Шымкент — динамично развивающийся мегаполис, который с каждым годом сталкивается с новыми вызовами в сфере управления коммунальными услугами. Одной из важнейших задач для властей города является создание эффективной системы управления природными монополиями. Эти структуры обеспечивают горожан жизненно важными услугами, такими как водоснабжение, водоотведение, теплоснабжение, газоснабжение и электроснабжение. Чтобы гарантировать бесперебойную работу этих систем, необходимо постоянно модернизировать инфраструктуру и адаптировать тарифную политику к меняющимся экономическим условиям.
Структурные подразделения
В последние годы в Шымкенте активно реализуются реформы, которые направлены на улучшение качества коммунальных услуг и создание благоприятных условий для инвесторов. Как рассказал руководитель департамента экологии города Шымкента Ермахан КОЗЫБАЕВ, на данный момент в городе функционирует 75 видов услуг, предоставляемых 59 субъектами природных монополий (ТМС). Это огромный сектор, который охватывает самые важные отрасли — водоснабжение, водоотведение, теплоснабжение, газоснабжение и электроснабжение. Все эти услуги играют решающую роль в повседневной жизни горожан, поэтому их надежность и качество напрямую влияют на комфорт и благополучие населения.
Департамент экологии контролирует пять крупных ТМС, которые составляют основную часть коммунальной инфраструктуры города. Среди них — Государственное коммунальное предприятие «Управление водопровода и канализации», ТОО «Водные ресурсы – Маркетинг», АО «3-Энергоорталык», ТОО «Куатжылуорталык-3» и АО «QAZAQGAZ AIMAQ».
Тарифы регулируются законом
Эти организации, работающие в сфере коммунальных услуг, ежегодно оказывают влияние на тарифы и инвестиционные программы, что делает их ключевыми игроками на рынке. Примечательно, что все вышеуказанные организации работают по пятилетним тарифам, которые регулярно пересматриваются в зависимости от изменений экономической ситуации и необходимости модернизации инфраструктуры. Все эти меры позволяют своевременно адаптировать ценовую политику и избегать резких скачков тарифов, что является важным фактором для поддержания социальной стабильности в городе.
В 2024 году в Закон Республики Казахстан «О природных монополиях» были внесены изменения, направленные на усовершенствование механизма регулирования. Одним из значимых шагов стало уточнение оснований для изменения тарифов, а также внедрение новых методов регулирования. Так, теперь возможно корректировать утвержденные инвестиционные программы, если это необходимо для модернизации инфраструктуры или улучшения качества услуг. Эти нововведения создали гибкую систему, которая позволяет учитывать изменения в экономике и соответствующим образом реагировать на них. Еще одним важным моментом является то, что при расчете тарифов теперь учитывается и экономическая ситуация в нашем городе, а также изменения в уровне средней заработной платы горожан. Это означает, что регулирование цен становится более адаптивным, и позволяет избежать чрезмерных нагрузок на бюджет жителей.
Законы физики и инвестиции
По словам спикера, одной из самых актуальных проблем, с которой сталкиваются коммунальные предприятия Шымкента, является старение инфраструктуры. В городе существует высокий уровень износа инженерных сетей, что затрудняет бесперебойное снабжение пользователей необходимыми услугами.
«В «красной зоне» износ сетей составляет порядка 65%, в «желтой зоне» — от 55% до 65%, а в «зеленой зоне» — менее 55%. Ситуация требует срочных мер по обновлению и модернизации инфраструктуры, — подчеркнул Е. Козыбаев. — В 2023-2024 годах были приняты важные решения по привлечению инвестиций для ремонта и модернизации старых сетей. Большая часть средств была направлена на улучшение систем водоснабжения и теплоснабжения. В 2024 году на развитие теплоснабжения было инвестировано 216,29 миллиона тенге. Эти средства пошли на модернизацию старых теплосетей, а также на повышение их энергоэффективности. Особое внимание в 2024 году уделено сектору водоснабжения и водоотведения. В рамках программы «Тариф в обмен на инвестиции» в водоснабжение было вложено 5,31 миллиарда тенге, а в водоотведение 360 миллионов тенге. Эти инвестиции были направлены на улучшение качества водоснабжения и модернизацию водопроводных и канализационных сетей. А это имеет прямое влияние на улучшение санитарных условий в городе и повышение качества жизни его жителей».
Кадровая политика
Чтобы добиться высоких результатов в модернизации инфраструктуры и улучшении качества обслуживания, важно уделять внимание не только инвестициям, но и мотивации работников, продолжил главный эколог Шымкента. В 2024 году было принято решение о значительном увеличении заработной платы сотрудников коммунальных предприятий. Средняя зарплата работников организаций, снабжающих город теплом, была увеличена более чем на 13% и до более чем 37%. В водоснабжающих компаниях повышение составило от 11,8% до 18,5%. Эти меры призваны повысить мотивацию работников и, как следствие, улучшить качество предоставляемых услуг.
Не менее важным направлением является газовое хозяйство города. В 2024 году «QAZAQGAZ AIMAQ» увеличил заработные платы своим сотрудникам на 10,04%, что стало значимым шагом для повышения мотивации и улучшения условий труда.
В рамках модернизации газовых сетей также был введен новый подход. Теперь объекты газоснабжения, построенные за счет бюджета, передаются на баланс природных монополий. Это позволит эффективнее управлять сетями и обеспечить стабильное газоснабжение в городе.
Строгий контроль
Департамент экологии продолжает активно контролировать выполнение тарифных смет и инвестиционных программ.
«В 2024 году было рассмотрено 84 отчета о выполнении этих программ. В ходе анализа было решено ввести временные компенсационные тарифы для 32 ТМС на сумму 85 миллионов тенге. Эти тарифы будут снижены и возвращены в течение года. Также департамент провел 2 плановые и 8 внеплановых проверки, по результатам которых было заведено 24 административных дела. Сумма штрафов составила 21 397 000 тенге. Проведенные реформы в сфере природных монополий города Шымкента уже начали давать свои плоды, — отметил Ермахан Козыбаев. — Внесенные изменения в законодательство, усиленная тарифная политика, модернизация инфраструктуры и повышение уровня заработных плат работников, все это направлено на улучшение качества жизни горожан и повышение эффективности коммунальных предприятий. Эти меры позволяют Шымкенту уверенно двигаться вперед, создавая комфортные условия для жителей и бизнеса».
Будущее города будет зависеть от того, отметил чиновник, как успешно будут реализованы текущие реформы и привлечены инвестиции для дальнейшей модернизации инфраструктуры.
«Департамент экологии и дальше продолжит работать в этом направлении стремясь обеспечить горожан качественными и доступными коммунальными услугами, создавая условия для дальнейшего устойчивого развития города», — отметил Е. Козыбаев.
Новые условия для формирования тарифной политики
В тот день же день на втором брифинге, руководитель департамента по регулированию естественных монополий Кенжеболат КОШЕКБАЕВ, представил свои взгляды на будущее, которое, по его мнению, должно улучшить городскую инфраструктуру и, соответственно, сделает жизнь каждого жителя комфортнее.
В ходе брифинга он поделился ключевыми шагами и достижениями 2024 года, подчеркнув, как системные изменения в тарифной политике и модернизации сетей закладывают основу для устойчивого и технологичного развития Шымкента. По его информации, департамент по регулированию природных монополий играет важнейшую роль в обеспечении прозрачности тарифов, улучшении качества услуг и внедрении инновационных технологий в городскую инфраструктуру. Шымкент, обладая стратегическим расположением и высокой плотностью населения, давно стал важным центром регулирования природных монополий в Казахстане. Город активно движется в сторону модернизации, а 2024 год стал важным этапом. Ведь на законодательном уровне произошли значительные изменения.
Как рассказал журналистам главный монополист, одним из ключевых новшеств, стало обновление Закона Республики Казахстан о природных монополиях.
«Эти изменения открывают новые возможности для улучшения тарифной политики и привлечения инвестиций в модернизацию городской инфраструктуры. Таким образом, Шымкент ставит перед собой цель не только создать более справедливую систему тарифов, но и активно вкладываться в развитие городских сетей и технологий. Однако, — как справедливо отметил Кенжеболат Кошекбаев, — несмотря на законодательные улучшения, одной из главных проблем остаётся изношенная инженерная инфраструктура».
Тем самым он повторил слова главного городского эколога. В старых районах города, где системы водоснабжения, водоотведения, теплоснабжения и газоснабжения давно требуют обновления, уровень износа коммуникаций остаётся на тревожном уровне.
«Это одна из самых сложных задач, с которой департамент по регулированию естественных монополий сталкивается ежедневно. А для её решения необходимы не только законодательные изменения, но и значительные инвестиции», — подчеркнул он.
Взаимодействие с горожанами
Таким образом, департамент активно работает над установлением справедливых тарифов. Кроме того, департамент продолжает активно контролировать выполнение установленных стандартов и норм.
«В прошлом году было проведено 10 проверок, в том числе плановых и внеплановых, в ходе которых выявлено 24 административных правонарушения. В ответ на нарушения были наложены штрафы на сумму 21,4 миллиона тенге, из которых уже взыскано 12,95 миллиона. Всё это демонстрирует то, что департамент не только устанавливает правила, но и активно следит за их выполнением. Что само собой способствует повышению прозрачности и доверия со стороны горожан», — отметил спикер.
Одним из важных аспектов работы своего ведомства, К. Кошекбаев назвал взаимодействие с общественностью города.
«Мы стараемся, — отметил он, — активно вовлекать жителей и другие государственные органы в процесс принятия решений. При этом стремимся найти оптимальные решения, которые будут выгодны и удобны для всех сторон. Это сотрудничество позволяет не только своевременно выявлять проблемы, но и находить пути для их решения. Самое главное — 2024 год для Шымкента стал временем значительных перемен. Несмотря на проблемы, такие как износ инфраструктуры, сложности с тарифами и необходимость привлечения инвестиций, департамент по регулированию природных монополий успешно продолжает реализовывать программу модернизации и социальной поддержки работников коммунальных служб. Наш город с каждым годом становится всё более современным и готовым к вызовам будущего», — сказал руководитель антимонопольного департамента.
Перспективы на будущее обещают ещё более значительное улучшение качества жизни горожан. Внедрение новых технологий, повышение эффективности работы природных монополий и создание гибкой тарифной политики, ориентированной на интересы потребителей, открывает новые горизонты для Шымкента.
Город продолжит свою трансформацию, обеспечивая не только современную инфраструктуру, но и высокий уровень жизни для всех своих жителей.
Байзак АСЫЛБЕКОВ