Официальной датой получения первого шымкентского бензина принято считать 28 января 1985 года. Но не секрет: ветераны помнят, что еще в декабре 1984-го были получены первые пробные партии. В воспоминаниях моего героя Б. Баетова так и записано — первый прямогонный бензин был получен в декабре 1984 года. Какая разница, скажет кто-то. Но для тех, кто не спал сутками, буквально «горел» на производстве, стремясь уложиться в сроки, жизнь тогда была расписана даже не по дням, а по часам. Да и материалы в СМИ всегда напоминали фронтовые сводки. Об этом можно судить по заголовкам: «Успешное начало», «НПЗ планирует увеличить переработку нефти на 1,5 процента», «НПЗ встал на профилактический ремонт», «Модернизация может затянуться», «НПЗ снова работает бесперебойно», «НПЗ: жизнь после модернизации», «В 2018 году избежать дефицита топлива в РК вряд ли удастся, — аналитик».
Нина КАЗОРИНА
В поисках ответов журналисты устремлялись на завод. И чаще всего интервью для них давал именно Баетов. Ибо только он мог доступно и четко обрисовать любую ситуацию, ответить на самые каверзные вопросы, ибо знал производство как свои пять пальцев.
Болат Баетов пришёл на завод, когда тот, по сути, представлял собой стройплощадку. И ему, принятому оператором 4 разряда, в первые месяцы приходилось помогать строителям: разгружать стройматериалы, расчищать площадки под прибывающее оборудование, разгружать его. Представляете, как жаждал только что демобилизовавшийся воин настоящего дела? Мечты о будущем флагмане нефтепереработки страны стали частью его души и сердца. Целых тридцать пять лет он самозабвенно работал на эту грандиозную задачу и ушел из жизни, когда она была успешно выполнена.
Шымкентский НПЗ стал одним из самых масштабных и стратегически важных реализованных проектов в стране. Достаточно сказать, что до 2018 года наш завод был единственным, который производил авиатопливо.
Имя Болата и таких, как он, созидателей Шымкента, носящего гордое звание «Үлкен химия қаласы», вы не прочтете в названиях улиц нашего города. Их лица не увековечены в бронзе. Но их имена живут в памяти и сердцах людей своими славными делами и поступками. Болат Бажакаевич — из их когорты. Не просто выдающийся специалист, руководитель, ветеран производства — совесть и душа завода.
«Уход Болата Бакажаевича – большая потеря для ТОО «ПетроКазахстан Ойл Продактс». Он был светлым человеком, настоящим профессионалом своего дела…» — строка из письма, которое отправил семье старший вице-президент CNODC, Президент CNPC Центральная Азия Биан Дыжы.
Дороги, которые нас выбирают
Родился Болат в 1958 году, в семье ветерана Великой Отечественной войны. Его детство не было безоблачным — в 1973 году ушёл из жизни отец, а вскоре — и мать. Подросток, оставшийся сиротой, с ранних лет знал цену труду и меру ответственности за свою судьбу. Работал разнорабочим, учился. Иначе было нельзя. Рассчитывать на чью-то поддержку не приходилось. В 1982 году он окончил химфак Карагандинского университета. Предлагали поступить в аспирантуру. Но он выбрал Чимкент. Преподавал химию и биологию в школе им. Улугбека. А потом — армия, стройбат, и снова — возвращение домой. Ведь к тому времени здесь его ждала любимая жена и двое детей.
Строитель завода и своей судьбы
С 1984 года Болат Бажакаевич — оператор секции 200 легендарной установки ЛК-6У.
«В то время ШНОС был одним из самых современных производств нефтеперерабатывающей промышленности, — вспоминает директор по производству с 1976 по 2000 годы М. Ривкин. — Новейшие технологические установки, пневматическая система управления процессами «Старт», сложное механическое и энергетическое оборудование для получения продукции самого высокого качества требовали специалистов с опытом работы на таких предприятиях. Мы отправили на учебу и за опытом на Ачинский НПЗ группу рабочих. И среди них – Болата Баетова.
Мне он приглянулся буквально с первой встречи при очередном обходе своего хозяйства. Незнакомый мне молодой оператор секции-100 проводил уборку на блоке электродегидраторов. Он поразил меня такими познаниями и навыками, что я вынес мнение – ему можно доверять любую сложную работу. И не ошибся!»
Коллеги вспоминают, что Болат мог решить любую техническую задачу, не заглядывая в чертежи. Он запоминал схемы даже не визуально, он «чувствовал» их. Он точно мог определить, где нужна полная замена оборудования, где можно обойтись ремонтом. И это было особенно важно во время экстремальных ситуаций, когда решение надо было принимать в считанные минуты.
«Его называли «всезнайкой» с большим уважением», — говорит ветеран завода А. Джура. А еще – «человеком-энциклопедией», «инженером с сердцем». Но чаще всего — с гордостью «наш Болат» или просто – «свой», с каким всегда можно смело идти в разведку.
Он не боялся самых тяжелых решений, не прятался за чужими спинами. Приходил на работу первым и уходил последним. При внештатных ситуациях был просто незаменим.
«Однажды, — вспоминает ветеран А. Амиреев, — во время наладки оборудования возникла угроза сбоя. Болат в считанные минуты определил источник, подсказал, как его устранить. Это и есть тот самый опыт и школа жизни, где на вес золота не дипломы, не должности, а умение оставаться человеком. Надо отдать должное, и в обычной обстановке он не читал нотаций, а своим примером помогал молодым осваивать новую профессию и осваиваться в коллективе».
Человек, на которого можно положиться – таким он остался в памяти не для одного поколения заводчан.
Пламя, что не гаснет
Факелы над строгой графикой заводских строений всегда воспринимались символами индустриального развития города. Но есть и другое пламя, которое не гаснет до сих пор.
Его зажгли первопроходцы новой отрасли. И в их числе – Болат Бажакаевич Баетов. Вся жизнь его прошла с большой буквы. А теперь эстафету высоко несет новое поколение нефтепереработчиков, среди которых немало его учеников. Он искренне считал, что завод не техника, не стены, а люди, готовые строить, развивать и совершенствовать производство, в общем, «человек у пульта». Поэтому инициировал программу стажерства, искренне радуясь профессиональному росту молодых. Разработал методическое пособие по технологии переработки нефти для студентов. Все это помогало заводу решать проблему дефицита специалистов. Он стал одним из соавторов государственного патента на катализатор для получения тетрагидрофурфурилового спирта — уникальную разработку, зарегистрированную в реестре страны.
Но портрет моего героя будет неполным, если не дополнить его фактами неутомимой новаторской работы. Например, при реконструкции нефтяных резервуаров, что позволяло хранить высокопарафинистую кумкольскую нефть. А затем и запустить технологический процесс получения из нее авиакеросина и дизтоплива. Установка точных анализаторов, замена испарительных котлов – утилизаторов, реконструкция колонны К-401, запуск вакуумной перегонки мазута. На всех этих объектах не обходилось без новаторских предложений Б. Баетова.
Под его руководством внедрялись технологии, которые на тот момент казались смелыми даже для известных нефтепереработчиков.
Баетов умел объяснить сложное простыми словами. За это его любили не только заводчане, но и журналисты. Десять лет назад, в тридцатилетний юбилей завода журналист «Мунайши» задал Болату Бажакаевичу вопрос, какое событие в его трудовой биографии он считает самым знаменательным. Вы тоже ожидали, что ответ будет о личном участии при выпуске первого бензина, которым они… умылись? Да, вредно. Вредно это было делать. Просто в тот момент их переполняло чувство гордости и энтузиазма. Ведь они были такими молодыми!
Но спустя 30 лет он ответил, как и положено уважающему себя инженеру: «Я особенно горжусь внедрением автоматической системы управления технологическим процессом в 1993-1994 годах».
А на просьбу дать совет молодым специалистам, стремящимся к карьерному росту, ответил коротко — любить свою профессию и уметь работать в команде.
«Болат – это свет, тепло, доброта», — говорили о нем и те, кто сталкивался с ним в неформальной обстановке. Он поддерживал программу по реабилитации ветеранов локальных конфликтов, помогал раненым, помогал спортсменам, артистам, художникам. Несколько лет подряд его семья спонсировала детский диспансер в Тогусе. А еще он помогал восстанавливать родники и ручьи — в рамках экологической программы «Реки города Ш.».
Он никогда никому не отказывал в помощи.
Голоса памяти
До последнего своего дня он продолжал работать, отказываясь переходить на более «легкие» должности. «Я должен довести дело до конца», — говорил он. И довел. Модернизация завода была завершена в 2019 году. А второго июля этого же года его не стало. Осенью на здании ЛК-6У появилась мемориальная доска. Состоялась заводская спартакиада в его честь. Но в преддверии 40-летнего юбилея предприятия все больше голосов звучит за то, чтобы увековечить имя Баетова Болата в названии улицы нашего города. Например, хотя бы ту, что ведет на НПЗ.
Это предложение объединило самых разных людей.
«Когда рождается сын, говорят у казахов: пусть он будет сыном своей Родины. Эти слова полностью относятся к Болату. Он знал завод, ценил людей. Учил и поддерживал. Воспитывал их такими же патриотами завода, каким был сам», — считают ветераны А. Амиреев и А. Бектасов.
«Такие, как он, — люди с большой буквы. Их не надо проверять. Им доверяешь как себе», — пишет в своем письме М. Ривкин.
«Он был красивым человеком. И внешне, и внутренне. Он остался в моей памяти — как друг, как студент, как душа нашего химфака», — вспоминает доктор химических наук Е. Мустафин.
Назвать улицу именем Болата Баетова, утверждают его коллеги и подшефные из близлежащих сел, станет не просто жестом признательности. Это символ преемственности и связи между прошлым и будущим. Улица труда. Улица достоинства. Улица имени человека, который жил и работал достойно!
«Мгновенье — жизнь, мгновенье — век,
А судьбы наши — наше дело.
Да, не бессмертен человек,
Бессмертно, что успел и сделал…»
Болат Бажакаевич успел многое: построить завод, завоевать доверие, научить новую смену, успевал делать добро. Его жизнь — не просто биография. Это — история. Живая, пульсирующая, согревающая. История, которую нельзя забывать. Шымкентцы, которыми надо гордиться.
Справка «ПШ»
Самоотверженная работа Болата Баетова отмечена 12 наградами: медалями, Почетными грамотами Министерства нефти и газа, областного маслихата, тремя президентскими премиями (двумя золотыми и одной серебряной). А в 2009 году он был награжден Благодарственным письмом Премьер-министра Республики Казахстан «За значительный вклад в развитие нефтегазовой отрасли страны».