Выбор редакции

Шымкентские бизнесмены обсуждают налоговую реформу

В Палате предпринимателей города Шымкент прошла встреча представителей бизнеса с вице-министром национальной экономики Бауыржаном Кудайбергеновым. Основной темой стало обсуждение предстоящих налоговых реформ, включая повышение ставки НДС. Во встрече также приняли участие представители акимата, департамента госдоходов и депутаты маслихата.

Серьезный разговор

В конференц-зале Палаты предпринимателей Шымкента, что называется, яблоку негде было упасть. Заявленная встреча с вице-министром национальной экономики Бауыржаном Кудайбергеновым вызвала огромный интерес у бизнеса и прежде всего намерением Правительства РК внести налоговые изменения. А это обязательно коснется не только жизни предпринимателей, но и в той или иной степени всех казахстанцев. «Президент поручил учитывать мнение бизнеса при разработке налоговых изменений»,- напомнила директор Палаты предпринимателей Сабира Адамбекова, открывая встречу.

Предложения Правительства представил вице-министр национальной экономики Бауыржан Кудайбергенов. Государственными органами предлагается увеличить общую ставку НДС до 16%, а для некоторых отраслей ввести пониженную ставку в 10%, однако конкретный перечень таких отраслей пока окончательно не определен. Производителей же сельхозпродукции планируется полностью освободить от налога.

«В Казахстане одна из самых низких ставок НДС в мире. При том, что НДС является важнейшим источником доходов, в 2022 году на его долю пришлось всего 4% ВВП, что гораздо ниже среднего показателя по странам с сопоставимым уровнем доходов в 7%. Укрепление НДС не только увеличит доходы, но и снизит зависимость от волатильных нефтяных доходов и поможет финансировать программу страны по развитию инфраструктуры и индустрий», – сказал вице-министр.

Дифференцированный подход

В ходе встречи представители отраслевых советов предпринимателей выступили с вопросами и предложениями от лица бизнеса. Они выразили обеспокоенность по поводу увеличения налоговой нагрузки. Одной из первых свою точку зрения на предлагаемые налоговые изменения высказала Айжан НАИМБЕКОВА – член регионального Совета Палаты предпринимателей Шымкента, депутат маслихата и один из значимых бизнесменов города. У этой хрупкой женщины бизнес находится в шести регионах Казахстана. Бизнес – woman занимает большую нишу в экономике сельского хозяйства, осуществляя поставки от поля до прилавка собственной дистрибьютерской компанией. К примеру, в производстве Айжан Наимбековой полный животноводческий комплекс – от выращивания КРС (а это 22 тысячи голов крупно-рогатого скота, несколько откормочных площадок, забой скота и мясокомбинат в Уральске. Помимо этого, компания занимается посевами пшеницы и ее глубокой переработкой в макароны с торговыми марками «Корона» и «Мадина», плюс кондитерские изделия в больших масштабах. Да, едва не забыл. Сеть магазинов «ГраМад» — это тоже под началом Айжан Наимбековой.

«Правительство предполагает «сельхозку» освободить от НДС введением нулевой ставки. Здесь Правительство правильно делает. У нас три отрасли сельского хозяйства наиболее развиты – животноводство, производство муки, производство масла. Глубокой переработки пшеницы у нас очень мало. Это видно на полках магазинов. Что же касается овощей и фруктов, то это трудноконкурируемая сфера, учитвая соседство Узбекистана, который очень далеко продвинулся. Поэтому вводить НДС для сельхозки – это смерти подобно. Но надо быть до конца последовательным. Для переработчиков почему вводится НДС? Я ведь при производстве макарон использую только муку? Или, допустим мясники — они на откормочной площадке разделывают туши и должны платить НДС. Сейчас республиканские чиновники говорят, что возможно, их приравняют к нулевой ставке»,- задается вопросом бизнес-woman.

Честная конкуренция

И это только один вопрос. Айжан Наимбекова напомнила еще и о проблемах ритейла, когда в магазины приходит товар с нулевым НДС. Как его плательщик, владелец сети автоматически ставит 16%, которые и платит государству, как и предлагается разработчиками налогового реформирования. То есть, покупатель изначально приобретает товар на 16% дороже.

«Мы все хотим отойти от теневой экономики. Но есть магазины у дома, базары, которые не платят налоги в полном объеме. Я, как честный человек, плачу все налоги, ведь меня в любой момент могут проверить. У меня разница между мной и рынком 16% на базе НДС. Помимо этого, разница по заработной плате. Они в черную получают заработную плату, а она 32 %, из которых 10% — пенсионка, 10% — подоходного, 10% социального и от 2 до 4% — соц страхование. Как мне в этой ситуации конкурировать?

Поэтому я считаю, что программа должна быть разработна минимум лет на 20-30, а не так как сейчас, поддержали одну отрасль — все рванулись туда. Поддержали молочников – все подались в молочное производство. С\х не может так развиваться – это должна быть долговременная программа с понятными ориентирами и мерами помощи. Глубокая переработка продукции сельского хозяйства должна идти по нулевой ставке НДС. А для недропользователей, экспортеров сырья пусть будет более жесткое налоговое бремя», — озадачилась наболевшими вопросами предприниматель.

«Предлагается рассмотреть следующий механизм: общеустановленная ставка НДС 16%, полное освобождение от НДС для производителей сельхозпродукции, а для ряда отраслей – промежуточная ставка в размере 10%. Таким образом, предложенная Правительством дифференциация ставок составляет: 16%, 10%, 0% и освобождение. По обработке мы сейчас будем рассматривать, будет дифференцированный подход. Этот вопрос поднимался и в Кзылординской области и в Туркестане. По этому вопросу мы будем дополнительно обсуждать. Да, есть проблемные вопросы и сейчас мы будем пересматривать нашу программу и будем работать по другим отраслям», — пояснил Бауыржан Кудайбергенов.

«Раньше у нас были земли сельхозназначения. Но как только мы стали мегаполисом, у нас величина налога выросла кратно, по цене городских земель. Если раньше за один гектар платили 3 тысячи тенге, то сейчас около 90 тысяч тенге. У кого большие участки, то в год они стали платить миллионы. А ведь на таких землях развивается сельское хозяйство. Мы бы просили налог на земли сельхозназначения оставить прежним», – присовокупил свой голос в защиту сельских производителей учредитель СПК «Байтерек агро» Тахирбек Нишанбаев.

Вице-министр национальной экономики Бауыржан Кудайбергенов отметил, что в настоящее время в аграрном секторе крестьянские хозяйства не платят НДС, а юридические лица в силу имеющихся льгот платят только 30% от положенных к уплате налогов в бюджет. По новым механизмам никто из них НДС платить не будет. Это позволит сделать казахстанскую сельхозпродукцию (картофель, помидоры, лук и т.д.) более конкурентоспособной. Виды отраслей, на которые будет распространяться ставка в 10%, еще обсуждаются с бизнесом. Что же касается ставки аренды земель сельхозназначения, то ставка по ним останется прежней.

Внимание к медицине

Не остался без внимания и вопрос снижения налоговой нагрузки для сферы здравоохранения. Глава «Ассоциации частных клиник города Шымкент и Туркестанской области» Ануарбек Маймаков отметил, что предложение по ставке НДС с 10%-20% в медицине может усложнить доступность медицинской помощи.

Свою позицию по отношению к налоговым преобразованиям высказал и депутат городского маслихата Бакытжан Позилов.

«В настоящее время медицинские услуги и лекарственные препараты в Казахстане освобождены от налога на добавленную стоимость (НДС). Однако в рамках обсуждений нового Налогового кодекса, который планируется ввести с 2025 года, рассматривается возможность изменения этой практики. В частности, обсуждается введение НДС на медицинские услуги и лекарства, что может привести к увеличению их стоимости для населения. Это вызывает обеспокоенность, особенно в отношении уязвимых групп населения, таких, как пожилые люди, дети и люди с инвалидностью. Предлагаем сохранить освобождение от НДС для медицинских услуг и лекарств, чтобы избежать повышения цен на жизненно важные товары и услуги», — выразил озабоченность нововведениями Бахытжан Позилов.

Как пояснил вице-министр, окончательное решение по вопросу обложения НДС медицинских услуг и лекарственных препаратов пока не принято, и обсуждения продолжаются.

Реальный сектор

Проблемы реального сектора экономики озвучили и сами производственники, обратив внимание на то, что если налоговые изменения приобретут форму законодательных документов, то они volens-nolens будут исполняться. Но это сопряжено с определенными трудностями.

«На примере своего предприятия хотел бы показать. Некоторое сырье не производится в Казахстане, только за рубежом. Но мы в Евразийском союзе и таможенные пошлины на него просто кабальные. 14% на наше сырье из которого мы производим тормозные колодки. Годовой рынок в Казахстане оценивается в 1 млрд долларов. Считайте на 1 млрд долларов завозятся тормозные колодки. Мы могли бы значительно уменьшить этот импорт. Есть еще одна несуразность. Сырье — 14-13%, а налоги на готовую продукцию — инспектор может поставить нам и 13% и 5%. У нас накладные расходы выросли – электроэнергия и т.д. То есть мы — менее конкурентные. В Узбекистане сейчас работают три завода по производству тормозных колодок. Куда пойдет продукция, если у нас все увеличится? Они все будут здесь. Наше предложение уменьшить таможенные пошлины на сырье», — не впервый раз озвучил свою головную боль производитель необходимого для любого автомобилиста товара.

«Касательно пошлин у нас есть предложения, я сам их готовил. Все начинается с развития реального сектора. У нас есть сырье. На подобное импортное сырье мы будем пошлины поднимать. Чтобы подобное сырье не заходило к нам. Но это сложный вопрос. Мы находимся в рамках экономических организаций и у нас есть обязательства по ВТО и по Евразэс», — обнадежил производственников Бауыржан Кудайбергенов.

Несколько «почему»

От имени огромного отряда бухгалтеров выступила руководитель консультативной компании, которая предоставляет услуги малому и среднему бизнесу
Луиза Исматуллаева.

«Когда мы оказываем услуги – проектным компаниям, аутсорсингу, клиринговым компаниям, которые зарабатывают только на услугах, почему мы должны платить 16% НДС наравне с тем же Гелиосом, НПЗ, — у консультативных организаций нет зачетной части. Если торговые организации могут купить товар с НДС и продать его с НДС, то те, которые оказывают услуги – у нас нет зачетной части. Мы не покупаем товар. Если и купим, то канцелярию немного, ну за аренду заплатим, но 80% наших затрат – это зарплаты сотрудников. Почему я должна платить этот налог, по факту помогая государству, убеждая предпринимателей платить налоги? Я объясняю, что это надо делать, чтобы у налоговиков не было претензий. Но почему я 36% со своих услуг должна платить государству? Такая же картина у тех, кто оказывает услуги по продленке. Все, кто занимается курсами, кто разрабатывает проекты, кто занимается инжиниринговыми услугами – всех это коснется. При этом, бухгалтерские услуги, инжиниринговые услуги не подпадают под розничный налог», — задалась вопросом руководитель бухгалтерской компании.

«По розничному налогу мы сейчас будем пересматривать ОКЭД. А ваше предложение на самом деле актуально. Мы рассмотрим ОКЭДы, подумаем», — внушил надежду вице-министр новыми вводными.

В отдельную и эмоциональную тему обсуждения вылился вопрос о банковской деятельности, процентах при предоставлении кредитов и налогообложении этих финансовых институтов. Как отметили выступающие, сейчас под 16% займов не найти. 20-25 %, которые зарабатывает банк, это реалии. И даже если инфляция будет 5%, то банк получит 15% банковской маржи «чистыми», — восхитились возможностью легального заработка предприниматели.

«Мы делали аналитику, какой теневой оборот проходит по одному из популярных банков второго уровня. И если этот оборот обложить абстрактно минимально по 2%, то полученная сумма будет значительно больше, чем от обновленной ставки НДС. (Это заявление вызвало оживление и одобрение в зале). Предприниматели не хотят платить НДС, а имеющийся порог в 70 млн тенге очень низкий. Надо его поднять и весь микробизнес, и малый бизнес по одной ставке пустить. И все тогда налог будут платить. В прошлом году прошла информация об уменьшении процентной ставки за пользование QR до 0,2%. Первые платы были в ноябре, а тот же популярный в народе банк до сих не подключил новые ставки. Люди не хотят платить по 1%. 3% налог + 1% банк на входе он уже забирает. Неужели у нас нет давления на этот банк? Мы уже и письма писали. Если государство не надавит на них, не знаем, что делать. 0,2% достойная ставка. Они за 2023 год 270 млрд заработали только на QR», — озвучила выводы своих экспертов Мадина Амирбекова, руководитель бухгалтерской компании.

«Вопрос понятен и это очень хороший вопрос. Другое дело, насколько готовы наши банки второго уровня администрировать эти расходы и движения средств. Насколько я знаю, банки второго уровня не готовы этого делать. Это вопрос на уровне правительства мы будем еще раз поднимать и обсуждать», — снизил градус критических замечаний Бауыржан Кудайбергенов.

Встреча продолжалась без малого два часа и складывалось ощущение, что она могла длиться еще столько же. Вопросов и предложений у предпринимателей было огромное множество Подытоживая совещание, Бауыржан Кудайбергенов уверил, что все предложения будут собраны, проанализированы и учтены в работе.

Сергей ПАВЛЕНКО

Последние новости