Выбор редакции

Киберохота началась: хватит кормить мошенников! В Шымкенте, как и по всей стране, усиливается борьба с интернет-преступностью

Пандемия 2020-го года резко изменила ландшафт преступности. Если раньше случаев интернет-мошенничества в Казахстане почти не было, то, после введения онлайн-доступа к банковским и другим услугам, это стало одной из главных проблем. Поэтому с 1 ноября 2024 года в Министерстве внутренних дел РК, в рамках исполнения поручения Главы государства, был создан профильный департамент по противодействию киберпреступности. В Шымкенте за это направление отвечает управление по борьбе с киберпреступлениями, которое занимается раскрытием сложных цифровых афер.

Помогли видеокамеры

За плечами старшего оперуполномоченного по особо важным делам управления по противодействию киберпреступности Департамента полиции города Шымкента, подполковника полиции Алишера Айсаева десятки раскрытых преступлений. Одно из первых громких дел, которыми занимался Айсаев, связано с группой молодых людей — так называемых «дропперов» (от англ. drop — «сбрасывать». Это человек, чья банковская карта используется для транзита или обналичивания похищенных денег – Прим.)
«Это было в 2022 году. Женщина обратилась с заявлением о мошенничестве. Через банк, с камер банкоматов, удалось получить фотографии дропперов, и в результате всех их удалось задержать. Одного — в Шымкенте, двоих — в Алматы, еще двоих — в Москве. Все они были привлечены к уголовной ответственности. Главарь группы получил 4,5 года колонии общего режима, а его сообщники — по 3,5 года условно. Надеемся, что они встали на путь исправления, но выйти на заказчика их преступных услуг мы так и не смогли — он находится за рубежом, — рассказывает Алишер Абузарович. – В январе 2025 года в Шымкенте было зарегистрировано 71 интернет-мошенничество. Очень много случаев инвестиционного мошенничества, а также предоплат за несуществующие в реальности товары – например, айфоны, которые предлагалось купить за супер-низкую цену. Также многие шымкентцы пострадали после звонков от лже-сотрудников правоохранительных органов и банков. 10 преступлений удалось раскрыть».

По словам собеседника, в 2023 году в городе был зарегистрирован 991 случай интернет-мошенничества, а в 2024 году — 923.

«То есть идет небольшой спад, но все равно очень много людей попадает на уловки мошенников, — отмечает старший оперуполномоченный. — Мы проводим профилактические мероприятия в вузах, беседуем с населением в торговых домах, на базарах, автовокзалах. Так люди узнают про киберпол. Но обычно пострадавшие звонят по номеру 102. Затем приходят в райотдел полиции, у них берут заявление, регистрируют его, а потом передают в наше управление».

Причастность не доказана

Для получения быстрых кредитов на чужие имена киберпреступники используют IT-технологии. «Они звонят жертве, представляются сотрудниками банка или правоохранительных органов и требуют код из СМС. Этот код дает мошенникам возможность перерегистрировать номер телефона владельца карты и оформить на него кредит», — объясняет подполковник.

Многие думают, что в этих схемах замешаны сотрудники банков, но доказательств этому нет. Однако банки, стремясь упростить выдачу кредитов, иногда упускают моменты проверки. «Мы добиваемся, чтобы перед одобрением кредита сотрудники банка лично перезванивали клиенту и удостоверялись, что запрос действительно исходит от него», — говорит Алишер Айсаев.

Вряд ли стоит упрекать банки в том, что они хотят сделать услугу онлайн-кредитования более доступной людям. Банкам это выгодно, потому что они получают прибыль в виде процентов.

«У банков есть службы безопасности (СБ), и мы с ними тесно сотрудничаем, при необходимости требуем, чтобы они перепроверяли, какой именно сотрудник одобрил и оформил тот или иной кредит. Сотрудники СБ проводят служебные проверки, предоставляют нам протоколы, и мы устанавливаем, куда ушли деньги, — продолжает спикер. — Вообще, из какого бы органа или организации вам ни звонили, говорите собеседнику, что вы туда обратитесь явочным порядком, будь это банк, полиция, прокуратура, операторы сотовой связи, водоканал или горсвет. И, в случае сомнений, вы и вправду можете туда пойти и проверить, действительно ли у вас появились проблемы».

Деньги уходят в криптовалюту

Раньше мошенники активно использовали дропперов, но теперь все больше переходят на криптовалютные платформы. «Binance, Bitcoin — деньги переводятся туда, и мы не можем их отследить, так как эти компании зарубежные и не отвечают на наши запросы, — отмечает Алишер Абузарович. — Проблема усугубляется тем, что жертвы часто обращаются за помощью слишком поздно — спустя несколько дней или даже недель. А ведь мошенники переводят деньги всего за 10-15 минут».

Главные схемы обмана

По словам спикера, существует несколько распространенных методов, которыми мошенники заманивают жертв:

Телефонные звонки от «банковских работников». Преступники убеждают людей перевести деньги «на безопасный счет». Чаще всего на этот трюк попадаются люди в возрасте 40–75 лет.

Фальшивые инвестиции. В социальных сетях можно увидеть объявления, обещающие огромные прибыли за короткий срок. Люди вкладывают деньги, видят поддельные отчеты о «росте инвестиций», а потом теряют все. «У нас был случай, когда человек продал квартиру и вложил все деньги в такую «инвестиционную платформу», а затем выяснилось, что это мошенники», — вспоминает А. Айсаев.

Рассылки в мессенджерах и захват аккаунтов. Мошенники отправляют вирусную ссылку — например, с просьбой проголосовать за ребенка или посмотреть на фотографию, тем самым получая полный доступ к приложению жертвы, и рассылают от ее имени просьбы о переводе денег.

Предоплата. Через платформы, например, такие, как Kolesa.kz, OLX.kz, Krisha.kz, а также в сети Instagram мошенники рассказывают о заниженных ценах за товар или услугу и просят предоплату либо полную оплату.

Что делать, если вы стали жертвой?

1. Сразу обращайтесь в полицию по номеру 102. Чем быстрее подано заявление, тем больше шансов отследить деньги.

2. Свяжитесь с банком. Возможно, транзакцию еще можно отменить.

3. Будьте осторожны с инвестициями. Если вам обещают невероятную прибыль без риска — это 100% мошенничество.

Алишер Айсаев подчеркивает: «Лучший способ борьбы с киберпреступниками — осведомленность. Не будьте доверчивыми. Никому не передавайте ПИН-коды, CVV/CVC, срок действия карт, коды из SMS и push-уведомлений, ЭЦП, ИИН и так далее. Не выполняйте телефонные указания от лже-сотрудников банков и госорганов. Если вам кажется, что это «слишком хорошо, чтобы быть правдой», скорее всего, это обман».

Борьба с кибермошенниками в Казахстане набирает обороты, но в то же время каждый сам должен заботиться о своей финансовой безопасности.

Галина ГЕРМАН

Последние новости