российской академии естествознания. После окончания Карагандинского государственного мединститута и интернатуры трудовой путь начинала врачом-терапевтом медсанчасти «Фосфор». Проработала здесь 12 лет. Последние четыре — с 2013-го — была директором клиники МКТУ им. Ясави. В 2015-м по результатам Национального бизнес-рейтинга РК клиника была признана «Лидером отрасли», а ее директор — лучшим руководителем года.
Ныне Гульжан Досыбаева — заведующая кафедрой «Врач общей практики» Южно-Казахстанской медакадемии.
— Гульжан Нурбековна, какие чувства переполняют в этот урожайный для вас на награды год?
— Обе медали стали для меня совершенно неожиданными. Особенно – «За героизм и патриотизм». Подумать не могла, что столько лет спустя будет оценена моя борьба за сохранение в городе поликлиники МКТУ, более известной в народе как фосфорная больница.
— Больницу вы отстояли. Но сами лишились… должности. Об этом мне первым рассказал бывший ваш шеф Иманали Оспанович Байдаулет: «Эта женщина совершила подвиг. А ее… наказали. Разве это справедливо? Почему вы, журналисты, не пишете о них?» Я хочу напомнить нашим читателям, что вы боролись не только за сохранение клиники и ее коллектива, но и за каждого из 58 тысяч жителей нескольких микрорайонов, прикрепленных к ней. Но это все в прошлом. А в 2024 году больница отмечала 45-летие. И самой дорогой гостьей на празднике были именно вы. Какие впечатления у вас о юбилее? О новой больнице?
— Самые теплые. Так случилось, что моя трудовая и научная деятельность прочно связаны с медсанчастью «Фосфор», ставшей потом клиникой МКТУ. Здесь я начала работать, росла по служебной лестнице, всерьез занялась наукой.
Я очень рада, что судьба подарила мне шанс работать с настоящим подвижником в медицине, оказавшим огромное влияние на мое становление как специалиста, ученого и организатора, Иманали Оспановичем Байдаулетом. В коллективе, который сплочен был его девизом «Нет ничего на свете выше миссии лечить людей. Но она не каждому по плечу». Он лично подавал нам пример бескорыстного и самоотверженного отношения к делу. Все 35 лет своего директорства.
— Он не зря отзывался о вас, как о лучшей своей ученице. Ведь за все четыре года вашего директорства не было ни одной жалобы на грубость, непрофессионализм, врачей, медсестер. Не зарегистрировано ни одного случая материнской смертности или смерти пациента по вине врача. Ни одного факта коррупции! Ни одного случая нецелевого расходования средств.
— Все это — школа Байдаулета. Он считал белый халат врача символом чистоты и высокой нравственности нашей профессии. Не запятнать его — честь. На этом принципе было воспитано не одно поколение врачей. Неизменным оставалось и наше кредо «Лечить всегда!» А в экстренных случаях брать ответственность на себя. Помню бессонные ночи, ночные вызовы на работу и собираемые немедленно консилиумы, были даже вылеты срочные в Алматы, когда для спасения роженицы требовалось дефицитное лекарство. Никто не жаловался, не заикался о доплатах. Понимал, что от каждого может зависеть жизнь пациента.
Кстати, это лечебное учреждение не раз меняло свой статус. Но в народе его по-прежнему называют «фосфорной». Я думаю, что это своеобразное признание народом большого вклада завода, всего нашего коллектива и каждого его сотрудника, сделавших медсанчасть «Фосфор» столь узнаваемой.
Как и положено «гиганту большой химии», ЧПО построило санчасть с размахом. По занимаемой площади она вошла в число самых крупных в городе. При плане 500 приемов в смену взрослых и 200 детей фактически мы принимали намного больше пациентов. Благодаря ПО «Фосфор» в 1989 году в нашей больнице появились первые в городе аппараты УЗИ и японский фиброгастроскоп. Имели современное оснащение и лаборатории, и лечебные отделения.
— Помню, в 1979 году мы писали о создании уникального тогда отделения для обследования и лечения рабочих промпредприятий с профзаболеваниями.
— Да, в свое время это был инновационный прорыв в медицине. Впервые велась фундаментальная научная программа по изучению вредного воздействия желтого фосфора на здоровье работников отрасли. Большой импульс ей придавало плодотворное сотрудничество клиники с НИИ краевой патологии из Алматы. На нашей базе проходили республиканские семинары-совещания. И не только по желтому фосфору. До нас никто так же фундаментально не изучал вредное воздействие свинца, урана, пестицидов, употребляющихся при выращивании хлопка.
— А не мешала ли врачу увлеченность наукой заниматься своим делом — лечить больных? А то ведь многие и сегодня настаивают на разделении этих сфер. Что показывает ваш опыт?
— Под руководством И. Байдаулета с 2000 по 2003 годы было проведено глубокое и всестороннее исследование по вредному влиянию фосфора на здоровье работающих в так называемых вредных цехах. Итогом этих исследований стало не только научное обоснование патогенеза формирования и расстройства нервной системы, но и запатентован способ диагностики подобных заболеваний, который стал хорошим подспорьем для врачей-практиков.
Еще один пример исследований, в которых я лично принимала участие: влияние свинца на здоровье детей в восьми городах страны, в том числе и в Шымкенте. Было обследовано 1100 дошколят, сделано 800 замеров загрязнения почвы. Не буду перечислять темы научных работ, которые были написаны после исследований и хорошо приняты на международной конференции по медицинской экологии.
Можно привести немало эффективных исследований и в области хлопководства.
— Если мне не изменяет память, то тема вашей докторской диссертации была связана с исследованием заболеваемости органов пищеварения у работников хлопкового кластера. И в своем отзыве ваш оппонент д.м.н. профессор Кемеровской медакадемии В. Семенихин признал, что за последние 20 лет — это единственная работа в СНГ, в которой впервые проведена комплексная оценка взаимодействия на организм сразу нескольких факторов. И она будет востребована и наукой, и практикой. В общем-то так и получилось. Вы написали достойный труд. Хочется верить, что со временем будет вновь открыто и отделение профпатологии.
— Я тоже надеюсь, что отделение профпатологии далеко не исчерпало всех своих возможностей. И особенно востребовано будет в рамках нового направления – медицинская экология.
— Когда медсанчасть «Фосфор» стала чуть ли не единственной университетской клиникой в стране (МКТУ), прогрессивно настроенный И. Байдаулет, видевший такие за рубежом, считал, что новый статус откроет новые горизонты не только в здравоохранении области, но и в РК.
— Он оказался прав. С обретением нового статуса началось динамичное развитие клиники. Ведь теперь она в равной степени должна была заниматься собственно лечением, наукой и образованием. Три кита, на которых держится любая университетская клиника. Увеличились объем и тематика научной работы. В 2005 году на активе медработников РК работа клиники получила высокую оценку руководства страны. И не только на словах. Около двух тысяч студентов ЮКГМА были переведены на доучивание на медфакультет МКТУ им. Ясави.
Ну и само собой, мы гордимся тем, что на нашей базе в течение восьми лет реализовывалась программа «Врачи за мир». В рамках ее хирурги из Турции во главе с доктором Бараном провели более тысячи бесплатных пластических операций детям ЮКО с врожденными аномалиями. А в 2005 году прооперировали и детей, и взрослых из разных регионов страны.
— Не хочется говорить о неприятном. Но иначе не понять, почему столь успешный проект как «университетская клиника» исчез с карты Шымкента? Казалось бы, тогда стоило просто вернуть ее в горздрав. Почему же за это пришлось бороться? Неужели никто не понимал, что огромный район города останется практически без медпомощи?
— Это действительно больная для меня тема. Не представляете, как больно было наблюдать, как не по нашей вине, а по причине особого юридического статуса наша больница стала уступать другим и инфраструктурно, и внешне без ремонта, и в плане материально-технической базы. Не спасала положения и спонсорская помощь — пара новых приборов, подаренная свинцовым заводом.
Вот в таком мы оказались замкнутом круге. Очень беспокоились и наши пациенты. Говорили, что готовы подписать обращения во все инстанции.
В ответах все ссылались на юридический прецедент. И тогда я написала письмо самому Президенту Турции г-ну Демирелю. И конфликт чудесным образом разрешился. В 2016 году по договору дарения, подписанным МКТУ и облздравом, клиника возвращается в коммунальную собственность города и приобретает свой теперешний статус – городской больницы №2.
— Вы победили! Вы спасли и свой коллектив, и своих пациентов.
— Вроде да. Но я была вынуждена уйти в Медакадемию.
— Чувство горечи осталось?
— Слукавлю, если скажу — нет. Но это чувство уходит куда-то глубоко, когда я вижу, как похорошела наша больница после капитального ремонта. Как рад коллектив. Сколько пациентов, встретив меня в городе, благодарят за мои хлопоты, искренне считая, что я ушла на преподавательскую работу добровольно.
— Вы называете коллектив семьей. А часто сегодня видитесь?
— Меня не забывают, приглашают в праздники. Но рады приходу в любой день. И я вместе с коллегами радуюсь современным новшествам в лечении, тому, что многие ветераны по-прежнему работают, что при подготовке к юбилею вспомнили всех. Это так здорово!
— Не секрет, многие сегодня боятся идти на прием к врачам, которые учились за деньги и лечат по протоколам. А вы в своих интернах уверены?
— Вы были у нас на дебатах и сами слышали ответы моих воспитанников на самые разные ситуации во время приема пациента. Вы бы пошли к такому врачу на прием?
— Скорее всего — да. И дело даже не в профессионализме ответов. Мне понравилось их отношение к пациенту. Все как в прежние времена: врач внимательно изучает карточку, слушает легкие, измеряет давление. Он разговаривает с больным. Он помнит, что говорил великий Авиценна, — первым лечит слово.
Мне нравится, что с вашей подачи интерны приходят в школы, колледжи, агитируя за здоровый образ жизни. И отзывы просто прекрасные. Сужу по школе «Арофат», где совсем недавно прошла такая встреча.
— Да, мы были с ними на одной волне. Хорошие, способные дети растут. Учительский коллектив прекрасный. Знаете, меня многие в эти дни поздравляют. Всем сердечное спасибо. Но особенно тронуло поздравление директора школы «Арофат» Розы Викторовны Пак. «Эта высокая награда — заслуженное признание вашего самоотверженного труда, ваших выдающихся заслуг в медицине, науке, педагогике. Вы вдохновляете молодежь своим примером…» Ради таких строк стоит жить и всецело отдавать себя достижению важной цели — делать людей здоровыми.
И это не просто слова. Сама миссия и высокий уровень ответственности за нее у моей героини – в генах. Раньше это называлось призванием.