Вице-министр встретился с жителями города и ответил на вопросы
В наше время цифровизация становится неотъемлемой частью жизни. Казахстан уверенно занимает 24-е место среди 200 стран по уровню цифрового развития, а по индексу онлайн-услуг наша страна — в десятке мировых лидеров. Более 90% казахстанцев имеют доступ к государственным услугам через интернет.
Но как это выглядит на местах? Есть ли проблемы? Именно об этом шла речь на встрече вице-министра цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности РК Асхата Оразбека с жителями Шымкента.
Техно-реальность мегаполиса
Мероприятие прошло в Молодежном ресурсном центре (МРЦ) города. В зале собрались представители разных поколений, чтобы обсудить цифровые возможности и задать волнующие вопросы.
Асхат Елубаевич представил доклад о текущем состоянии и перспективах цифровизации. В Шымкенте только за 10 месяцев текущего года через ЦОНы было оказано 743 тысячи государственных услуг, причем значительная их часть в электронном формате. Примером успеха стала возможность оформления нотариальных доверенностей через приложение eGov mobile. Также почти половина регистраций автомобилей в республике теперь проводится онлайн.
Вице-министр отметил, что цифровизация помогает не только упростить рутинные процессы, но и открывает новые горизонты для молодежи. В Шымкенте, как и в других городах страны, по поручению Президента РК Касым-Жомарта Токаева, заработал технологический хаб. Shymkent IT Hub стал современной площадкой для развития стартапов и IT-специалистов. Хаб предлагает бесплатные места для работы, коворкинг-зоны, образовательные программы, в том числе по искусственному интеллекту, и доступ к высокоскоростному интернету.
«Это уникальная возможность для всех, кто стремится развивать свои навыки в IT-сфере. После открытия в августе текущего года в Shymkent IT Hub уже проведено 55 мероприятий, и мы планируем усилить эту работу, чтобы цифровая экосистема Шымкента росла и процветала. Мы продолжим поддержку технологических стартапов через IT-хаб и разработку образовательных программ. Важно, чтобы молодежь и IT-специалисты имели доступ к современным инструментам для реализации своих идей», — подчеркнул Асхат Оразбек.
Вопросы и ответы
В тот день зал МРЦ объединил две активные категории граждан: одни требовали улучшения связи, другие сомневались в безопасности базовых станций. Но равнодушных не было. Жители активно делились своими проблемами. К свободному микрофону в зале выстроилась очередь из желающих задать вопросы о скорости интернета, сбоях в сотовой связи и участившихся случаях мошенничества в сети.
Вопрос безопасности в цифровом пространстве является одним из самых волнующих для горожан. Вице-министр дал несколько советов.
«Ваши пароли должны быть сложными и надежными. Никогда не передавайте их даже близким, а ссылки от неизвестных отправителей лучше не открывать. Сегодня мошенники используют методы социальной инженерии, чтобы выманивать деньги и данные. Это требует от каждого из нас внимательности и цифровой гигиены», — подчеркнул он.
Кроме того, Асхат Оразбек сообщил, что министерство разрабатывает курсы и программы для повышения цифровой грамотности граждан, чтобы защитить их от киберугроз.
Жительница жилого массива Тогус подняла вопрос о сотовой связи. Она выразила опасения, что штрафы операторам за низкое качество услуг перекладываются на потребителей через рост тарифов. На это старший инженер АО «Kcell» Ержан Махмудов ответил, что тарифы формируются на основе затрат, а штрафы не влияют на их стоимость.
«Радиофобия – наша общая проблема»
По окончании встречи вице-министр цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности поделился с «Панорамой Шымкента» своими впечатлениями о ситуации с цифровизацией и качеством связи в городе.
«В Шымкенте, думаю, хорошо обстоят дела с цифровизацией, потому что она активно развивается там, где идет рост населения и бизнеса, — отметил Асхат Оразбек. — Я здесь уже второй день и пока не увидел проблем со связью. У меня на телефоне связь от трех операторов, так как я курирую эту сферу, поэтому пользуюсь всеми тремя сетями, переключаясь с одной на другую. Пока все устраивает. Ни по качеству связи, ни по цифровым сервисам в Шымкенте сложностей не заметил. Вчера ужинали в кафе — вай-фай есть. В гостинице тоже все работает. С точки зрения связи, в вашем городе проблем не вижу».
Асхат Елубаевич подчеркнул важность равного доступа к качественной связи для всех жителей страны.
«Наша цель — обеспечить связью всех граждан. Но, конечно, у каждого региона свои особенности. В труднодоступных горных районах гарантировать полное покрытие сложно, а в Шымкенте — сам Бог велел. Высокая плотность населения и доступность базовых станций создают все условия для обеспечения качественного сигнала. Мы готовы активно работать, чтобы покрыть сигналом все территории города», — сказал он.
Отдельно вице-министр затронул проблему радиофобии, которая, по его словам, остается актуальной по всей стране, включая Шымкент.
«Люди насмотрелись телепередач, которые пугают излучением от базовых станций. Но в реальности уровень сигнала, который они излучают, абсолютно безопасен. Для сравнения: прочитайте в инструкции к микроволновке, какой у нее уровень излучения. Если сравнить его с сигналом от базовой станции, вы поймете, что бояться нужно, скорее, микроволновки, — добавил он с улыбкой. — Я живу в частном секторе Астаны и специально попросил операторов поставить в десяти метрах от моего участка четыре базовых станции, которые все «светят» на дом, в котором я живу со своей семьей. Я сделал это специально, чтобы никто не мог сказать, что вице-министр живет в особых условиях. Так вот, никакой радиации ни я, ни мои дети не подвергаемся. Базовые станции не наносят вреда здоровью людей».
В завершение вице-министр подчеркнул готовность министерства развивать инфраструктуру связи в Шымкенте, чтобы удовлетворить потребности растущего населения и бизнеса. От создания IT-экосистемы до повышения цифровой грамотности — каждый шаг способствует прогрессу мегаполиса.
Галина ГЕРМАН