Получить хорошую профессию предлагают многие колледжи Шымкента. Один из них индустриально-строительный колледж — старейшее учебное заведение. Основанный 20 августа 1956 года, он не раз менял название: профессионально-техническое училище N136, профессионально-техническое училище N17. А с 2019 года «Туркестанский индустриально-строительный колледж» №2. Но одно всегда остается неизменным — здесь готовят рабочих специалистов в соответствии с требованиями рынка труда в условиях рыночной экономики.
В 2018 году этот колледж получил звание «Лучший колледж 2018 года» в номинации «Лучший колледж года» среди колледжей Туркестанской области. Расположенный в Шымкенте, он дает в руки молодежи рабочие специальности, которые будут кормить их и их семьи всю жизнь. А кроме того насыщает рынок труда высококлассными специалистами.
В учебном заведении создана необходимая материально-техническая база, оборудованы кабинеты, лабораторные комнаты, мастерские. Колледж оснащен мультимедийно-лабораторным кабинетом, имеет более ста компьютеров, оснащен современным аудио- и видеооборудованием, библиотечной системой, сетями интернет и Wi-Fi точками.
Педагоги колледжа каждый год проходят повышение квалификации и успешно сдают квалификационное тестирование. Мастера производственного обучения проходят стажировку на предприятиях партнеров и на предприятиях доверительного управляющего, где студентам предоставляется не только полный спектр услуг по прохождению практики, но в последующем и рабочие места.
У каждого мастера профессионального обучения есть кружки технического творчества, где в свободное от учебы время с первого курса обучают профессии, выходя за рамки программы колледжа. Обучают здесь по 12-ти очень востребованным в строительной отрасли специальностям. В их числе газоэлектросварщики, электрики, автомеханики, автоэлектрики, плотники, столяры, мастера широкого профиля и другие специальности.
Есть в учебном заведении и такие мастера, которые работают здесь уже не один десяток лет.
Иметь призвание
К профессии, о которой речь пойдёт сейчас, можно приметь высказывание, что она стара как мир. Она, в том или ином виде, существует уже несколько тысяч лет – с тех самых пор, когда дерево впервые стало объектом внимания, труда и творчества. Конечно же, речь идёт о плотнике, который в современном мире называется мастером столярного и мебельного производства.
Мастер производственного обучения высшей категории индустриально-строительного колледжа №2 Акрам САТТАРХАНОВ за все годы работы в этом учебном заведении подготовил большое количество мебельщиков для города и области.
«Когда-то ГПТУ 75 (мебельщиков), было единственное в Казахстане и находилось оно в Шымкенте. Окончил я его в 1982 году, после армии вернулся в родное училище, но я понял, что еще не дорос до того, чтобы быть наставником для ребят. Был молод, немного старше своих учеников и ушел работать на мебельную фабрику. Друг снова позвал работать в училище, и я вернулся, – говорит Акрам Юлдашевич. — Сейчас в городе каждый пятый специалист, который обучался на мебельщика — мой ученик. Кто хочет получить рабочую специальность, проблем нет. А получить ее важно. Мужчина должен уметь делать что-то своими руками, потому учиться необходимо. У нас ученикам дорога оплачивается, учащимся выплачивают стипендию, бесплатно кормят, только хорошо учись. Я учу их быть независимыми, чтобы они могли не только работать на мебельной фабрике, но и открывать свое дело. Ребята учатся на мебельщика 2 года 10 месяцев и после они — готовые специалисты».
Дерево, по утверждению мастера, это самый «теплый» и «живой» материал, у которого есть и душа, и характер. Поэтому, чтобы не делал мастер столярного и мебельного производства – изысканную мебель или простой табурет – он всегда творит.
«Конечно это творческая работа! Настоящий мастер столярного и мебельного производства должен быть организованным и педантичным. Способным переключиться с одной деятельности на другую. Также важна так называемая «слуховая дифференциальная чувствительность» – это способность различать тембр, длительность, высоту, силу звука, ритм, фоновые или разнообразные шумы.
Кроме того, мастер столярного и мебельного производства должен обладать тактильной чувствительностью и хорошим глазомером. Помимо этого, к профессиональным качествам относятся хорошая координация движений обеих рук, навыки черчения, склонность к конструированию и проектированию. Мастер, столярного и мебельного производства – это профессия, которая есть и будет одной из самых востребованных. Речь идет не только о работниках обычных столярных производств, на которых используются станки и другая техника, но и о тех, кто создаёт настоящие деревянные произведения искусства вручную, и конечно наша работа очень творческая», — отметил Акрам Юлдашевич.
Вовлечение студентов в научно-исследовательскую деятельность, проводимую преподавателями и мастерами, — еще одно направление подготовки конкурентоспособных специалистов. Поэтому преподаватели и обучающиеся колледжа принимают активное участие в работе научных кружков, научно-практических конференциях, проводимых внутри колледжа, а также в конференциях других учебных заведений города и области.
«Технарей выращивать важно. А быть мебельщиком это надо иметь призвание. Мебельщиков много, но большинство самоучки, в цеху только один мастер, а остальные на подхвате. Поэтому всегда говорю, надо учиться. Эта работа творческая, и в ней каждый индивидуален. Многие ребята, окончив колледж, приходят в учебное заведение, чтобы пожать мне руку, сказать слова благодарности за полученные знания и это, конечно, приятно. А еще есть в ватсапе группа, где мы общаемся. У нас теплые, добрые отношения. Что-то спрашивают по работе, я с удовольствием подсказываю. Сегодня заказать кухню, шкаф, прихожую конкретных размеров, цвета, дизайна можно повсеместно. Как правило, выполнением подобных работ занимаются небольшие предприятия, общая численность работников которых едва превышает 10 человек. Сегодня, чтобы выжить, индивидуальные производители, а в прошлом мои ученики, делают ставку именно на качество. Не меньшее внимание уделяется быстрому выполнению заказов и гибкой ценовой политике. Они должны уметь работать независимо. Ученики талантливы, главное — разглядеть в них этот талант и помочь ему раскрыться. И у нашего коллектива это получается неплохо, поскольку за нашими ребятами любых специальностей очередь из работодателей выстраивается еще задолго до окончания учебы. Рабочих рук не хватает, потому уже на втором курсе, когда они выходят на производственную практику, ребята уже показывают, что они умеют и они уже нужны на производстве», — отметил мастер.
Педагоги колледжа каждый год проходят повышение квалификации. Это касается как педагогов общеобразовательных, так и специальных дисциплин. Мастера производственного обучения проходят стажировку на предприятиях партнеров и на предприятиях доверительного управляющего, где студентам колледжа предоставляется не только полный спектр услуг по прохождению практики, но в последующем и рабочие места, а образовательные программы специальностей подготовлены с учетом предложений социальных партнеров.
Евгения ЕФИМЕНКО