Выбор редакции

Шымкентцы побывали на «Конференции»

Постановку знаменитой драмы Ивана Вырыпаева на казахском языке показал в Шымкенте алматинский театр «ŞAM». Спектакль продолжительностью в два с половиной часа прошел без антракта на одном дыхании: на «Конференции» говорилось о самых главных и волнующих вещах для каждого.

Лариса КАН

Пьеса российско-польского драматурга Ивана Вырыпаева «Иранская конференция» — одно из самых известных произведений современной русскоязычной драматургии, которое активно ставилось в последние годы на сценах разных стран. В том числе не единожды в Казахстане. Режиссер Фархад Молдагали, один из основателей независимого театра «ŞAM», в сентябре 2023 года представил премьеру драмы Вырыпаева «Иранская конференция» на казахском языке. Этот спектакль театр и привез в Шымкент с уже усеченным названием — «Конференция».

Согласно оригинальному тексту пьесы, герои — представители датской и мировой интеллектуальной элиты, лучшие умы современности — собираются в Копенгагене на конференции по «иранской проблеме». Причем, как подчеркивается во вступительном слове ведущего Филипа Расмусена, это название весьма условное: главное — причины и факторы, которые привели наш сегодняшний мир к противостоянию, столкновению двух абсолютно разных взглядов на вселенную и на жизнь человека в ней. Он не стал называть это столкновением мира востока и мира запада, а обозначил как противостояние двух разных мировоззрений, взглядов на развитие человечества — «религиозного традиционализма» и «гуманистического рационализма».

Так что название «Конференция», по сути, ближе концепции пьесы и придает спектаклю бОльшую обобщенность и философскую глубину. Выходящие по очереди спикеры конференции — востоковед, теолог, политолог, военный журналист, супруга премьер-министра (в прошлом — известная телеведущая), писатель, священник, знаменитый дирижер и иранская поэтесса, лауреат Нобелевской премии по литературе, — выступают с докладами по своей теме, которые перерастают в яркие и эмоциональные монологи и порождают бурные дискуссии.

«В сердце Копенгагена разгорается интеллектуальный пожар, — говорится в аннотации спектакля. — Зал наполняется жаркими спорами о том, кто виноват в страданиях человечества. Напряжение нарастает, и обсуждение превращается в глубокую внутреннюю работу. Спикеры раскрывают свои души, делясь трогательными личными историями. Спектакль становится увлекательным путешествием, где личные трагедии переплетаются с глобальными вызовами, побуждая зрителей задуматься о своей роли в мире».

По сути, конференция становится площадкой для разговоров и споров о самом главном, о глобальном и сокровенном. Герои задаются вопросами и дают свои варианты ответов на вопросы: есть или нет Бог, что такое вера, любовь, правда, свобода, знания, в чем смысл жизни, каковы главные ее ценности и т.д. И тем самым вызывают глубокие размышления у зрителей. Их полная вовлеченность была очевидна: все два с половиной часа сценического действия, в котором нет собственно действия в прямом смысле слова, а есть только монологи и споры, прошли на одном дыхании, в полной тишине.

По всей видимости, внимание публики обеспечило не только глубокое содержание спектакля, но и имитация настоящей конференции. Уже на входе и в фойе повсеместно были развешаны и установлены афиши «мероприятия» и портреты спикеров. На сцене — микрофоны, кафедра, стулья, LED-экраны. «Конференция» проводилась в соответствии с протокольным регламентом — с вступительным и заключительным словом ведущего, выступлениями докладчиков, вопросами-ответами, дискуссиями, приветственными и благодарными хлопками слушателей.

Задавать вопросы к микрофонам в зале подходили «участники», сидевшие на зрительских местах. Все выступления сопровождались видеопроекцией в онлайн-режиме на LED-экранах. Это позволяло не только ощущать «живое» присутствие на мероприятии, но и в деталях, на крупных планах, наблюдать за эмоциями самого спикера и реакцией на его выступление других участников, чаще всего оппонентов докладчика.

Кроме того, на фронтальный экран выкладывались также иллюстрирующие доклады видео- и фотоматериалы. Использование современных технологий, режима реального времени и других указанных элементов атрибутики мероприятия погружало в его атмосферу, так что зрители могли почувствовать себя приглашенными на настоящую конференцию.

«Конференция» — безусловный успех режиссера Фархада Молдагали, которого называют одним из самых титулованных постановщиков новой театральной волны. Он привлек к участию в спектакле артистов, хорошо известных по работам в кино и театре. В их числе, к примеру, Самал Еслямова — единственная на территории постсоветского пространства обладательница «Золотой пальмовой ветви» Каннского кинофестиваля, звезда фильмов «Тюльпан» и «Айка», снятых прославленным режиссером, нашим земляком Сергеем Дворцевым, Еркебулан Дайыров, Азамат Сатыбалды и другие.

Зарина Кармен блистательно исполнила роль Ширин Ширази — иранской поэтессы, недавно получившей Нобелевскую премию. Двадцать лет она находилась под домашним арестом за книгу стихов, которую посчитали богохульной. Единственная представительница восточного мира, о котором на протяжении всей конференции говорят и спорят европейцы, выступает последней, в чем, безусловно, есть горькая авторская ирония. И в то же время большой посыл. Отбросив заготовленный доклад, Ширин рассказывает историю своей первой любви и читает стихотворение. «Верить и знать — Это и есть вся наша жизнь», — говорится в его последних строках.

Возможно, это и есть ответ на прозвучавшие на конференции вечные вопросы. Но, возможно, это просто красивая риторическая фраза, ведь конференция на этом объявляется закрытой. В любом случае завершающая сцена спектакля, в которой воодушевленная иранская поэтесса исполняет стихи о любви на персидском языке в сопровождении музыки с восточными мотивами на центральном фоне сцены, одновременно экране, после того, как симпозиум покинули все остальные участники, смотрится великолепно и впечатляюще.

«Конференция» — интеллектуальная драма, которая поднимает одновременно глобальные современные темы, экзистенциальные проблемы и затрагивает самые глубокие струны человеческой души. И сегодня, в раздираемом внешними конфликтами и столкновениями мире, она особенно актуальна.

фото «Шымкент концерт»

Последние новости