Выбор редакции

У Шымкента теперь есть своя «Чио-Чио-сан»

Шымкентский театр оперы и балета представил новый спектакль — оперу всемирно известного итальянского композитора Джакомо Пуччини «Мадам Баттерфляй» («Чио-Чио-сан»). Премьерные показы этой оперы шли три вечера подряд – с 20 по 22 декабря – с аншлагом и грандиозным успехом.

Премьера в Шымкенте «Мадам Баттерфляй», или «Чио-Чио-сан» — шедевра классической музыки, одной из самых исполняемых опер во всем мире, входящей в десятку самых значимых оперных произведений в мировой культуре и любимой миллионами меломанов, была давно ожидаемой. Ее обещали представить еще в прошлые сезоны, но из-за разного рода причин, прежде всего финансовых, осуществить это раньше не получалось. И вот к отмечаемому в этом году музыкальной общественностью 100-летию со дня смерти Джакомо Пуччини (22 декабря 1858 — 29 ноября 1924) она состоялась.
«Мадам Баттерфляй» как одна из самых лучших и прекрасных опер мирового репертуара, которая более ста лет не сходит с театральных подмостков, обросла заслуженными восхищенными определениями. В таком же духе высказался в анонсе премьеры и режиссер-постановщик шымкентской «Мадам Баттерфляй», известный оперный режиссер Михаил Панджавидзе: «Музыка Пуччини — совершенно гениальная, «Чио-Чио-сан» — опера запредельной красоты!». Он также отметил оборотную сторону «медали»: постановка этого произведения для шымкентского театра оперы и балета — экзамен на аттестат зрелости.
Сюжет «Мадам Баттерфляй» хрестоматийно известен: это трагическая история любви японской гейши Чио-Чио-сан, которую бросил сочетавшийся с ней в Японии временным браком американский военно-морской офицер Пинкертон. «В нашей опере представлена не просто история брошенной гейши, — сказал Панджавидзе. — Это история Японии и столкновения цивилизаций — цивилизации американской, европейской и древней японской. Я бы хотел, чтобы зрители, посмотрев наш спектакль, задумались над тем, как в жизни все непросто, вообще о том, что такое женская любовь и женская верность. Когда я говорю «Чио-Чио-сан», мне всегда приходит на ум знаменитое стихотворение Константина Симонова «Жди меня». Это, наверное, и есть природа Чио-чио-сан: жди меня. Она ждет, когда уже всем ясно и все говорит о том, что ее возлюбленный не вернется».
Помимо всемирно признанного оперного режиссера Михаила Панджавидзе, уже поставившего ранее несколько опер для шымкентского театра, спектакль «Мадам Баттерфляй» в Шымкенте готовили известнейшие и авторитетные специалисты. Так, дирижером–постановщиком стал заслуженный деятель Казахстана Ерболат Ахмедьяров, художником-постановщиком – известный театральный художник Гарри Гуммель (Германия). Кроме собственно музыкально-сценической, подготовка к спектаклю включала также изучение артистами хора и солистами правил поведения, манер и этикета страны восходящего солнца, национальных обычаев, костюмов, японских воинских искусств. Это делалось для того, чтобы они глубже прониклись японской культурой, прочувствовали ее стилистику, пластику движений и передали это на сцене.
Сценография была подчинена задаче — создать на сцене особую национальную атмосферу и колорит. В связи с чем спектакль был насыщен характерными японскими атрибутами, элементами и символами: традиционные перегородки и в целом минимализм в интерьере, узнаваемые экзотические национальная одежда и обувь, прически, зонтики, зажженные фонарики, выпущенные в воду, высвечивающиеся на заднем фоне известные гравюры, выступающие «фоном» действий. Среди нестандартных художественных решений особо выделялись вставка-цитирование в нотную партитуру всеми узнаваемой строки-мелодии из американского гимна, опадающие на глазах у зрителя листья прежде цветущей сакуры – как параллелизм с чувствами героини, оплакивающей смерть любви, смена белых одеяний парней из «массовки» на черные, как знак предстоящего трагического финала.
Ведущие партии исполнили как приглашенные солисты, так и артисты шымкентского театра. Так в перый день премьеры партию Чио-Чио-сан исполнила Айгуль Азатова, Сузуки — Дина Хамзина, Пинкертона — Меир Байнеш, Шарплеса — Евгений Чайников, который, к слову, выступил также в качестве ассистента режиссера. Во второй – соответственно Улпан Аубакирова, Гульжан Раскалиева, Жумабек Кантарбаев, Алексей Скибин. Исполнители других ролей играли в обоих составах.
Ожидается, что потом, скорее всего, весной следующего года, в образе Баттерфляй предстанет сама директор театра, всемирно известная оперная дива Майра Мухамедкызы. Кстати, она заявляла о желании появления «Мадам Баттерфляй» в репертуаре шымкентского театра оперы и балета с начала работы на этой должности – еще в 2021 году. «С тех самых пор я мечтала, чтобы в шымкентском театре появилась своя «Мадам Баттерфляй», — призналась Майра Мухамедкызы после премьеры и с удовольствием добавила. — Мечты сбываются! Я очень рада, что наш театр сделал это, произведя такую сложную и интересную работу».
Режиссер-постановщик также считает, что театр справился с поставленными задачами и взял очередную высоту. А зрители оценили шымкентскую «Мадам Баттерфляй» более чем восторженно. Оперу в трех действиях, растянувшуюся по времени вместе с двумя антрактами более чем на три часа (такое в шымкентском театре опере впервые — прим. авт.), смотрели и слушали на одном дыхании. На всех премьерных спектаклях был аншлаг, теплый прием, незатихающие аплодисменты, крики «Браво!», цветы и восхищенные отзывы.
В частных высказываниях люди называли оперу божественной, постановку – шикарной и великолепной, отмечали блестящее исполнение партий, прекрасные декорации и костюмы, слаженную работу всего коллектива. Некоторые во время спектакля плакали, и это характерно для зрительского восприятия постановок «Мадам Баттерфляй». Так повелось, что при всей мелодраматичности сюжета эта опера как любая истинная история любви и разочарования, страсти и крушения надежд трогает людей и иногда вызывает слезы даже у самых циничных зрителей.
Премьера нового спектакля стала настоящим культурным праздником для любителей искусства и, безусловно, самым главным и примечательным событием театрального сезона и всего уходящего года для шымкентского театра оперы. По всеобщим ожиданиям, «Мадам Баттерфляй» также придаст новый толчок дальнейшему его развитию.

Лаура КОПЖАСАРОВА

Последние новости